Без разрешения экономических споров, которыми занимается арбитражный суд, экономика нормально существовать не может. Поэтому назначение нового председателя Арбитражного суда Омской области имеет немаловажное значение для экономики нашего региона. Ожидаются ли какие-то перемены в омском арбитраже, какие у него проблемы и перспективы, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ постарался выяснить у «свежеиспеченного» председателя Арбитражного суда Омской области Сергея ЧУЧИ.
— Как ощущаете себя в новой должности? Испытываете ли чувство глубокого удовлетворения?
— Я, конечно, рад своему назначению председателем арбитражного суда, но не до такой степени, чтобы пребывать в эйфории. Работа для меня новая, хотелось бы не испортить то хорошее, что уже есть, а если получится, то и улучшить. За несколько дней работы в новой должности я еще далеко не во всем разобрался, но однозначно понял, что придется многому учиться, чтобы стать хорошим председателем суда.
Судья отвечает за себя, а председатель — за большой коллектив, за защищенность и обеспеченность всем необходимым своих подчиненных. Так что новая должность несет с собой и приятные, и неприятные «ожиданности». За себя и свой отдел я отвечать научился, а теперь предстоит учиться и учиться отвечать за всех.
Я уже ощущаю повышенную степень ответственности и слегка переживаю на этот счет. Хотелось бы побольше мудрости, чтобы в процессе моей адаптации никто не пострадал.
— Что собираетесь изменять и перестраивать в работе суда в первую очередь?
— Мне не хотелось бы быть метлой, которая метет по-новому, потому что и до меня руководители арбитражного суда весьма неплохо «мели». Мне легко было работать под руководством Людмилы ЛИТВИНЦЕВОЙ, хотелось бы, чтобы и мое руководство было адекватным. Все в суде останутся на своих местах и будут заниматься тем, чем всегда занимались. Что-то принципиально менять в работе суда не считаю нужным. Возможно, слегка усложню систему управления судом, переложу часть обязанностей на заместителя и председателей судебных составов, потому что вряд ли смогу как Людмила ЛИТВИНЦЕВА тянуть на себе все вопросы жизнеобеспечения суда.
Система омского арбитражного суда работает нормально, но ее нужно поддерживать и совершенствовать. Что-то нуждается в улучшении, но ни через неделю, ни через месяц никаких экстраординарных видимых изменений в суде не будет. Качество правосудия в нашем суде не ниже среднероссийского, буду стремиться к его повышению, но обещать ничего не могу. А вот сделать все возможное, чтобы людям стало проще и удобнее обращаться в суд, твердо обещаю.
— После перехода части судей из арбитражного суда в 8-й апелляционный оставшимся приходится работать и за себя, и «за того парня». Страдает ли от этого качество работы суда?
— 8-й Арбитражный апелляционный суд сформирован весьма адекватно. В апелляцию ушли отнюдь не худшие наши судьи, они составили костяк суда. Когда не хватает четверти судей, как у нас, это влияет на сроки рассмотрения дел, что тянет за собой и некоторое снижение качества правосудия. Когда торопишься уложиться в положенные сроки, с качеством вынужденно не догоняешь, по себе знаю. По счастью, Людмила ЛИТВИНЦЕВА, формируя апелляцию, постаралась, чтобы первая инстанция претерпела минимальные неудобства. В процессе назначения к нам находятся 8 судей, из них пятеро ждут решения президента, у троих более длинный путь.
Летом наблюдается некоторое затишье в экономических спорах, но зато часть судей находится в отпусках, да и от органов Пенсионного фонда ожидаем поступление сразу 15 тысяч исковых заявлений по взысканию незначительных — в районе 200 рублей — штрафов с предпринимателей. На мой взгляд, нет смысла взыскивать столь небольшие суммы через арбитражный суд, для государства это весьма дорогое удовольствие. Чтобы избавить нас от такой мелочевки, нужно изменить отношение к судебной системе на государственном уровне.
Нам в большей степени не хватает не столько судей, сколько работников аппарата. А расширение штата упирается в то, что помещений в суде уже не хватает, да и заработная плата секретарей, специалистов, помощников очень и очень невысока. Казалось бы, губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ совсем недавно перерезал ленточку на входе в выстроенное при его поддержке здание, и мы перебрались в просторные апартаменты, но за это время функции арбитражного суда существенно расширились, в отдельные годы количество рассматриваемых дел увеличивалось в 2 — 3 раза по сравнению с предыдущим. Нужно расширяться, но это вопрос больших денег. Зарплатой персонала активно занимается председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон ИВАНОВ, проблему можно решить лишь на федеральном уровне.
— И какой выход из этой ситуации?
— Выход — в развитии не требующей столь больших финансовых вложений системы электронного правосудия, к чему нас настойчиво призывает Высший арбитражный суд. Мы внедрили электронное уведомление, но далеко не всех, а только постоянных наших клиентов: Управление ФНС по Омской области, отделение Пенсионного фонда по Омской области, их структурные подразделения в Омске, а также некоторые крупные фирмы. Ознакомление с материалами дела стороны заказывают по Интернету, экономя массу времени.
Сейчас будем пытаться перевести документооборот с кассационной инстанцией с бумажного на электронный, чтобы посылать в Тюмень не само дело, а электронные копии документов. Если это получится, рассмотрение дел в кассации значительно ускорится. Для более полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов дорабатывается и перерабатывается сайт арбитражного суда. Со временем собираемся совместно с 8-м Апелляционным судом создать научно-консультативный совет, чтобы на нем обобщался судебный опыт. Тогда и наполняемость сайта заметно улучшится, будем публиковать обобщения практики, статьи судей.
В омском арбитражном суде давно нет очередей при подаче заявлений, ну а имеющиеся проблемы со сроками рассмотрения отдельных дел хотелось бы побыстрее преодолеть. Главная задача нашего суда — защищать предпринимателей и государство друг от друга. Согласно статистике, до 70% решений по искам к налоговым органам выносится в пользу налогоплательщиков как в среднем по стране, так и в нашем суде. Суд — это единственная ветвь власти, решение которой можно безусловно обжаловать в вышестоящей инстанции. Люди ждут, чтобы их спор был разрешен в арбитражном суде правильно и быстро, и мы постараемся не обманывать их ожиданий.
— Ходит много разговоров о давлении исполнительной власти на суд. Вы уже испытали на себе такое давление?
— Когда я был судьей, то не испытывал никакого давления. В качестве председателя мне,возможно, придется с ним столкнуться, но я постараюсь оградить от него судей, гарантировать им чувство защищенности. Никакое давление не заставит меня принимать решения, противоречащие закону. Да это и бессмысленно, ведь их все равно отменила бы следующая инстанция.
— Как собираетесь сочетать пост председателя с деятельностью судьи?
— У меня на полтора месяца вперед назначено рассмотрение дел. Хотел бы продолжить судейскую работу, но пока не знаю, в каком объеме получится. Не хочу терять квалификацию как судья, поэтому постараюсь рассматривать споры и по налогам, и по банкротству, но столько же, как раньше, явно не смогу. В любом случае согласую вопросы перераспределения нагрузки с председателем судебного состава Любовью КРЕЩАНОВСКОЙ, чтобы родная административная коллегия, где я начинал судейскую карьеру, не пострадала. В коллегии по банкротству придется плавно перераспределять обязанности, чтобы стороны рассматриваемых дел не пострадали.
— Коллегия по банкротству, наверное, и так многое потеряла с уходом Татьяны СЕМЕНОВОЙ в апелляцию, а теперь и вы меньше дел рассматривать будете. Не пострадает ли объективность?
— Я не сомневаюсь, что объективность при рассмотрении дел по банкротству останется на высоком уровне. Я активно работаю в коллегии по банкротству с 2004 года, а весь нелегкий переходный период, когда трижды менялось законодательство по банкротству, пришлось выдержать Татьяне СЕМЕНОВОЙ. Да, она ушла от нас, но осталась семеновская школа. Конечно, будет нелегко, но и я от дел по банкротству немедленно устраняться не собираюсь. К тому же полностью уверен в остающихся на боевом посту многомудрых Татьяне БЕСЕДИНОЙ и Наталье ШАРОВОЙ, а также в идущем им на помощь своем заместителе Сергее МЕЛЬНИКЕ.
— Насколько ваши новые обязанности позволят вам сочетать их с преподаванием на юрфаке ОмГУ?
— В университете я не сильно перегружен, кафедра трудового права, которой я заведую, маленькая, но очень нужная. Лекции и практические занятия я провожу не чаще раза в неделю, как правило, в субботу, когда в суде выходной. До конца этого года будет адаптационный период, мне предстоит научиться сочетать свои новые обязанности в суде с руководством кафедрой. Конечно, это будет непросто, но бросать университет я не собираюсь, работать там мне интересно и приятно.
— На что тратите редкое свободное время?
— Для меня хобби — это научная работа, мне нравится исследовать сложные юридические вопросы и находить какие-то решения. Стараюсь побольше времени проводить с семьей, мой четырехлетний сын требует к себе все больше внимания. А в качестве отдыха люблю почитать какую-нибудь легкую фантастику или детектив, чтобы отвлечься от текущих проблем.