— Дмитрий Валерьевич, какие перемены случились на омском рынке за полтора года и чего вы смогли добиться за это время?
— Самое главное достижение нашего проекта — стопроцентное попадание в формат с точки зрения консалтинга, мониторинга, аналитики, брокериджа. Сегодня уже приятно видеть то, что мы создавали полтора года назад, причем создавали на достаточно четком расчете. Omsk Real Estate Group не был интуитивным проектом. Мы просчитывали емкость рынка, просматривали его участников, анализировали перспективы развития. Видели, что будет достаточно большое строительство и сильная конкуренция, но на рынке при этом отсутствовала аналитика, адекватность компаний. Мы заложили все эти данные в свой проект, и очень приятно осознавать, что он не просто состоялся, а оказался очень успешным и преуспевающим.
Omsk Real Estate Group заработал доверие большей части омских застройщиков, инвесторов и девелоперов. Самые сильные компании региона доверяют нам разработку концепций крупных торговых и офисных зданий. На рынке коммерческой недвижимости появляется то, что мы прогнозировали еще год назад, — конкуренция проектов. И сегодня уже нельзя выходить на стройплощадку, если ты предварительно не воспользовался услугами консультантов. Ни один московский проект не работает без консалтеров. Такие столичные компании, как «Интеко», Mirax, группы, принадлежащие ПОТАНИНУ, ДЕРИПАСКЕ, другим крупным игрокам, почему-то платят 50 — 100 тысяч долларов за разработку концепций, несмотря на собственный огромный опыт в строительстве. Но почему мы в Сибири считаем себя умнее? Сегодня можно запустить проект и из-за конкуренции стать банкротом уже на уровне самой идеи. Можно вложить все средства, погубить все свои бизнесы и быть всем должным из-за того, что ты решил не общаться с консультантами. Может, они и не предложат ничего нового, но просчитают риски, ошибки. Мы можем сказать, сколько комплекс способен привлечь посетителей, какие торговые сети туда могут пойти, проанализировать будущий уровень цен, арендную ставку. Объекты недвижимости не бывают банкротами, но банкротами могут стать их владельцы.
— Что означает удачное попадание вашего проекта в формат?
— Под форматом подразумевается тот набор услуг и линейка продуктов, которые мы предлагаем, но главное — это адекватный подход, а также принцип четырех «О» — Оперативность, Ответственность, Осведомленность и Открытость. Omsk Real Estate Group работает очень быстро. Те сроки, которые мы закладываем, бывают на грани фола, но они выдерживаются благодаря команде профессиональных консультантов из десяти человек, способных решать эти проблемы. А при своей оперативности мы смогли сохранить ответственность за каждую цифру и отвечаем за обязательства, которые на себя взяли. Наша осведомленность — это глубина знаний рынка. В департаменте консалтинга проводятся аналитические часы, где мы прорабатываем тенденции, рассматриваем, что нового происходит на рынке. Открытость заключается в том, что Omsk Real Estate Group — прозрачная компания также и в предоставлении своей технологии. На нашем интернет-сайте мы многое раскрываем о своей работе, а скоро появится форум, где будут появляться ответы на различные вопросы. Нам не жалко этой информации, потому что грамотные застройщики и девелоперы — это грамотный рынок, а он требует грамотных специалистов. На таком рынке всегда присутствуют консультанты и брокеры. Попадание в формат показало востребованность нашей услуги в городе Омске, но эта услуга востребована и по всей России.
— А с какими сложностями столкнулись за полтора года?
— К сожалению, многие проекты, например по брокериджу, мы пока не дотягиваем до желаемого уровня. Я хочу давать гарантии, что смогу сдать объект в аренду, в зависимости от его сложности, за три, шесть месяцев или за год. Надеюсь добиться такой точности уже к новому году. Однако ряд договоров по брокериджу мы выполнить не сумели, и я хотел бы принести извинения тем, кто в нас на тот момент поверил. Это небольшие проекты, мы сильны в привлечении федеральных операторов, но местный рынок пока охватываем не очень активно. С другой стороны, это заставляет менять свои подходы к услуге брокериджа. Мы намерены улучшить показатели, отрабатывать договор быстро либо не браться за него вообще. Сейчас работаем по заполнению нескольких крупных объектов в Омске — это торговый комплекс на пересечении улиц Конева и 70 лет Октября, интерьерный гипермаркет «Кит-Интерьер», заключен договор на брокеридж площадей во второй очереди Казачьего рынка. В комплексе «Кит-Интерьер» на 40 % площадей, которые отводились якорным арендаторам, на сегодняшний момент уже подписаны протоколы о намерениях. Это такие операторы, как московский гипермаркет бытовой техники «Мир», новосибирская сеть «Чудодом», екатеринбургский «Суперстрой» и новый амбициозный омский проект — супермаркет инструментов площадью 2 000 кв. метров.
— Будете продолжать экспансию в другие регионы страны?
— Мы увидели, что наш формат успешен и его можно тиражировать в регионах. Так родилась идея компании Regional Real Estate. Были найдены инвесторы, и мы решили работать на всю Россию. Regional Real Estate своими первоочередными направлениями обозначила развитие в Сибири и на юге страны. Запущены проекты в Краснодаре, Новосибирске, в планах экспансии — Тюмень, Калининград, Ростов-на-Дону. На недавнем международном форуме по недвижимости PRO Estate, где мы выступали участниками, очень много заказов получили из Приволжского и Уральского округов. Однако экспансию туда мы отложили на 2010 год по причине, что рынки там уже очень развитые. Но мы готовы подкорректировать свою стратегию.
На юге мы уже также получаем заказы, специалисты компании провели три анализа использования земельных участков, сейчас поступил заказ на разработку концепции. В Новосибирске прорабатываются два заказа по земельным участкам, кроме того, беремся за анализ сегмента рынка. Проект Regional Real Estate развивается в двух направлениях — либо это открытие самостоятельной компании-партнера, как в Краснодаре и Новосибирске, либо создание дивизионов. Другие города нашей экспансии — Барнаул, Волгоград, Кемерово, Ставрополь, Красноярск, Иркутск, Томск, Астрахань, Махачкала, Владикавказ, Якутск и Улан-Удэ. В каждом регионе будут свои специалисты. Возможно, в этих городах будут открываться представительства, проект можно развивать и в рамках франшизы.