27 сентября разрешился судебный спор между заемщиком по ипотечному кредиту и страховой компанией «Альфа страхование». Когда наступил страховой случай — клиентка получила вторую группу инвалидности — страховщик отказался выплачивать компенсацию, ссылаясь на то, что женщина скрыла существенные факты, которые необходимы были для определения страхового риска.
Суд первой инстанции признал договор страхования недействительным. Но суд второй инстанции отменил решение за неимением доказательств умысла страхователя и обязал страховую компанию перечислить в счет погашения кредита 485 100 рублей при общей сумме кредита 693 000 рублей, взятого на срок 25 лет. Страховая премия при этом составили всего 3 638 рублей. Интересы женщины в суде представлял Алексей ПАНОВ, директор ООО «Центр медицинского права». Корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА встретилась с ним и подробнее расспросила о деятельности его организации.
— Алексей Валентинович, каким образом появился ваш Центр?
— В связи с финансовыми сложностями пришлось прекратить общественную работу и учредить в 2004 году юридическую фирму, которая специализируется на защите прав потребителей в сфере охраны здоровья и медицинской помощи. Необходимость появления Центра вызвали неважное состояние отечественного здравоохранения, многочисленность врачебных ошибок и отсутствие специализированных юридических услуг в сфере медицинского права. Во времена развитого социализма в основном врачей привлекали к уголовной ответственности — все было четко налажено, а развитой капитализм предоставил возможность взимать с нерадивых врачей финансовую компенсацию морального вреда, расходов на лечение и т.п. Юридическая грамотность населения как в то время, так и сейчас находится на низком уровне, поэтому наши услуги востребованы. Ниша пустует, потому что медицинская сфера для юристов не очень привлекательна с точки зрения доходности и бизнеса. Сравните: или арбитражный процесс, где задействованы компенсации морального вреда размером в десятки миллионов рублей, или процесс, связанный со смертью пациента, где размер компенсации составляет не больше 100 тысяч рублей. В Германии и в Америке, наоборот, самой высокооплачиваемой является защита прав пациентов, потому что высоки размеры компенсаций, составляющие миллионы долларов.
— Какие услуги пользуются наибольшим спросом?
— Наплыва клиентов, обращающихся к нам по врачебных ошибкам, нет, несмотря на большую численность населения как Омска, так и других городов. Это связано с тем, что люди плохо знают свои права и мало верят в успех подобных судебных дел. Большим спросом пользуются консультации по установлению инвалидности, по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности, по анализу выводов судебно-медицинской экспертизы — от них зависит степень тяжести вреда, нанесенного здоровью, чем выше степень тяжести, тем строже мера уголовного преследования. Самыми стабильно проблематичными медицинскими направлениями, с точки зрения ошибок и нарушений, являются — акушерство, гинекология, стоматология, лечение заболеваний, передающихся половым путем. По другим направлениям претензии то возникают, то исчезают. Благодаря такому состоянию медицины, без работы Центр медицинского права никогда не останется.
— Над чем сейчас работаете?
— В Центральном районном суде слушается дело, которое может стать первым подобным прецедентом в РФ, так как в таких случаях решений в пользу пациентов еще не выносилось. В одной из газет было опубликовано, что наш Центр занимается решением проблем, связанных с обслуживанием по льготным рецептам. Поступило около ста обращений от граждан, но только один человек решился подать исковое заявление в суд, несмотря на то, что мы предлагали бесплатную консультацию. Потому что люди старшего поколения не привыкли судиться с государством — они способны лишь изливать душу по телефону. В нашем деле у клиента онкозаболевание, и ему нужно каждый месяц проводить инъекцию импортного лекарственного средства стоимостью 9 300 рублей, если этого не сделать, то заболевание начнет прогрессировать. Пациент отнес свой льготный рецепт в аптеку, где его в течение 10 дней должны были отоварить, но этого не произошло. Тогда больной приобрел лекарство за свой счет и подал исковое заявление в суд. Он требует взыскать с ГУ «Омское лекарство» стоимость лекарства и 30 000 компенсации морального вреда. Ответчик заявил в ходатайстве суду о том, что во всем виноват поставщик лекарств — ЗАО «Протек». Следующее слушание назначено на 19 октября. По большому счету клиенту все равно, кто с ним рассчитается — вероятность выигрыша дела очень большая, так как нами представлены все доказательства.
— Есть ли организации, подобные вашей, в других городах?
— Наш Центр в Сибири — один из лидеров в РФ по защите прав пациентов. Есть несколько подобных организаций в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Перми. По данным статистики, которую мы ведем, и по востребованности нашего сайта, могу сказать, что обращения в наш Центр поступает со всей России, в том числе и из столицы.. Причем москвичи очень удивляются тому, что специалисты такой квалификации имеются в Омске. Иногородних клиентов консультируем по Интернету или выезжаем на места, чтобы представлять их интересы в суде. В других городах, по сравнению с Омском, судебные дела, связанные с медициной, рассматриваются очень тяжело, так как там нет сложившейся правоприменительной практики, соответственно, и уровень правовой грамотности населения ниже.
— Чего удалось добиться за три года существования Центра медицинского права?
— Самое важное наше достижение — мы сформировали правоприменительную практику по врачебным ошибкам на территории Омска и области, мы доказали, что врачебные дела можно и нужно выигрывать. В 2006 году из восьми решений суда по делам, которые мы вели, 6 было вынесено в пользу пациентов — сумма отсуженного составила 676 000 рублей. Тот, кто говорит, что выиграть иск против медицинского учреждения нельзя — ошибается, просто нужно быть профессионалом, чтобы это сделать.
— Отличаются ли проблемы пациентов в разных городах?
— Нарушения со стороны медиков во всех городах одинаковые — пренебрежительное отношение, хамство, ненадлежащая и несвоевременная диагностика болезней и т. п. Бардака по врачебным ошибкам очень много. причем не только в России. В США, например, по статистике — 98 трупов в год из-за врачебных ошибок, при их 12 % финансирования от ВВП на здравоохранение в России на медицину от ВВП идет всего 3%, и, соответственно, трупов не может быть меньше.
— К каким медицинским учреждениям возникает больше претензий — к частным или государственным?
— Платность услуги не гарантирует ее качества, можно заплатить немалые деньги и так же влететь, как в государственной клинике. Единственное отличие в том, что частные клиники стараются решать все конфликты в досудебном порядке, чтобы не портить себе репутацию, поэтому как пациентам, так и юристам с ними проще договориться. Муниципальным же медицинским учреждениям по большому счету все равно, проиграют они судебное дело или нет — пострадает-то казна, а количество пациентов никак не изменится, а если и уменьшится, то врачи только рады будут. На мой взгляд, уровень финансирования медицинских учреждений на количество врачебных ошибок никак не влияет. Все зависит от общей культуры врача, от его ответственности за выполнение своего профессионального долга. Мы не сталкивались с какими-то случаями, в которых врачам нужно было ломать голову над лечением пациентов, в большинстве случаев медиками не сделаны были элементарные обследования. А неправильные диагнозы были поставлены из-за невнимательного и пренебрежительного отношения к больным.
— Уже есть какие-то результаты в работе новосибирского филиала?
— За полтора месяца, в течение которых существует наш филиал в Новосибирске, уже набралось три дела, связанных с врачебными ошибками, которые мы будем отстаивать в суде. В первом случае больному невовремя диагностировали рак легкого, в результате чего он скончался. Во втором — офтальмолог неправильно поставил диагноз, в третьем — летальный исход пациента, несмотря на пройденное им платное лечение. Можно говорить о судебных перспективах по всем трем случаям. Думаю, что и в Новосибирске в ближайшее время нам удастся сформировать судебную практику в этом направлении.
— Планы на будущее?
— Сейчас основная задача — развитие филиала Центра в Новосибирске, потому что уровень жизни там выше и медицинских учреждений больше, поэтому и проблем в здравоохранении больше. В другие города пока не планируем выходить, так как это требует больших капиталовложений. Была неудачная попытка вхождения на рынок услуг Екатеринбурга — в течение года там существовал наш филиал, но из-за больших первоначальных затрат на аренду, оплату персонала, рекламу вынуждены были свернуть свою деятельность. Наш бизнес не дает быстрой отдачи, судебные процессы могут длиться по году, по два. К тому же на екатеринбургский рынок я смотрел, как говорится, в розовых очках, думал, что дадим рекламу и народ к нам побежит, а ничего подобного не произошло. Может быть, люди не верят в успех подобных дел, не слышали об уже существующей практике. Но это не означает, что со временем мы не появимся в этом городе снова.
— Перспективы развития услуг в сфере медицинского права?
— Может быть организаций, подобных нашей, в будущем станет больше. Медицинский бизнес тоже требует сопровождения — подготовка договоров для клиник, разработка стандартов медицинских услуг, проведение экспертиз и обучающих семинаров и т.п. Мы уже сейчас тесно сотрудничаем с Омской стоматологической ассоциацией. Благодаря такому сотрудничеству, может наконец-то решиться проблема досудебной экспертизы качества стоматологических услуг.