Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Дмитрий МИРОНЧИКОВ, директор филиала "Манрос-М" ОАО "Вимм-Билль-Данн": "Отмена дотаций на молоко в Европе привела к росту цен на него в России"

6 декабря 2007 15:32
0
3296

Каким образом и почему изменились цены у крупнейшего омского производителя молочных продуктов компании «Манрос-М», какие планы у предприятия на ближайшее время, какова ситуация в Омской области с молоком, все эти вопросы корреспондент «КВ» Рудольф СИКОРСКИЙ задал директору филиала «Манрос-М» компании «Вимм-Билль-Данн» Дмитрию МИРОНЧИКОВУ

— Осенью в Омской области, как, впрочем, и в стране в целом, заметно поднялись цены на молочную продукцию. Вы их когда подняли?


— 11 сентября.

— Цены на что поднялись? И в какой степени?

— На весь ассортимент примерно на 20%.

— По всей России это произошло?

— Да, по всем заводам компании «Вимм-Билль-Данн».

— Почему?

— Выросли цены на сырье. В Омской и Новосибирской областях скачок цен на сырое молоко произошел во второй половине октября — начале ноября. Если сравнивать цены августа и конца ноября, то литр сырого молока подорожал для нашей компании уже более чем на 50%. А цены мы подняли на 20%.

— Но выходит, цены вы подняли еще до подорожания сырья?

— В европейской части России этот скачок произошел в июле. Мы же одна компания, и ассортимент, который не производим здесь, привозим из Москвы, из Уфы, из Краснодарского края.

— Далее произошел ряд договоренностей на федеральном и местном уровнях и цены были заморожены по состоянию на какое-то число октября?

— После 11 сентября цены мыне повышали, кроме как на десертную продукцию — творожки, йогурты, которые в Омске не производят. Плюс к этому Вимм-Билль-Данн на федеральном уровне при участии Минсельхоза принял решение о замораживании цен на ряд продуктов для каждого региона. Для нашей области определено три позиции — молоко в финпаке 2,5% жирности, кефир «Веселый молочник» 1%-ный в пюрпаке литровый и сметана в пюрпаке «На здоровье» пятисотграммовая.

— А на местном уровне какие были договоренности?

-8 октября после консультаций с правительством Омской области мы приняли решение, согласовав с головной компанией, и на молоко 1 литр в пленке снизили отпускную цену на 70 копеек. И в федеральном соглашении зафиксирована та цена, которую мы установили восьмого числа. Меня нередко спрашивают, если цена зафиксирована, то почему она в разных магазинах отличается? Не знаю. Мы во все торговые точки поставляем молоко по единой цене. Наценки — это уже работа розницы.

— На какой период действует соглашение о фиксации цен на социально значимые продукты?

— До 31 января. Хотя цена на сырье продолжает расти.

— Интересно, как изменился спрос после повышения цен 11 сентября?

— На недели две он замедлился, но потом восстановился. И октябрь, и ноябрь показали хорошую динамику.

— По какой цене вы сегодня закупаете у хозяйств молоко?

— От 10 до 13 рублей за литр в зависимости от объемов, сдаваемых хозяйством, от расстояния, от качества.

— Недавно по телевизору выступал один из руководителей омского минсельхоза, который заявил, что на Западе в конечной цене молочной продукции доля сельхозпроизводителей не менее 50%, а вот в России не больше 30%.

В себестоимости продукта, который производим мы, молоко — да, достигает 60%-70%. Но между нами и потребителем есть логистика, есть розница, которая делает свою наценку, из-за чего доля сырья в структуре конечного продукта падает. К тому, же не секрет, около 70% молочной продукции в западных сетях — это private label, то есть продукт под торговой маркой розничной сети. То есть крупные розничные игроки диктуют производителю, что производить и под какой маркой. В итоге товаропроизводитель оставляет себе маленькую маржу, а весь основной доход приходится на сети. К тому же мы забываем о дотациях, которые там существовали до недавнего времени.

— Дотации эти прекратили в Европе доплачивать прошедшим летом, как это сказалось на российском рынке?

— По моим оценкам, в России около 25% молочной продукции изготавливают с использованием сухого молока, львиная доля которого завозилась из Белоруссии и Украины. После того, как в Европе отменили дотации, производство молока уменьшилось и оно, соответственно, стало дороже. Белорусские и украинские производители перенаправили товарные потоки туда, где выше цена, что, среди прочих факторов, и привело в конечном итоге к росту цены на сухое и сырое молоко и в России.

— И в Европе молочную продукцию делают с использованием сухого молока?

— Зимой везде сырого молока меньше, чем летом. Есть мировые центры производства молока, это Новая Зеландия и Австралия, они же, соответственно, крупнейшие в мире экспортеры сухого молока. Но потребляют молочные продукты больше зимой. Кстати, Омская область — одна из немногих в России, которая может себе позволить работать на сыром молоке.


— А почему, собственно? Против экономической целесообразности разве можно устоять? Если сухое молоко использовать выгоднее, то и вам придется пойти по этому пути.

— Это спорный момент, на себестоимость может сильно повлиять логистика — в Европе все гораздо компактнее, чем у нас. Пока молока в Омской области хватает, и лучше использовать его.

— Как вы относитесь к возбуждению Омским УФАС дела о «ценовом сговоре, где фигурирует и ваше предприятие?

— Мы готовы сотрудничать с УФАС и предоставить все необходимые документы. Повышение цен на продукцию более чем обосновано ростом стоимости сырья, при этом все остальные производственные затраты тоже не снижались. При этом затраты на сырье выросли абсолютно у всех переработчиков молока, как я уже говорил, эта ситуация носит глобальный характер.


— Весной текущего года полтора десятка дочерних предприятий ОАО „Вимм-Билль-Данн“ перестали быть самостоятельными юридическими лицами, присоединившись к ВБД. В их числе такие известные заводы, как „Сибирское молоко“ и Молочный комбинат „Нижегородский“. Не ожидает ли аналогичное присоединение и „Манрос М“?

— Естественно. С 1 сентября мы уже работаем в Омске как филиал „Манрос М“ компании „Вимм-Билль-Данн“. Так что историческое название сохранено. Всю деятельность по производству молочных продуктов осуществляет сейчас именно филиал. В ближайшее время процедуру присоединения пройдут и наши остальные заводы в Омской области — в Крутинке, Павлоградке и Большеречье.

— Они присоединятся в качестве самостоятельных филиалов?

— Как обособленные подразделения филиала „Манрос М“.

— Какие еще предприятия есть в Омске?

— Есть еще филиал ОАО „Вимм-Билль-Данн Продукты Питания“. Это подразделение занимается логистикой и продажей молочной продукции и детского питания. Оно продает не только нашу продукцию, но и привезенную с других площадок.

— То есть филиал ВБД — это производитель, а филиал ВБД ПП — оптовик, который продает продукцию первого?

— Нет, это торговый дом в рамках холдинга, который реализует продукцию холдинга оптовым покупателям и розничной торговле.

— Процессинг?

— Нет. Кроме того в Омске расположена одна из десяти региональных дирекций компании — Западно-сибирская, которая отвечает за Омскую, Тюменскую области и два автономных округа — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. Это управленческая структура. Руковожу данной структурой также я.

— Филиал ВБД ПП продает в Омске продукцию оптовикам или сам доходит до розницы?

— Исторически сложилось, что „Манрос М“ сам развозил продукцию в магазины,
так это и осталось. Также в Омске наш ассортимент реализует в магазины дистрибьютор „Лучшее молоко“.

— Это не аффилированная с вами структура?

— Нет, это абсолютно независимая от нас структура, которая работает с нами на договорных отношениях. Мы обслуживаем крупные и средние торговые точки города, они работают с более мелкими магазинами.

— Но обычно крупные компании выбирают несколько посредников и работают только с ними, не связываясь с розницей.

— Политика нашей компании — прямая доставка в розничные точки, за счет чего уже можно обеспечить гарантированное качество. Сегодня данная стратегия реализуется также на сургутском заводе, где раньше в основном работали дистрибьюторы, а сейчас мы делаем упор на развитие собственных продаж. Есть такое понятие „холодная цепочка“. Для продажи молочной продукции надо иметь холодные склады и транспорт, обеспечивающий определенную температуру независимо от внешних перепадов погоды. У нас весь транспорт — это термосы и рефрижераторы. Аналогичные требования предъявляются к нашим дистрибьюторам во всех регионах.

— Какие планы на ближайшее время?

— В начале следующего года открываем цех детского питания. Впрочем назвать его цехом, наверное, было бы неправильно. Это самостоятельное производство с мощностью 50 тонн в сутки. Естественно, Омск столько не „съест“, продукция, произведенная в Омске, будет реализовываться от Урала до Иркутской области.

— Какие брэнды будут производиться?

— »Агуша" и «Имунеле». Впрочем второе уже не детское питание — это функциональные напитки — они тоже сложны в производстве и инновационны. Всего ассортимент составит около 15-20 наименований.

— Когда начали строить?

— В мае.

— А зачем в Омске такое производство?

— Во-первых, за Уралом вообще нет таких мощностей по производству свежих детских продуктов. Есть отдельные предприятия, где производят ограниченный ассортимент стерилизованного детского питания. Кисломолочных, а тем более творожных детских продуктов в Сибири не делается вообще. Но их срок годности ограничен — 10 — 12 суток и привести их из Центральной России возможно только самолетом. А ведь это один из самых быстро растущих сегментов продовольственного рынка.

— Каковы были затраты на проект?

— Больше 10 миллионов долларов.

— Месяца полтора назад появилась информация, что в Омске начали разливать «Веселый молочник».

— Да, 10 октября мы начали продажи данной торговой марки. Производим 8 позиций — молоко пастеризованное двух жирностей, кефир двух жирностей и ряженку, сметану разного веса. На упаковке крупно написано «Манрос М», чтобы показать, что продукт сделан именно в Омске, это своего рода гарантия качества и свежести данных продуктов.

— Какова доля «Веселого молочника» в общем объеме производства?


— Сейчас около пяти процентов, собираемся выйти на показатель 15% от общих продаж. Причем идет не замещение, а дополнительные объемы. Сегодняшние продажи, например, уже идут плюсом. Ведь это другой ценовой сегмент. На «Манросе М» производилось три брэнда: «Вкусника» (десертная категория), «На здоровье» (классический продукт) и «Молочная долина» (жирный классический продукт). Первый брэнд занимал средний ценовой сегмент, а оба других — выше среднего. Не секрет, что продукция «Манрос М» — достаточно дорогая из тех, что производится в Омской области, за счет вложений в качество, в инфраструктуру, в производство. А «Веселый молочник» ощутимо дешевле торговой марки «На здоровье», относится к более доступному сегменту — и на полке это заметно.

— В чем, собственно, отличие «На здоровье» от «Веселого молочника»?

— «На здоровье» — более обогащенный продукт с соответствующими витаминными добавками. Ну а сырое молоко идет одно и то же, наше, омское.

— Будете ли выпускать другие федеральные брэнды?

— К концу следующего года планируем приступить к выпуску торговой марки «Домик в деревне». Для этого потребуются определенные инновации, потому что «Домик в деревне» — это тот же тетрапак, но с завинчивающейся крышкой либо клапаном, как у соков. Причем и по данному продукту уверены, что он не повлияет на позиции «На здоровье» на рынке, а даст дополнительный прирост.

— Вы говорите о дополнительном приросте, а между тем я слышал, что объем переработки молока у вас меньше, чем было два года назад.

— Сейчас меньше, а летом, наоборот, принимали больше, чем два года назад. В этом году сложилась непростая ситуация с сырым молоком — его просто не хватает.

— Летом больше, зимой меньше, ну а в целом по году?

— За текущий год в физических объемах мы переработаем молока столько же, как в прошлом и в позапрошлом годах.

— Но дефицит сырого молока отчего случился в Омской области? Скота стало меньше?

— Резко подорожало сухое молоко, и в Омской области очень много активизировалось заводов, которые сушат молоко и вывозят его за пределы региона, продавая по рыночным ценам. По России в целом оно подорожало с 70 рублей за килограмм до 130 — почти в два раза, а значит, стало рентабельно на районных заводах его сушить. Тем более его можно складировать и спокойно ждать покупателя.

— В свое время на молкомбинате «Солнечный» — предшественнике «Манрос М» — так и не достроили цех сухого молока...

— Здание цеха все еще стоит.

— Нет задачи все-таки достроить его?

— Нет смысла. У нас большие мощности по сушке в Большереченском подразделении. И излишки, которые образуются летом, мы сушим там. При этом в Омске не используем в своем производстве сухое молоко, а поставляем его на другие заводы компании в рамках холдинга. Производство на «Манрос М» — только из натурального молока.

— Каковы все-таки конкретные объемы переработки молока?

— В 2006 году переработали 106 тысяч тонн. В текущем будет не меньше. В следующем планируем, если удастся реализовать ряд идей, выйти на 120 тысяч тонн.

— Под идеями вы имеете в виду поддержку, в том числе и финансовую, товаропроизводителей, чтобы они сдавали молока больше и именно вам? Помню, несколько лет назад переработчики практиковали кредиты под будущий урожай. Тот же «Манрос М» давал кредиты под будущую сдачу молока.

— Это стандартная практика. Здесь никто не изобретал велосипеда. Мы тоже кредитуем производителей молока на уборочную и посевную. И когда возникают какие-то проекты по увеличению стада, строительству какой-то фермы, тоже в них участвуем и помогаем нашим партнерам. Летом собираем молоко и на частных подворьях.

— Не собираетесь покупать в Омской области еще предприятия?

— У нас достаточно хорошая география дочерних заводов, поэтому в настоящий момент такой задачи не стоит: получается 200 км на север, 200 км на восток и 120 км на юг. Так что фактически охвачены все три ключевых направления.

— Два завода, насколько я понимаю, работают только как приемные пункты, не производя продукцию с добавленной стоимостью.

— Собирают молоко, охлаждают и переправляют.

— Названные вами объемы переработки молока включают сельские филиалы?

— Естественно.

— Каковы объемы переработки у Большереченского филиала?

— Опять же, одно дело летом, другое — зимой. Зимой он работает на творог и глазированные сырки, летом «сушит» молоко. И летом его объемы больше чем здесь, в Омске.


— В чем состоит конкуренция на рынке молока? В цене на закуп молока? Но вы здесь самые крупные, следовательно, диктуете цену.

— Это заблуждение, что мы диктуем цену. На самом деле сегодня в Омской области цену диктует Тюмень, как ни странно. Там есть два крупных предприятия, а молока у них недостаточно. Особенно в зимний период. Они пытаются войти в Омскую область и покупать здесь молоко, формируя ценовое поле на сырое молоко в нашем регионе. Вопрос не в том, кто на рынке самый крупный, а в том, кто первый поднимает цену. Остальным тоже приходится поднимать, чтобы ответить адекватно и не потерять свои хозяйства — это реалии современного рынка.


— Вы раньше работали в Самаре. Чем отличается рынок готовой молочной продукции в Омске от ситуации в Самаре или, скажем, в Новосибирске?

— Главное отличие — в Самаре и Новосибирске на полках в основном представлены федеральные брэнды, а в Омске — местные. Даже мы, будучи федеральным игроком, выпускаем основной ассортимент тот, который здесь был и до нас. Если зайти в любой новосибирский супермаркет, вы увидите в продаже ту же продукцию, что и...

— по телевизору...

— Да. А здесь у нас иная ситуация. Но, с другой стороны, люди знают, что это все свое — здесь производится.

— Какую долю продукции вы продаете в Омской области?

— Чуть менее 50%. Остальное большей частью идет на Север.

— Землю выкупили под предприятием?

— Конечно. Это принципиальная позиция компании. Это было чуть ли не первое, что мы сделали, приобретя это предприятие. Тот же процесс идет у нас сейчас и по остальным заводам в Омской области.

— В предыдущем интервью нашей газете вы упоминали, что «На здоровье» может стать федеральным брэндом.

— «На здоровье» — один из ведущих брэндов Западной Сибири. Сейчас обсуждается вопрос, выводить его на федеральный уровень или локализовать в Сибири, направив усилия на его поддержание именно здесь. Но то, что брэнд будет жить, — это однозначно. Сейчас мы занимаемся его редизайном. Плотно работаем с московским и новосибирским агентствами, который придумывают новый дизайн для «На здоровье». Продукт хороший, но уже пять лет он не меняется, нужно какую-то свежесть внести. До конца года, думаю, с дизайном определимся.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.