Роман Роберта Льюса Стивенсона обрел очередное воплощение.
На дирижерском пульте – нотная партитура, снятые с запястья часы и… револьвер. Выстрелом из него дирижер-постановщик Григорий ВЕВЕР дает старт спектаклю. Руководитель Камерного оркестра Омской филармонии не впервые сотрудничает с Музыкальным театром. Говорит, рад, что опять нашлось время, поскольку романом Стивенсона зачитывался в детстве, как почти каждый мальчишка.
В спектакле мощная постановочная команда. Начнем с того, что мюзикл по мотивам знаменитого романа создан Максимом КАШЕВАРОВЫМ (автор либретто и текстов песен – Константин РУБИНСКИЙ), написавшем музыку к десяткам фильмов и мультфильму «Лунтик». В качестве режиссера-постановщика выступил главный режиссер Новошахтинского драматического театра Михаил СОПОВ, известный также как кино- и театральный актер и композитор. Подобная «многостаночность», видимо, семейная черта: отец постановщика Юрий СОПОВ тоже совмещает актерскую профессию и профессию художника. Он – главный художник Новошахтинского театра, сам часто играет в спектаклях, а сейчас является автором декораций и костюмов. Хореограф-постановщик Владимир РОМАНОВСКИЙ – главный балетмейстер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, доцент Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. Из Петербурга же, из Мариинского театра, приезжала на консультацию художник по гриму Софья СОКОЛОВА. Оправдались ли старания? Где-то в большей степени, где-то в меньшей.
Костюмы, грим и сценография действительно эффектны. Возможно, поэтому и постановочно выигрывают массовые сцены.
Роман Стивенсона пережил множество воплощений, в том числе несколько – в советском кино. Лично мне наиболее удачной кажется трехсерийная версия Владимира ВОРОБЬЕВА (1982). Сейчас постановщики идут скорее за мультфильмом 1988 года. По крайней мере, доктор Ливси Михаила ДЕРГИЛЕВА точь-в-точь оттуда.
Среди песен, танцев и зачастую необоснованного веселья хочется, чтобы иногда все-таки и холодок пробежал по спине. Но какой холодок, если, например, Черный Пес (Василий БОРОВИК) и Слепой Пью (Илларион ТАТАРАШВИЛИ), добравшиеся наконец-то до своего «заклятого друга» Билли Бонса, умыкнувшего карту Острова сокровищ, выходят в образах клоунов а-ля Театр Полунина! Да и сам Билли выглядит жалким пьяницей. Как тут не вспомнить харизматичного и сурового Леонида МАРКОВА, игравшего эту роль!
«Вы пиратами стали случайно, дорогие Патрик и Чарли, никто из вас не виноват!» – убеждает законченных, по идее, головорезов матушка Джима Хокинса (Ольга ГРИГОРЬЕВСКАЯ). И, окруженные ее заботой, а главное – накормленные фирменным пудингом, «мальчики» как-то быстро верят в это.
Джон Сильвер Игоря СКЛЯРОВА – орешек покрепче, его на сантименты не разведешь. Это многоликий и коварный пират. Чем-то он похож на Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря». Конечно, Сильвер не столь легкомысленен, не столь светел душой, но точно так же способен выкручиваться из любых передряг. И, кажется, несмотря на то, что он оставлен на необитаемом острове и получил черную метку от разгневанных соратников, он выпутается и из этой ситуации и вновь отправится на поиски золота и приключений.
Параллелей с «Пиратами Карибского моря» в спектакле вообще очень много. Это и пираты-призраки с их предводителем капитаном Флинтом, и монета, выполняющая функцию судьбоносного жребия, и фантастические сирены, и отважная девушка, проникшая в пиратскую команду. Дженни (Кристина ДЕМИНА), как и героиня Киры НАЙТЛИ, ищет отца. И, когда оказывается разоблаченной пиратами, так и кажется, крикнет сейчас: «Переговоры!»
Авторы мюзикла вводят женский персонаж в брутальный сюжет о поисках пиратского клада, чтобы добавить лирическую ноту в историю взросления главного героя Джима Хокинса. Конечно, это было не обязательно, но, видимо, таков закон жанра. И, в общем-то, дуэт получился.
Джим Хокинс вообще убедительная работа Игоря ПАРАМОНОВА. Обычно актерам сложно играть подростков, избегать при этом фальши, но тут все прошло без натуги.
Хочется отметить точное актерское попадание и у Александра СЕРКОВА в роли капитана Смолетта, и у Антона ЗАВЬЯЛОВА (Призрак Флинта). Флинт, кстати, вообще ведет и даже, кажется, создает весь сюжет. Ну, в конце концов, сокровища ведь его.
Слишком много комических ужимок у Вадима НЕВЗОРОВА в роли сквайра Трелони. Мастер характерных ролей просто не может удержаться, чтобы на такой благодатной почве, как образ чудаковатого сквайра, не пустить в ход весь свой арсенал.
Как бы там ни было, омский «Остров сокровищ» (12+) наверняка понравится любителям морской романтики, которые видят себя в мечтах «шальными капитанами судьбы» и не особо помнят, что же там было в первоисточнике или других версиях его переложения. Нелишне напомнить, что в постановке два актерских состава, а это, как правило, два разных спектакля.
Попутного ветра!
Фото © Александр БАРАНОВСКИЙ (Омский музыкальный театр)