Музейная коллекция формировалась при их активном участии.
Меценаты – важные партнеры многих музеев. Благодаря их бескорыстной поддержке пополняются музейные фонды, проводятся сложные дорогостоящие реставрации, реализуются большие проекты. В День российского предпринимательства, отмечающийся 26 мая, Омский государственный музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, решил вспомнить людей, при финансовой поддержке которых развивалась омская культура.
– В начале XX века в Омске существовало Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, – рассказала главный научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Общество возглавлял Вячеслав Вячеславович Едличко, который был председателем судебной палаты. Он окончил юридический факультет Петербургского университета, где в это же время учился Михаил Александрович Врубель. В Общество входили юристы, учителя, врачи и, конечно же художники, а главной целью его было создание в городе художественно-промышленной школы и музея. Как этого можно было достичь? Надо было делать выставки, вкладывать свои деньги. И в этом заключается неоценимый вклад омских меценатов.
Среди омских филантропов и покровителей искусства была жена основателя омского машиностроения Сергея Христиановича Рандрупа Александра Михайловна. Она была дочерью состоятельного купца, внучкой сибирского золотопромышленника и, конечно, была богата. До своего замужества, которое случилось достаточно поздно, в тридцать лет, Александра Михайловна жила в Москве, вращалась в богемных кругах, посещала выставки. В Омске в 1915 году она организовала такую же выставку в здании Торгового корпуса, где сейчас находится Музей имени М.А. Врубеля, представила свое собрание и привлекла местных художников. Вообще Александра Михайловна Рандруп много средств вкладывала в искусство.
Другой меценат, которого с благодарностью вспоминают в музее, – Сергей Александрович Ковлер, муж Варвары Шаниной – дочери знаменитой купчихи, чьи магазины стали украшением Любинского проспекта. Врач по образованию, Ковлер был также художником-любителем, коллекционером предметов Востока, старинного оружия и фарфора. Коллекцию фарфора он подарил в 1920 году музею только что открывшегося художественно-промышленного училища имени М.А. Врубеля, созданного в том числе и на его средства.
Еще один врач и художник-любитель – Владимир Иванович Ишерский. У него была успешная практика и хороший доход, часть которого он щедро тратил в качестве мецената. Три года он жил в Уфе и там познакомился с Давидом Бурлюком. Бурлюк называл себя «отцом русского футуризма», но при этом у него были прекрасные реалистические пейзажи, которые понравились Ишерскому, и он приобрел их.
– У нас в восьмом зале, который мы называем «зал авангарда», находится пейзаж Бурлюка «Деревня весной» из коллекции Ишерского, – рассказывает Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – В свое время она экспонировалась на Третьей весенней выставке Общества любителей изящных искусств и называлась там «Избы». На полотне изображен март, тающий снег, всё это густо, пастозно. Вся энергия Давида Бурлюка выразилась в этом реалистическом пейзаже.
И наконец – Борис Владимирович Трувеллер, ученый-лесовод, организатор лесопромышленного дела в Сибири. После смерти Вячеслава Едличко, которого «раздавила революция», как писали в некрологе, он стал исполняющим обязанности председателя Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. Написал подробный отчет о работе Общества, о выставках, о первых дарах в музей Худпрома. Документ сейчас хранится в областном архиве. В августе 1919 года, когда Красная армия начала активное наступление, Трувеллер уехал во Владивосток. Уезжая, он оставил свое собрание в Музее Русского географического общества (ныне Музей просвещения).
– Тогда так поступали многие коллекционеры и художники, – говорит Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Они оставляли произведения искусства на временное хранение, потому что надеялись, что вернутся. И вот Трувеллер оставил коллекцию картин, и что самое ценное для нас, портреты своих предков: прабабушки Аграфены Петровны и прадедушки Владимира Петровича Козляниновых. Она изображена на фоне парковой зелени с небольшим альбомчиком в руках, он – в кабинете, рядом с бюстом Аполлона и скрипкой. Это парные портреты кисти Карла Рейхера, которые сейчас находятся у нас в музейных залах.
Пример меценатов прошлого может быть вдохновляющим для наших современников. Традиция действительно продолжается, говорят в музее. Сегодня у него по-прежнему много друзей и партнеров в сфере бизнеса и науки.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА, Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля