Главный архитектор проектов ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан МРЫГЛОД рассказал, что сам транспортный узел они решили сделать в тоннельном варианте. Трасса уходит под землю на площади перед ТК «Флагман» и выходит на поверхность уже за улицей Орджоникидзе. Улицы Фрунзе и Булатова по проекту работают в одностороннем направлении и распределяют потоки. Но для них предполагается построить новое полотно с трехполосным движением, а уже существующие дороги отдать под парковки. Перед церковью на Тарской можно организовать пешеходную озелененную площадь и двухуровневую подземную автопарковку. «Новая линия метро глубокого заложения пройдет под тоннелем еще на более низком уровне, а сам тоннель использует естественный рельеф и напрямую пересекает возвышенный участок, — утверждает Богдан МРЫГЛОД. — То есть он даже не заглубляется и не будет подвержен подтоплению».
Два авторских коллектива Омскгражданпроекта сделали эскизы застройки квартала. На одной стороне, где застройщиком является в основном «АГРО-ТРАСТ», планируются здания высотой от четырех до 18-20 этажей. Здесь предлагаются офисные и гостиничные объекты, а также в меньшей степени торговые площади с возможным включением небольшого количества элитного жилья. Общая площадь этой застройки — около 90 тысяч кв. метров, из них офисам отводится 78 тысяч квадратов и 12 тысяч кв. метров займет жилье.
Противоположная сторона по улице Булатова тяжелее — здесь еще больше заказчиков-инвесторов, которые уже сегодня готовы осваивать площадку. Здесь предлагается 9-14-этажная застройка с остекленным фасадом и общей площадью около 60 тысяч кв. метров. Школа и два жилых дома пока остаются. По словам г-на МРЫГЛОДА, в перспективе дома можно перепрофилировать и полностью сделать деловую зону. Проблемный вопрос — сохранившийся кусочек деревянной архитектуры по улице Тарской, где одно из зданий является ценным памятником архитектуры с пышной резьбой. «Когда идешь по улице Тарской, этот участок такой уютный и сомасштабный церкви, — посетовал архитектор. — Н,о с другой стороны, мы должны идти на современное решение этой территории». Проект предлагает радикальный метод: снести всю деревянную застройку по улице Тарской от Фрунзе и до Булатова, а ценные дома можно перенести в район Казачьей слободы. Угловое кирпичное здание-памятник по улице Орджоникидзе, которое попадает под снос из-за строительства метро, возможно отстроить заново дальше по улице.
Неожиданно после Богдана МРЫГЛОДА в зал вышел содокладчик — директор по инвестициям и девелопменту компании «Айджи-Линкольн» Дариуш ДВОРАКОВСКИЙ. Это международная компания из США, которая строит объекты в Москве и странах Европы. «Мы хотим участвовать в омских проектах, в том числе, в освоении этой площадки, — заявил г-н ДВОРАКОВСКИЙ. — Мэр озвучил на встрече, что хотел бы, чтобы инвестор, например мы, участвовал в развитии инфраструктуры этого участка — строительстве дорог и парковок». Иностранный инвестор представил свою концепцию, разработанную самостоятельно в контакте с Омскгражданпроектом. Дариуш ДВОРАКОВСКИЙ пояснил, что они не хотели бы строить слишком высокие здания у церкви — это нецелесообразно с точки зрения девелопера, дорого и рискованно. Иностранцы уже нашли понимание и в омской епархии и заявили, что могут решить вопрос с переносом школы, чтобы она не стояла посреди офисных комплексов.
— Не совсем понял в отношении площадки, которую мы уже почти полностью расселили, — недоуменно сообщил президент корпорации «АГРО-ТРАСТ» Юрий ШУШУБАЕВ. — У нас проблем с финансированием нет. Как рассказал г-н ШУШУБАЕВ корреспонденту «КВ», он сам сильно удивился, почему возник такой интерес к площадке, куда «АГРО-ТРАСТ» уже вложил 20 млн рублей. Иностранцы обращались к ним с предложением о финансировании, но получили ответ, что в их помощи не нуждаются.
Вопросы к новой концепции Омскгражданпроекта возникли у представителей ГИБДД и инспекции по охране памятников, но градсовет все же решил ее утвердить после эмоционального выступления главного архитектора Омска Анатолия ТИЛЯ.
— Мы просто спасаем сейчас эту территорию, — заявил он. — Гаражи, сараи — этого никто не видит, это масштабно, это подходит. Мы в принципе уже скоро не пробьем эту магистраль. Но настало время, и я рад, что уже идет инвестиционная конкуренция за эту территорию. Моя точка зрения — наконец-то удачно найдено решение, а этажность давайте проверим. Сейчас предстоит этап работы с собственниками имущества. Думаю, надо дать добро и двигаться дальше к стадии проектирования.