Все рубрики
В Омске среда, 24 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,2918    € 99,5609

Сергей ГАНЧАРУК: "Если хочешь войти в историю, ты должен пожить в Омске"

12 декабря 2007 13:43
0
2168

Вторую проектную игру «Стратегические ориентиры развития Омска» организовала группа «Омск» при поддержке городской администрации. В ходе игры шли дискуссии и споры, принимались и отвергались разнообразные доводы, анализировались те или иные подходы. Участники игры на проблемы смотрели с разных точек зрения и делали неожиданные выводы. Среди наиболее интересных — Омск это место, где люди могут войти в историю, а его главное конкурентное преимущество — в развитии уникальных городских особенностей. Об этом и о многом другом корреспонденту Алене БУЛАВКА рассказал деловой координатор группы «Омск» и заказчик игры Сергей ГАНЧАРУК.

— Сергей Николаевич, кто был среди участников игры «Стратегические ориентиры развития Омска»?

— Сегодня сам факт подготовки к 300-летию Омска создает возможность объединения людей. Мы можем гордиться его славным прошлым, но каким будет завтра? Насколько зависит будущее Омска от горожан, от их инициативы и активности? Для ответов на эти вопросы и собрались более 140 участников, среди которых были представители исполнительной и законодательной власти, политических, общественных и профессиональных организаций, деловые круги, ученые, студенты, преподаватели, архитекторы, конструкторы, одним словом — неравнодушные люди. По сравнению с первой игрой — «Образы будущего Омска» — изменился состав, увеличилось число участников, расширился круг внешних экспертов. В него вошли«Группа конструирования будущего» во главе с Сергеем Переслегиным из Санкт-Петербурга, директор международного института урбанизации Юрий ЧУДНОВСКИЙ из Киева, экс-мэр подмосковного города Долгопрудный, а ныне руководитель департамента развития одной из самых крупных российских девелоперских компаний Татьяна АЛЯБЬЕВА, а также представители омского землячества в Москве и за рубежом, бывшие омичи Василий ЗУБАКИН — известный человек в РАО «ЕЭС России» и Андрей ГОНЧАРОВ — топ-менеджер австрийской компании, работающей в том числе с Россией и странами СНГ.

Первая игра «Образы будущего Омска» выявила несколько образов будущего Омска, от которых можно отталкиваться при планировании его развития. Омск — город первопроходцев. Это освоение не только новых территорий, а в первую очередь новых, не опробованных видов деятельности. Второе: Омск — город возможностей для молодежи. Здесь задача, чтобы молодые люди оставались и видели перспективу своей жизни в городе, а также имели возможность эту жизнь самостоятельно обустраивать. Руководителем и первой, и второй игры выступал Александр КОРОТЕНКО. Он имеет богатый опыт организации и проведения подобных игр в России и СНГ и опирается на организационно-деятельностный подход, разработанный Георгией ЩЕДРОВИЦКИМ, известным российским логиком и методологом. У меня была на игре довольно сложная роль. С одной стороны, я представлял интересы заказчика мероприятия, с другой — был экспертом, который должен оценивать тематические выступления групп с содержательной точки зрения. Чтобы свою экспертную функцию выполнить осмысленно, мне пришлось отстраниться от узкопрофессионального подхода, которого на игре было в избытке, и стараться воспринимать город как целое, отвечая на вопрос, как город должен быть устроен, чтобы в нем воспроизводился городской, а, например, не деревенский образ жизни. Основными интеллектуальными инструментами для меня являлись понятие города и базовые Омские ценности, то есть та загадочная «омскость», которая отличает наш город от других городов. Об этих очень важных вещах можно поговорить отдельно, так как они могут быть интересны с практической точки зрения и бизнесменам, и политикам, и представителям власти.

— Частенько приходится слышать выражение, что Омск — большая деревня. Это плохо или хорошо?

— Все зависит от того, как на это посмотреть. Если пренебрежительно, то тогда нужно уезжать в столицу, что, кстати, очень много активных омичей и делают, растворяясь в Москве и Санкт-Петербурге и только самые сильные прорываются. Если с точки зрения вопроса, какой ресурс за этим стоит, то тогда есть вариант своих планов в Омске. Но чтобы попытаться выделить этот ресурс, нужно опять вернуться к базовым омским ценностям, например, объявил КОЛЧАК Омск третьей столицей, с тех пор мы и живем с этим ощущением. Другой миф — Омск — город-сад, но мы все время стремимся, чтобы это было реальностью. Это говорит о том, что омичи имеют мифологическое сознание и более привержены традиционному укладу жизни, характерному для деревни, который выражается в невозможности спрятаться, раствориться в толпе — «все друг про друга все знают». Отсюда и складывается впечатление, что Омск — это большая деревня. Поэтому дух и энергия города — это бережное отношение и принадлежность к истории. Именно поэтому серьезной мобилизующей силой для омичей может стать подготовка к 300-летию Омска. Поэтому и лозунг появился на игре — если хочешь войти в историю, ты должен пожить в Омске.

Омск — это место, которое дает возможность разным людям войти в историю. Омск либо порождает исторических личностей, которые потом уезжают из города и работают на благо всей страны, либо дает силу приезжающим в город людям творить на благо общества. Биография многих известных, выдающихся имен связана с Омском. Достаточно вспомнить Достоевского, Врубеля, Туполева, Королева, Ульянова и т.д. Во время игры был представлен плакат «Творцы омской истории-300» в версии группы «Омск». При его подготовке выяснилось, что коренных омичей там мало, либо они родились, а затем уехали из Омска, либо они были какое-то время в Омске, а потом уезжают в другие города и становятся известными людьми. Так что Омск либо порождает людей, либо заряжает энергией. Омск — место, которое позволяет людям стать историческими личностями.

— И какие же есть пути и возможности у людей, живущих в Омске, чтобы войти в анналы истории?

— Механизм попадания в историю — создание образцов. Необходимо регулярно создавать уникальные ресурсы, которых нет у других городов. Пока же Омск — город «незавершенных» образцов. К примеру, есть известная хоккейная команда, но нет сформированного образа Омска как хоккейной столицы. Хотя у любого крупного города есть своя команда, но ведь нет ни одной хоккейной столицы. Стандарты тренировок, подготовку игроков и тренерского состава в разные годы формируют то Канада, то Европа, был период, когда СССР был законодателем мод в хоккее. Сейчас все блуждает. Почему бы это право не попытаться закрепить за Омском. Сделать Омск площадкой, где выращиваются сильные духом люди с сибирским характером? (Помните, трус не играет в хоккей?). Воспроизводство сильных людей — это уникальный ресурс. А если пойти еще дальше и создать моду на ледовые виды спорта, то можно превратить Омск в ледовую столицу. Тогда уже можно договариваться, к примеру, с федерацией керлинга, чтобы они проводили свои соревнования в Омске. За этим идет международный туризм. Это один из возможных ориентиров развития города. Этот проект активно обсуждался на игре. На игре Сергей ПЕРЕСЛЕГИН — руководитель группы конструирования будущего — очень интересно выступил о том, как возникла западная ментальность. В кулуарах игры обсуждалась его точка зрения, и участники пошли дальше, попытались выявить корни восточного и русского человека, используя метод ПЕРЕСЛЕГИНА. Ведь схема исторического самоопределения в каждом случае разная. Западный человек — это завоеватель. Исторически так сложилось, что он колонизирует территории, навязывает свою культуру и ментальность. Восточный человек стремится жить в гармонии с природой и своим внутренним миром. Поэтому если восточный человек приходит в инородную культуру, он живет параллельно с ней, безразлично к другим людям и ни при каких обстоятельствах он не ассимилируется. К примеру, сегодня многие боятся захвата России китайцами, но можно попробовать освоить западный опыт, инкорпорировать китайскую нацию в культуру нашей страны через чайна-тауны. В нашей российской культуре человек воспринимается частицей Бога. А раз человек произошел от Бога, значит, он должен любить человека, как Бог. Исходя из этого — западный человек колонизирует, поэтому воюет и конкурирует, восточный человек — заселяет, если он сам себя не ограничит «китайской стеной», а русский — осваивает. Сейчас это хорошо видно, как российские бизнесмены осваивают западный бизнес во всем мире. Отсюда главный принцип — главная движущая сила западного человека — конкуренция, российского — принцип высшей справедливости. Ведь в многонациональном государстве нужно взаимодействовать с многочисленными этносами, а законы у всех — разные, высшая справедливость — одна на всех.

— Это все правильно, но какое же все-таки развитие и будущее у Омска?

— Что такое «развитие» и что можно развивать. В ходе игры был сделан интересный вывод — развивать можно не все, а только то, где есть ядро, зародыш развития. К примеру, соединение женского и мужского начал — толчок к новой жизни, появлению новорожденного. Сам новорожденный с точки зрения биологии — конечный продукт процесса, с точки зрения социальной среды — новорожденный всего лишь ядрышко, семя, из которого вырастет тот или иной индивид в зависимости от социальной среды, в которую он попал. Так и формирование Омска как хоккейной или ледовой столицы — это зернышко для того, чтобы наш город стал одним из центров международного туризма. Тогда возникает и новая стратегия города — стратегия коммуникации и взаимодействия. В связи с этим развитие города предпочтительно через локальные проекты, связанными со стратегическими ориентирами. Здесь мы можем обогнать другие города. Ведь главное преимущество Омска не в создании возможностей, а в создании уникальностей. Это только одна из зон прорыва, которая обсуждалась. Создание локальных проектов — это альтернатива революции и войнам, наличие локальных экспериментальных площадок, а не тотальное переустройство позволяет другим людям, которые хотят жить со старой системой ценностей, жить по-старому. Это не разрушает их мир. Такой подход может стать современной схемой освоения территорий.

Еще один пример стратегического ориентирования Омска — образовательная лаборатория. Можно приглашать педагогов-новаторов из других регионов, других людей, которые не смогли реализоваться в столице или в каком-то другом регионе, но имеют базу, опыт и желание воплощать и творить на благо людей. Другой вариант развития города — это создание города-сети. Здесь важно ответить на вопрос, как должен быть устроен сетевой город. Или другой пример из игры — идея «промышленного рая». Это создание на нашей территории новых уникальных производств на современной основе, преимущества которых не столько в низкой цене и лучшей логистике, а в уникальности. Эти производства будут решать сразу несколько задач. Во-первых, это способ занятости населения в климатических условиях Сибири, во-вторых, это возможность иметь людям стабильный доход. Это может стать одним из принципов региональной промышленной политики. В самом деле, зачем производить то, что в избытке есть и в других регионах, к тому же, возможно, и лучшего качества? Лучше пусть они покупают у нас то, чего у них нет.

И последний момент, касающийся будущего Омска, который, как мне кажется, очень интересен, но на игре вызвал бурную противоречивую реакцию, — это идея сверхгоризонта, о чем многие изначально даже смущаются подумать, заранее ограничивая себя. Как сделать Омск перекрестком Евразии. Люди, которые мыслят и действуют в таких категориях, способны реально превратить Омск в центр Евразии! Я предлагаю не бояться работать в этом направлении и приглашаю к диалогу и сотрудничеству с группой «Омск».

Алена БУЛАВКА 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.