Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Омская область заняла седьмое место

19 декабря 2007 15:42
0
1938

Стандарт прозрачности

«Рейтинг прозрачности 2007» дает полноценную картину национального рынка закупок по показателям прозрачности процедур, степени конкурентности закупок и экономической эффективности затрат. Результаты позволили получить оценки финансовых потерь государства и корпоративного сектора от действия коррупции.

«Рейтинг прозрачности» — многолетний проект. В прошлом году был проведен его первый этап, в нынешнем рейтинг выходит на регулярную основу. Исследование анализирует структурные, правовые и экономические изменения на национальном рынке закупок. Конечным результатом должно стать появление «национального стандарта прозрачности», устанавливающего национальный эталон прозрачности закупок российских государственных и коммерческих структур. Инициаторы надеются, что стандарт прозрачности получит признание и одобрение государства и делового сообщества, став легитимной основой для развития систем закупок. В основу стандарта должны быть положены «лучшие практики» наиболее успешных государственных и корпоративных закупщиков, которые смогли реализовать эффективные решения по противодействию коррупции, развитию конкуренции, снижению затрат и повышению прозрачности.


Исследование опирается на данные с сентября по октябрь 2007 года. В итоге выстроено четыре рейтинга: федеральные, региональные, муниципальные и корпоративные закупщики. Среди региональных Омская область заняла очень даже неплохое седьмое место, а среди муниципальных город Омск — на десятом.

Получение данных

Для составления «Рейтинга прозрачности 2007» собиралась информация из следующих источников:

Анкетирование участников. Каждый участник рейтинга получил анкету с перечнем вопросов по структурным показателям системы закупок. Структура закупок — это распределение суммарного объема закупок за определенный период по различным формам размещения заказа: открытый/закрытый конкурс, открытый аукцион, запрос котировок, закупка у единственного источника. Эта информация характеризует закупочную политику участника в вопросах выбора различных форм размещения заказов, различающихся по степени прозрачности процедур и потенциальным возможностям для злоупотреблений. Необоснованный отказ предоставить данные по анкете указывает на закрытый характер закупочной политики участника, несовместимый с принципами прозрачности. Такая позиция негативно сказывается на его положении в итоговой таблице рейтинга.


Процедура «контрольной закупки» проводится для определения отклонений цен контрактов от рыночных цен на закупаемую продукцию. «Контрольная закупка» проводится только в отношении государственных закупщиков. Источником сведений о совершенных закупках являются официальные сайты о размещении заказов. Результат «контрольной закупки» — определение показателя «средневзвешенного ценового отклонения», характеризующего степень завышения цен на закупки;

Анализ официальных сайтов. Для оценки эффективности информационного сопровождения размещения заказов анализируются функциональные характеристики официальных сайтов, к которым относятся логичность структуры сайта, эффективность поискового интерфейса, быстрота загрузки страниц, совместимость с различными интернет-браузерами 8;

Данные Федеральной антимонопольной службы. По каждому участнику собираются данные о жалобах поставщиков, поступивших на рассмотрение ФАС России. Помимо показателя суммарного числа положительных жалоб, данные ФАС России включают статистическое распределение удовлетворенных жалоб по типам нарушений и по типам решений ФАС.

Анализ данных

Основным методом анализа, принятым в данном исследовании, является «перекрестный анализ» — сравнительный анализ показателей участников, принадлежащих к одному классу.

Показатель средневзвешенного ценового отклонения10. Ценовое отклонение определяется как относительная разница между ценой, по которой фактически осуществляется закупка, и рыночно обоснованным значением цены на товары или услуги по спецификации данной закупки. Оценка величины средневзвешенного ценового отклонения участника производилась путем подсчета средневзвешенных ценовых отклонений в четырех товарных группах: вычислительная техника и оргтехника, автотранспорт, горюче-смазочные материалы и топливо, товары офисного предназначения. В каждой характеристической товарной группе вычисляется путем анализа статистической выборки нескольких закупок. Информация о рыночных ценах формировалась на основании прайс-листов крупных национальных поставщиков, локальных поставщиков с охватом реализации в пределах одного федерального округа и, в отдельных случаях, у локальных поставщиков с охватом реализации в пределах одного субъекта Российской Федерации. Учитывалась политика поставщиков в отношении предоставления скидок в зависимости от объема заказа. Проводился также анализ ценовых предложений на специализированных сайтах в Интернете.

Структурные показатели описывают распределение суммарного объема закупок по тем же группам товаров (плюс медицинские товары) с учетом соотношения открытых и закрытых конкурсов, аукционов, запросов котировок и размещения у единственного участника

Среднее число участников конкурсных торгов. При незначительном влиянии нерыночных факторов, таких как информационные, бюрократические и коррупционные барьеры, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в конкурсных торгах, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого количества поставщиков, указывает на присутствие нерыночных факторов, включая коррупцию. При составлении «Рейтинга прозрачности 2007» учитывались два показателя участия поставщиков в конкурсных торгах: среднее число поставщиков, подавших заявки на участие в конкурсных закупках, и среднее число поставщиков, допущенных к участию.

Оценка правоприменительной практики участника. Показателем, характеризующим правоприменительную практику участника, является количество жалоб, поступивших от поставщиков в ФАС России, по которым были приняты положительные решения. Показатель определяется по информации с официального сайта ФАС России.

Лучшие практики

По итогам исследования составлен 146-страничный сборник, добрая половина которого занимает описание практики лидеров рейтинга. Со сборником каждый может ознакомиться на сайте www.nrpz.ru. Кое-что, может, стоит позаимствовать и в Омской области. Или, во всяком, случае изучить и оценить. В частности, система закупок для государственных нужд Владимирской области является централизованной. Постановлением губернатора области определен уполномоченный орган по размещению заказов для областных заказчиков — департамент имущественных и земельных отношений. Часть функций по размещению заказа была передана специализированной организации — государственному специализированному учреждению «Фонд государственного имущества Владимирской области». Размещение заказов для государственных нужд Томской области тоже осуществляет уполномоченный орган — департамент государственного заказа и ценовой политики Томской области. А вот система закупок Москвы — двухуровневая. К первому уровню относятся закупки на сумму свыше 10 млн. рублей и подрядные работы свыше 20 млн рублей. Торги по размещению государственных заказов первого уровня проводятся централизованно тендерным комитетом. Государственные заказы второго уровня размещаются в отраслевых структурах города и административных округах на основе единых принципов проведения конкурсных торгов.

Любопытно, что одним из нововведений официального сайта Санкт-Петербурга со ссылкой на Федеральный закон № 94-ФЗ стал раздел «Контролирующие органы», в котором можно ознакомиться со всеми жалобами на нарушения в процедурах размещения заказа, поступающими в комитет финансового контроля Санкт-Петербурга и Управление ФАС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также с решениями, которые принимаются по результатам рассмотрения жалоб.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.