Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Директор ООО "Фармдело" и сети аптек "Линия жизни" Татьяна БОЧАРОВА: "Когда все топ-менеджеры — ЗАО "Натур-Продукт-Иртыш" ушли вслед за мной, мы решили создать свою сеть аптек"

16 января 2008 16:35
0
6052

В августе 2007 года Татьяна БОЧАРОВА, 12 лет возглавлявшая омское предприятие петербургского холдинга «Натур Продукт» и сеть аптек ЗАО «Натур Продукт-Иртыш», уволилась, не афишируя причины своего ухода. Сегодня БОЧАРОВА руководит собственной фармкомпанией ООО «Фармдело» и аптечной сетью «Линия жизни». Корреспондент «КВ» Олеся КУЗНЕЦОВА расспросила Татьяну Николаевну о ее новом бизнес-проекте.

— Татьяна Николаевна, как родилась идея открыть собственную фармкомпанию?

— После того как я оставила должность гендиректора ЗАО «Натур Продукт-Иртыш», у меня, честно говоря, не было планов заниматься аптечным бизнесом, я склонялась найти себе применение в сфере консалтинга. Но когда все топ-менеджеры «Натур Продукт-Иртыш» тоже решили уйти из компании, все определилось само собой — коллеги предложили создать свою фармацевтическую фирму и сеть аптек. Конечно, мы думали над тем, что, может быть, лучше заняться другим бизнесом, так как аптечный рынок в городе уже насыщен, конкуренция очень высока. Но потом решили, что лучше делать то, в чем уже отлично разбираемся. Мы самостоятельно разработали бренд, сами его запустили, теперь спокойно экспериментируем, получаем удовольствие и прибыль от любимого дела.

— Почему назвали сеть «Линией жизни»?

— Сначала хотели назвать просто «Аптекой» — коротко и ясно. Потом все же решили, что надо как-то выделиться. Придумали «Линию жизни» означает, что аптека сопровождает человека на протяжении всей его жизни от младенчества до старости, помогает поддерживать и укреплять его здоровье. Мы тестировали это название на покупателях, на фармацевтах — у многих оно вызывает только положительные ассоциации применительно к аптеке. Для сравнения, когда мы тестировали новый бренд «Натур Продукта» — «Здоровые люди» — хотя он мне очень нравится, у многих респондентов возникал вопрос, а куда же тогда обращаться нездоровым людям?

— Когда открылась первая аптека?

— В октябре мы открыли первую аптеку «Линия жизни», затем еще четыре — на проспекте Космическом, на улице Богдана Хмельницкого, на проспекте Маркса и на улице Заозерной.

— Где взяли первоначальный капитал?

— Для грамотного менеджмента привлечение инвестиций не проблема. Это привлечение средств из разных источников, в том числе и кредиты банка.

— Во сколько обходится сегодня открытие одной аптеки?

— Сумма зависит от формата аптеки, от ее площади, от оборудования — примерно от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Товарные запасы, конечно, в эту сумму не входят. Большая часть затрат идет на приобретение программного оборудования для учета товара, анализа продаж и т. п. — 20%. На рекламу не тратимся, так как аптека не то предприятие, которое нуждается в широкой рекламе, единственное — вывеска обязательно должна быть яркой и приметной.

— А срок окупаемости аптек?

— Долгий срок, конечно, год-полтора. На самом деле это очень хлопотный и низкорентабельный бизнес, но, как говорится, где родился, там и пригодился, это к вопросу «Тогда зачем?». Пока практически все из четырех наших аптек выполняют запланированные объемы продаж

— Были ли проблемы с подбором помещений?

— Перед открытием мы опасались, что поиск подходящих помещений займет много времени, но все же нам это удается и даже несколько быстрее, чем в планах. Выбор сегодня, невелик, но, с другой стороны, строительство ведь тоже на месте не стоит. Два помещения под аптеками у нас собственные, а два арендуем.

— Какого формата ваши аптеки и почему именно такого?

— Две аптеки работают в режиме самообслуживания и две прилавочного типа. Формат зависит от площади торгового зала и от проходимости помещения. Аптеки, расположенные вдоль магистралей, мы сделали в формате открытого доступа, так как там большой поток клиентов, а в спальных районах — прилавочного типа, так как там торговля идет в более спокойном режиме, клиенты чаще обращаются за консультацией к фармацевту. Каждая аптека обслуживает не меньше 200-500 человек в день.

— Каков ценовой сегмент аптек?

— Мы ориентируемся на аудиторию среднего достатка — не демпингуем, как, например, в свое время аптеки «Семейная». Даже при открытии не устанавливали специально низких цен или скидок. Я считаю, что это самый оптимальный ценовой сегмент для нашей сети, хотя платежеспособность омичей, конечно, низкая, по сравнению с другими городами миллионниками, поэтому создавать аптеки премиум-класса тоже не собираемся. Ориентируемся в основном на молодежь, на людей, которые думают о своем здоровье, занимаются профилактикой заболеваний. Предусмотрены программы и для пенсионеров, например, с 7 до 12 часов в наших аптеках для них действует 6%-я скидка.

— Как конкуренты отреагировали на появление нового бренда?

— Отреагировали очень серьезно, потому что знали, что за новым брендом стоит подготовленная и, главное, понятная команда. Поставщики и деловые партнеры, оставшиеся со времен «Натур Продукта», также серьезно восприняли нас — без проблем согласились с нами сотрудничать, несмотря на недолгий срок существования предприятия. Конечно, теперь мы для них не VIP-клиенты, как были в «Натур Продукте», но, надеюсь, что скоро и наши аптеки попадут в эту категорию. Нам легко было входить на рынок, потому что мы варились в этом соку уже 12 лет. Мы всех знаем на фармрынке, и нас все хорошо знают, доверяют нам. Некоторые поставщики отдавали нам товар на реализацию просто под честное слово.

— С какими поставщиками сотрудничаете?

— С «Катрен», СИА, РОСТА, Протек и другими. Проблем с поставками лекарств у нас нет.

— Работает ли «Линия жизни» с системой ДЛО (дополнительное льготное обеспечение)?

— Нет, мы достаточно намучались с этой системой в «Натур Продукте», где одна аптека обслуживала льготников. Аптеки на ДЛО абсолютно ничего не зарабатывают, это лишняя головная боль. Зарабатывают здесь совсем другие люди, а аптеки используются лишь как перевалочная база.

— Какая сегодня ситуация на омском фармрынке?

— Сегодня на омском рынке очень сильные позиции занимают местные аптечные сети в отличие от многих других городов, где практически все серьезные игроки уже выкуплены крупными федеральными операторами или столичными инвесторами. Лидерами рынка являются «Здрава», «Медикея», в последнее время активно развиваются аптеки «Семейные». Случайных одиночных аптек сегодня не открывается, как это было раньше в период роста. Рынок уже насыщен и поделен между сильными сетевыми игроками, а если и появляются новые бренды, то создают их далеко не новички, а люди, такие же, как мы, давно работающие на рынке. Позиции национальных сетей в Омске, на мой взгляд, слабые. «Натур Продукт» был сильным игроком, но в последнее время из-за внутренних перестановок значительно сдал — сеть, безусловно, будет развиваться, но ей трудно будет наверстать упущенные возможности. С точки зрения иногородних инвестиций омский рынок может быть привлекательным только с одной стороны — покупка крупных местных сетей.

-Насколько сильны позиции государственных аптек?

— У них сегодня, на мой взгляд, вообще нет никаких позиций — раньше мы хоть как-то ощущали их присутствие на рынке. Сегодня государственные аптеки активно приватизируются. Раз идет передел собственности — пока не до бизнеса. Пятнадцать аптек, 49% акций которых были проданы в 2007 году компании «Терафарма», а это одни из лучших аптек страны — тоже пока никак не отличились.

— Какие планы у «Линии жизни»?

— Мы не собираемся активно захватывать рынок, просто так удачно сложилось, что за короткий период нам удалось открыть сразу пять аптек. В первом квартале 2008 года планируем открыть еще четыре аптеки — на Левобережье, в центральной части города и в Нефтяниках. Очень большую сеть создавать не будем, максимум 10-15 аптек — предел для той административной верхушки из шести человек, которая у нас есть, так как сеть должна быть прежде всего реально управляемой. В «Натур Продукте» мы руководили 45 аптеками и знаем, что это очень сложно. Мы уже наелись тех проблем, которые влечет за собой большая сеть, сейчас мы просто отдыхаем и наслаждаемся интересным делом без нервотрепки. У меня даже свободное время появилось. Прежде всего мы стремимся, чтобы каждая наша аптека была заметной и работала эффективно, а о доле рынка пока не думаем.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Сейчас его у меня, конечно, больше, чем было в «Натур Продукте». Воплощаю давнее желание заняться научной деятельностью — кандидатскую работу пишу на фармацевтической кафедре Омской государственной медицинской академии на тему «Мотивация сотрудников аптечных предприятий и ее влияние на эффективность работы этих предприятий». Дома сидеть не люблю, стараюсь по возможности активно проводить время: теннис, горные лыжи, охота, походы в лес, баня, бассейн. Люблю, когда ко мне приходят в гости друзья.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Ольга ЦОЙ, директор ООО «Главбух»: «Очень боюсь, что изменения по УСН приведут нас всех к очередному длительному стрессу»

Нынешний год для предпринимателей в очередной раз оказался непростым: огромное количество нововведений сулит перемены и в ежедневной деятельности, и в самом глобальном смысле

12 декабря 12:35
0
153



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.