С 2020-го по 2022 год в Омске закрылось 220 ателье, с 2023-го по 2024 год – 117.
В Региональном центре по связям с общественностью состоялся круглый стол «Честный знак: стратегия адаптации, преемственности и сохранения конкурентоспособности».
Президент Союза «Торгово-промышленная палата Омской области» Ольга ФЕДУЛОВА отметила, что маркировка находится на одном уровне с такими серьезными проблемами для предпринимателей, как высокая ключевая ставка и изменения в налоговой системе. Она ужаснулась маркировке импортных автозапчастей на складах временного хранения, назвав процесс абсурдным и архаичным: упаковки вскрываются, из них достаются детали и на каждую вручную наклеивается марка.
Автосервисы
Президент Омского областного союза предпринимателей, руководитель франчайзинговой сети автосервисов REAKTOR Илья НИКОЛИН добавил в список предпринимательских проблем ФЕДУЛОВОЙ сложности с кадрами. По его словам, бизнес фиксирует снижение на 20–30% потребления в натуральных показателях во всех отраслях экономики. Каждый год происходит удорожание себестоимости любой услуги до 4%: индексируется кадастровая стоимость объектов недвижимости, повышая стоимость аренды; на 16% подорожала за последний год электроэнергия; играют роль колебания курса валют, вынуждающие предпринимателей, бравших кредиты в валюте, выплачивать в два-три раза больше.
Отдельно НИКОЛИН посетовал на то, что под маркировку попадают все новые группы товаров. Он рассказал, что автосервисы только, казалось бы, пережили маркировку моторных масел, как государство ввело ее в отношении свечей и фильтров:
– Правительство видит в маркировке очень важную возможность обеления рынка, прослеживания движения товара, но не учитывает реальные затраты, с которыми сталкивается бизнес. Всю партию товара надо на границе РФ выгрузить, найти складское помещение, организовать рабочие места, выделить зарплатный и налоговый фонд, предоставить доступ к системе «Честный знак». Маркировка одного изделия занимает у нас полторы минуты. Если таких изделий 10 тыс., конечно, придется нанимать отдельного оператора. Процедура маркировки чрезвычайно трудозатратная и дорогостоящая. Свежие данные, к сожалению, закрыты, но в 2023 году Центр развития перспективных технологий (оператор системы обязательной маркировки товаров «Честный знак») заработал свыше 24 млрд рублей. Понимаете, да? Мы уже обратились в Минпромторг с предложением не маркировать продукцию с себестоимостью ниже 1000 рублей. Минмпорторг уверен в том, что удорожание происходит всего на 1%. Но на самом деле это не так. Себестоимость свечей и фильтров – буквально 200–300 рублей. Стоимость марки – 60 коп. Ее нанесение обходится в 100–500 рублей. Это приводит к удорожанию продукции на 10–100%. Себестоимость бутылочки воды – 30 рублей. Благодаря маркировке стоимость выросла в два-три раза. Теперь вместо того, чтобы продавать воду за 40 рублей, мои коллеги делают это за 100 с лишним рублей.
По мнению НИКОЛИНА, это разгоняет инфляцию, с которой усиленно борется Центробанк. Он призвал Минпромторг и ЦРПТ не торопиться с введением маркировки новых товаров (и продлением маркировки свечей и фильтров), а проанализировать реальный экономический эффект от уже проведенной – например, масел. Предприниматель рассказал об эксперименте с автозапчастями: хотя действует запрет на торговлю немаркированной продукцией, производители, дистрибьюторы и импортеры продолжают ее поставлять. В итоге розничные продавцы несут основные затраты и ответственность, не имея возможности проверить правильность работы с электронным документооборотом на всех этапах.
Союз Автосервисов попросил Министерство промышленности и торговли продлить сроки маркировки складских остатков до весны (сейчас он ограничен 1 ноября), в противном случае это поставит автосервисы в положение нарушителей закона, что в силу вышеописанных причин, по мнению НИКОЛИНА, нечестно. Он также указал на сложности для автосервисов, которым с 1 апреля необходимо выводить товары из оборота. Многие из них не работают с электронным документооборотом и вынуждены нанимать дополнительных сотрудников:
– Задача маркировки благая, но решается она чрезвычайно дорогими способами, наказывая честный бизнес. Попытка вести поэкземплярный учет именно таким образом – это сверхнагрузка для экономики. Может поискать другой способ? По сути, мы парализуем деятельность автосервисов. В легкой промышленности такая же ситуация. Мы превратились в полноценных сборщиков средств от населения и передатчиков их в бюджет Российской Федерации, неся бремя на себе. Каждое повышение цены, повторю, снижает потребление. В своей отрасли мы наблюдаем снижение потребления количества запчастей, снижение количества обслуженных автомобилей, количества обращений. К чему это приведет? Если я лишился 20% спроса, то мне и 20% сотрудников не нужны. Соответственно, поступления в бюджет сократятся. Здесь главное не пройти точку невозврата.
По видео вышел на связь Тигран АВЕТИСЯН, руководитель Управления промышленными товарами Центра развития перспективных технологий. Он категорически не согласился с тезисом НИКОЛИНА о серьезной обузе для бизнеса. Он отметил, что любой новый процесс кажется непонятным на входе в него, но привел примеры фермерских магазинов с «молочкой» и палаток, продающих сигареты, которые успешно работают с маркировкой – их количество не сократилось.
АВЕТИСЯН ожидаемо подчеркнул фискальный эффект маркировки, который составляет 1,2 трлн рублей дополнительных доходов в пользу государства. Он подчеркнул, что оператор прилагает усилия для предоставления бесплатных сервисов (мобильные приложения, софт для ПК, личный кабинет) для упрощения работы с маркировкой и электронным документооборотом, ускоряющим бизнес-процессы и сокращающим издержки. И предложил региональным компаниям, столкнувшимся с трудностями, пригласить представителей «Честного знака» – для оказания помощи на месте.
Аптеки
Владелица сети аптек Светлана СТРЕЛЬНИКОВА рассказала о проблемах ее бизнеса, связанных с маркировкой. Во-первых, ее возмущает необходимость возвращать поставщику товар с несчитывающейся маркой, что приводит к его списанию и утилизации за счет аптеки, даже если он качественный. Во-вторых, с программным обеспечением маркировки ей пришлось увеличить штат программистов – с одного до четырех человек. В-третьих, СТРЕЛЬНИКОВА посетовала на частые ошибки в системе «Честный знак» и перебои в проверке статуса дата-матрикс при пробитии чека. Также есть сложности со списанием товаров, которые «висят» в системе, но при этом прошли обработку фискальных данных:
– К сожалению, маркировка ничего не говорит о качестве товара, содержании действующих веществ – только о хорошо подготовленном сопроводительном документе. Илья Владимирович говорит о том, что в автозапчастях не стоит маркировать продукцию дешевле 1000 рублей. В аптечной отрасли такой же рубеж – 100–200 рублей. Должен учитываться объем продукции, ее вес и значимость.
Предпринимательница предложила маркировать только новую продукцию, а не остатки, вводить один дата-матрикс на упаковку лекарств (к примеру, из ста пачек), а не каждую единицу, и создать консультационный центр наподобие МФЦ, в котором представители бизнеса смогут получать профессиональную помощь по маркировке.
Руководитель проектов товарной группы «БАД» ЦРПТ Любовь АНДРЕЕВА, как и ее коллега, предложила СТРЕЛЬНИКОВОЙ провести удаленную встречу со специалистами и программистами аптек для проработки ошибок. Относительно групповой маркировки, она пояснила, что механизм маркировки шоу-боксов (например, витаминов в упаковках по 20 штук) раскритикован крупными игроками рынка – именно они и потребовали маркировки каждой единицы. АНДРЕЕВА добавила, что закон предусматривает вариативность исполнения: агрегация мелкой продукции в одну потребительскую упаковку с последующим частичным выбытием реализована.
Легпром
Владелица швейного производства на протяжении 15 лет Елена ВОЛКОВА сообщила, что ее предприятие сократилось за 10 лет в пять раз (по мощностям, по штату, по производственным площадям, по выпуску продукции), закрылся собственный магазин одежды. С первого января 2026 года предпринимательница планирует остановить производство – бизнес выставлен на продажу. По данным ВОЛКОВОЙ, с 2020-го по 2022 год в Омске закрылось 220 ателье, с 2023-го по 2024 год – 117:
– В пандемию мы выполняли спецзаказы на производство масок. Это был бешеный объем – я просто убивала свои производственные мощности. А при закрытии года поняла, что амортизацию оборудования никуда не закладывала. Нужно было помочь государству, людям и наш женский коллектив это сделал. Три последних года работали в ноль: быстро шагающая маркировка отняла последние запасы денежной безопасности, а кредиты я не беру принципиально.
По словам ВОЛКОВОЙ, введение маркировки товаров легкой промышленности привело к росту цен в 25% (покупка оборудования, наем специалистов, трата времени на разбирательство с системой):
– У меня самая красивая профессия на свете – конструирование женской одежды. Но вместо того, чтобы ей заниматься, теряю кучу времени на маркировку. А в итоге мои покупатели не готовы брать тот же самый товар по новым ценам. И так как в производстве я занимаюсь изучением маркировки, а не своими клиентами, они уходят либо к конкурентам, либо на маркетплейсы. Когда началась СВО, и государство попросило о помощи, мы вновь своим женским коллективом абсолютно безвозмездно пошили бойцам спальники. А чем оно нам ответило?
Ситуация усугубилась отменой патента и переходом на НДС, что и вынудило предпринимательницу принять грустное решение попрощаться со своим проектом:
– Куда теперь должны устроиться женщины с золотыми руками? Мы всю жизнь посвятили шитью. Как можно взять все это и перечеркнуть?
ВОЛКОВА выступила с предложением не маркировать социально значимую и мелкоштучную продукцию (трусы, майки, носки), так как у них совершенно другая экономика по сравнению с более дорогими изделиями, например, шубами. Валерий ГОСТЮШЕВ, руководитель проекта «Легкая промышленность и обувь» ЦРПТ, предложил ВОЛКОВОЙ адресную помощь с маркировкой. Он также упомянул меры поддержки для производителей (компенсация до 50% затрат на оборудование) и розницы, отметил, что сроки маркировки остатков для третьей волны (мелкоштучный товар) были продлены до 30 июля.
Амбассадор Союза женщин России Надежда КАРИСАЛОВА призвала омичей выйти за рамки обсуждения частных вопросов и рассмотреть проблематику в целом. Она подчеркнула, что цель маркировки – ограничение контрафакта и увеличение выручки добросовестных предпринимателей, но на практике наблюдается обратное – снижение выручки и закрытие компаний. Она указала на несоответствие этого результата KPI губернаторов. ГОСТЮШЕВ поспорил: у добросовестных производителей выручка растет, а псевдопроизводства, маркировавшие контрафактный товар как произведенный в РФ, продолжат закрываться.
Роспотребнадзор
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Омской области Юлия АНИКЕВИЧ сообщила, что их ведомство проводит контрольно-надзорные мероприятия, связанные с маркировкой, с конца 2023 года. В 2023–2024 годах проверки проводились по индикаторам риска – совокупности показателей, сигнализирующих о возможных нарушениях. С 2025 года появились три новых основания для проверок: информация в системе о продаже незарегистрированного товара участником оборота; нарушения маркировки или передачи информации в систему; поступление материалов от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (например, полиции), о выявлении немаркированной продукции. В 2025 году Роспотребнадзор вынес 1200 предостережений о недопустимости нарушений, направив их в личные кабинеты на «Госуслугах», но бизнес их проигнорировал, – посетовала АНИКЕВИЧ.
В завершение мероприятия КАРИСАЛОВА предложила Омску сформировать конкретные предложения по изменениям действия маркировки – например, по остаткам или социально значимым товарам. Их она пообещала передать через Торгово-промышленную палату и Совет женщин России заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию ГРИГОРЕНКО, чтобы добиться решения на федеральном уровне.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 ноября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ







