Правозащитники проверили омский авторынок на Заводской.
В минувшее субботу Общество защиты прав потребителей по Ленинскому округу провело проверку пунктов питания автомобильного рынка ОАО «ТранКК». Поучаствовать в проверке был приглашен корреспондент «КВ». Стоит заметить, что правозащитников интересовали не только точки питания, но и правильность работы самого автомобильного рынка.
По словам председателя Общества защиты прав потребителей по Ленинскому округу Ларисы МОИСЕЕВОЙ, в Общество в 2007 году поступали жалобы на неправильную организацию торговли на автомобильном рынке и на необоснованное взимание платы при въезде на рынок.
Что касается неправильной организации торговли, то подозрения на ее существование у правозащитников и корреспондента «КВ» возникают уже за несколько метров до авторынка.
Многочисленные автомобили, стоящие по обе стороны дороги, и деревянные таблички с надписью «Срочно. Выкуп авто».
— Перекупщики, — пояснила Лариса МОИСЕЕВА.
Из-за большого скопления автомобилей на дороге образуются пробки и скорость нашей «Волги» резко замедляется. Оглядываешься назад и видишь, что за тобой также медленно тянется шлейф других автомобилей. Еще обращаешь внимание, на то, что почти на каждом осветительном столбе висит круглый сине-красный знак с двумя перечеркнутыми линиями «Остановка и стоянка запрещены». Однако автолюбители, которые хотят купить или продать авто, очевидно, никогда не смотрят вверх.
Чтобы попасть на автомобильный рынок и проехать шлагбаум, разделяющий «цивилизованную торговлю» от торговли «у дороги», нужно заплатить за въезд.
На выходные дни прейскурант цен таков: иномарка — 80 рублей, отечественный автомобиль — 70 рублей, мототехника — 30 рублей. В будние дни при въезде любого транспорта на территорию рынка взимается всего лишь червонец. За нашу советскую черную «Волгу» 1986 года выпуска мы отдали 70 рублей.
Помимо площадки для торговли ОАО «ТранКК» предложило своим клиентам и еще одну услугу — автостоянку, где продаваемый автомобиль можно оставить как на сутки, так и на несколько месяцев.
Cтоимость стоянки для отечественного автомобиля составляет 40 и 110 рублей (выходные дни) в сутки, для иномарки и грузового автомобиля длиной менее семи метров — 50 и 130 рублей в сутки, для грузового автомобиля длиной более 7 метров — 70 и 150 рублей в сутки. Но для начала требуется провести осмотр продаваемого автомобиля — 100 рублей.
Пробуем узнать какую-нибудь информацию о преимуществах торговли на автостоянке.
— Ничего не знаю. Я приехал и сразу продал свою машину, — ответил первый интервьюируемый.
Второй собеседник оказался более разговорчивым.
— Преимущество в том, что здесь тебе помогают продать машину. Ты оставляешь свои координаты, и если захотят ее купить, а тебя нет на месте, тебе позвонят. На стоянке оставлять автомобиль можно, пока его не продашь. Хоть год пусть стоит. А у вас какая машина? — неожиданно спросил он.
— «Девятка». Двухтысячного года выпуска. Продаем за 60 тыс. рублей, — придумали на ходу.
Продавец недоверчиво на нас посмотрел и посоветовал обратиться к перекупщикам, которые стоят на дороге, сказав, что так можно быстрее продать машину.
Однако у продавцов, торгующих машинами на дороге, мы спросили о другом: не запрещено ли продавать на обочине и как это сделать?
— Никто не запрещает. Если бы были запреты, то люди здесь не стояли. К тому же висели бы какие-нибудь знаки (!) Место занимать лучше утром, часов в пять-шесть. Или сегодня вечером, когда все уедут, можно оставить корягу или шину, — сказал продавец.
Лежащая коряга или шина означает, что место занято. К двум часам дня в некоторых местах еще валялись эти предупреждающие знаки.
По словам продавца, обычно здесь за место никто не спорит, так как дорога большая и ее всем хватит.
Как сообщил владелец кафе, работающий на авторынке рынке более десяти лет, продажа на дороге ведется уже около пяти лет.
— Три или четыре года назад ГИБДД пробовала ее запретить. Поначалу не разрешали торговать возле рынка. Правда, немного дальше от него торговля все же велась. Потом опять все стали продавать машины где хотят. С другой стороны, если все автомобили станут на рынке, то здесь не хватит места, — отметил он.
Другой владелец кафе высказал свое мнение относительно того, почему ГИБДД не может запретить торговлю на дороге. По его словам, у некоторых продавцов есть «корочки», а с такими людьми не хочет иметь дело даже ГИБДД.
За два с половиной часа пребывания на автостоянке черная «Волга» правозащитников заинтересовала лишь одного человека. Но за 60 тыс. рублей он ее покупать отказался.
Общество защиты прав потребителей открывает горячую линию по вопросам нарушений на городских авторынках.