Да, проблем у департамента транспорта много. И это опять стало чуть заметнее, когда добровольные помощники нашей газеты уже второй вышли и подсчитали количество автобусов в вечерний час пик. Дело было 17 января. День был морозный. От того, может быть, и интервалы движения некоторых маршрутов оказались длиннее запланированных. Зачем же так пугаться? И не стоило, пожалуй, организовывать скороспелые сюжеты в местном телеэфире о городском общественном транспорте, в которых и внушительное количество подвижного состава перечислялось, и даже общая длина городских маршрутов лихо увязывалась с немалым расстоянием от Омска до Москвы.
Кстати в тот день, когда департамент Владимира ГУБЕРА запускал в телеэфире свой пиар, я вспоминал свою недавнюю поездку на железнодорожный вокзал. Было, точно помню, 10 января. Время не позднее – половина одиннадцатого. Мне нужно было встретить дочь, которая возвращалась с каникулярной поездки в Санкт-Петербург. Поезд прибывал в полночь, но я, как человек опытный и осторожный, вышел из дому с существенным запасом времени. Никогда не относил себя к категории автолюбителей и прав на вождение автомобиля не имею, поэтому хотел воспользоваться транспортом общественным. То есть, маловместительной маршрутной «Газелью».
Мороз тогда стоял нешуточный. Ниже двадцати пяти – это точно. Не скажу, что маршруток в тот вечер на остановке «21-я Амурская» не было совсем. Были. Несколько раз я мог уехать в городок Нефтяников и на Левый берег. Но я туда не хотел. Мне нужно было попасть на вокзал, а маршрутные «Газели», которые следовали в ту сторону, либо стремительно пролетали мимо с уже потушенным салоном, либо тихо подъезжали к конечной, высаживали пассажиров, а потом разворачивались и уезжали навсегда. На мои тщетные попытки привлечь к себе внимание никто не реагировал. И когда спустя сорок минут метания по остановке и подпрыгивания на месте я, уже окончательно замерзший, собрался вызывать такси, к остановке подошел ОН – автобус маршрута № 49.
В салоне нового ЛиАЗА (недавнего муниципального приобретения) было уютно. И даже тепло, как ни странно. Кондуктор была вежлива, а немногочисленным пассажирам хватало сидячих мест. Я быстро согрелся и пока ехал до транспортной академии смотрел в большое окно на ночной город и о многом успел подумать. Вспомнил и многочисленные собственные статьи, написанные за восемь лет о проблемах пассажирских перевозок, в которых симпатии большей частью были на стороне прогрессивного и оперативного частника. И что в итоге? Да, есть у частных перевозчиков свои трудности. И «Газели» у них плохо переносят холод, и водители работают по 16 часов без сменщиков. Но замерзающему на остановке человеку такие их трудности, откровенно говоря, безразличны. Если в миллионном мегаполисе транспортная жизнь останавливается в половине одиннадцатого вечера, и невозможно найти маршрутку даже до вокзала, то о каком рынке пассажирских перевозок мы вообще говорим? Это уже не рынок. Это позор.