Главная концертная площадка Омска была построена в 1967 году по проекту архитектора Альберта КАРИМОВА, причем это был его первый проект. Как сообщил господин КАРИМОВ «КВ», руководство филармонии недавно приглашало его для составления условий конкурса. «Здесь главная проблема — это организация транспортного движения, потому что на участке не хватает стоянок, — рассказал также он. — Вообще соседство с Никольским собором предполагает очень много сложностей».
Ранее на месте Концертного зала в городском саду стоял летний кинотеатр, сгоревший в 1965 году. На этом месте молодой архитектор Альберт КАРИМОВ получил задание спроектировать новый «летний кинотеатр с эстрадой и общественным туалетом». Но вдруг выяснилось, что в городе нет современного зала для торжественного заседания по поводу грядущего 50-летия Октябрьской революции и праздничного концерта. Тогда проект переработали в самый большой в Омске Концертный зал.
— Передо мной была поставлена задача сделать все быстро и экономично, — вспоминает Альберт КАРИМОВ. — Я за год лично начертил две с половиной тысячи чертежей, причем это была дикая ответственность — все сразу шло на стройку, и нельзя было ошибиться ни на миллиметр. Но у меня возникла идея впервые в России сделать зал с регулируемой акустической системой. Там было два противоречивых момента. С одной стороны, мы впервые в Омске создали широкоформатный кинотеатр с огромным экраном, а кинотеатру нужно максимальное звукопоглощение. И в то же время нужно было сделать площадку для выступления артистов, а при этом необходимо максимальное звукоотражение.
Для решения этих задач в здании воплотили идею трансформируемой акустической раковины для различных режимов использования зрительного зала, которая не имела аналогов в СССР. По словам Альберта КАРИМОВА, уникальная акустика зала проверялась с помощью брошенной на сцену спички, звук от падения которой был слышен даже на последних рядах. В итоге проект получил диплом Госстроя РСФСР, а Альберта КАРИМОВА пригласили работать главным архитектором в Казань, однако он отказался.
За сорок лет эксплуатации в здании не проводилось капитальных ремонтов, и руководство филармонии сегодня отмечает плачевное техническое состояние Концертного зала. Как сообщил в СМИ директор Омской филармонии Василий ЕВСТРАТЕНКО, обследование показало, что реконструкция обойдется в несколько раз дороже, чем строительство нового комплекса.
— Для меня это, конечно, неприятное известие. Это мой первый объект. и поэтому мне будет по-человечески обидно, если его снесут, — продолжает Альберт КАРИМОВ. — В процессе эксплуатации было сделано много переделок и внутренних перепланировок, не согласованных с автором. Но качество строительства для того времени было очень хорошим. Я понимаю, что при реконструкции здание надо сносить, но считаю, что нужно сохранить хотя бы уникальные акустические свойства зала. Комплекс можно надстроить или пристроить, однако оставить сам объем зала, геометрия которого определялась из сложного расчета.
Несколько лет назад мастерская КАРИМОВА по своей инициативе уже делала эскизный проект реконструкции Концертного зала с максимальной переделкой прежнего объема и заключением его в стеклянную облицовку. Но экс-главный архитектор Омска еще точно не решил, будет ли участвовать в новом конкурсе, так как располагает сегодня не столь многочисленным коллективом.
В областном министерстве культуры прокомментировали, что сегодня еще сложно сказать, придется ли сносить все здание целиком или какую-то его часть. Ответ дадут подробное обследование и новая проектная документация. Проект должен быть готов уже в этом году, а конкурс на разработку документации планируется объявить в феврале.