Остается только удивляться, почему для пущей важности это письмо не подписали все 37 человек из труппы «Пятого театра». То ли не захотели, то ли остальных к подписанству не привлекли. Ну а в отношении тех, кто решил дать отлуп мне, Ивану ЯНОВСКОМУ и Владимиру ШУМКОВУ, выступивших в защиту музея, вспоминаются галичевские строки: «Мы поименно вспомним тех, кто поднял руку».
Видимо, авторы письма, как запорожцы султану, готовили его текст в коллективных муках. А возможно, им предложили подписать уже подготовленный кем-то текст. Но в любом случае в письмо закрались неточности, которые необходимо поправить, во избежание. Хочу огорчить служителей Мельпомены, в лихие 90-е предприятия «избавлялись» от своих ДК отнюдь не добровольно, а по принуждению городской администрации. Зачем передавать свою собственность городу, если ее гораздо выгоднее продать? ДК «Юбилейный», как и ДК завода им. Козицкого, были переданы мэрии в качестве компенсации за прием в муниципальную собственность жилья, стоявшего на балансе предприятий.
Для компенсации приемки ведомственного жилья в 1997-м из федерального бюджета в областной поступили 200 млрд нднм рублей, но городу из этой суммы почти ничего не выделили. Вот и пришлось мэрии выкручивать руки предприятиям, требуя с них компенсацию. Если ДК «Юбилейный» повезло — его передали в оперативное управление «Пятому театру», то ДК завода им. Козицкого сдавали в аренду всем подряд, в результате ему требуется срочный капремонт. Областная администрация, зажилившая федеральную компенсацию, вынуждено стала принимать жилье от предприятий без всякой компенсации. А впоследствии это областное жилье было передано на баланс мэрии, тоже без компенсации.
Если для советской власти важнейшим из искусств было кино, то в нашем городе в постсоветский период приоритетными стали театры. Бывшим драмкружкам передали ДК: «Юбилейный», «Строитель» и «Юность», а в «Молодежный» перебрался театр кукол «Арлекин». «Пятый театр» пребывает в «Юбилейном» больше 30 лет, когда-то он назывался «Протей» и был одним из многих самодеятельных коллективов ДК. Ведомые отцом-основателем Сергеем РУДЗИНСКИМ протеевцы в свободное от работы и учебы время служили Мельпомене и не мечтали о гримуборных, но при этом ставили весьма неплохие спектакли. К примеру, больше 20 лет назад «Протей» поставил «Верлиоку» по сказке КАВЕРИНА, так об этой постановке судачил весь город.
В договоре о передаче ДК «Юбилейный» мэрии зафиксировано, что музей славы омских речников «не подлежит выселению». Для сведения сотрудников «Пятого театра», рассуждающих о «покупке квартиры» с прежним жильцом", музей занимает свои 184 квадратных метра согласно договору между Иртышским пароходством и мэрией. Ну а то, что мэрия исключила это обременение при передаче здания минимуществу, легко исправит любой суд.
Если, как утверждается в письме, у музея есть коммунальные долги перед «Пятым театром», то взыскать их можно вполне цивилизовано — через суд. А сентенции о том, что 13 тысяч экспонатов музея следует передать в областной историко-краеведческий музей, иначе как дилетантскими не назовешь. В омском народном музее работников просвещения было не меньше экспонатов, чем у речников, и они были переданы в областной музей после того, как учителя лишились своего Дома культуры, отданного под органный зал. И кто-нибудь видел отдельную экспозицию в историко-краеведческом музее, посвященную омскому просвещению?
Минимущество может снять имеющееся обременение, если предоставит музею другое помещение для размещения экспозиции. Но, судя по всему, делать этого не собирается, иначе зачем было «терять» имевшееся обременение. Перефразируя Достоевского, хочется спросить: а стоит ли счастье «Пятого театра» гибели последнего в Омске народного музея? А подписавшие письмо заслуженные и просто артисты не должны забывать, что даже в наши шкурные времена служители Мельпомены по-прежнему остаются творческой интеллигенцией, которой всегда было свойственно «милость к падшим призывать».