О планах по строительству метро
В 2007 году на строительство метро мы получили 535 млн рублей из федерального бюджета, из областного вложили 600 млн рублей. Сейчас подготовлено постановление правительства РФ о порядке финансирования метрополитена — на 2008 год записано 600 млн рублей федеральных средств. В областном бюджете у нас пока стоит 550 млн, но после объезда объектов метрополитена и совещания у губернатора минпром получил задание и уже подготовил график работ на 2008 год исходя из объемов финансирования в 2 млрд рублей. Таким образом отчисления из областного бюджета придется увеличить. В Москву уже направлены наши предложения по федеральному финансированию на 2009-2011 годы. Мы рассчитываем на 2,5 млрд рублей ежегодно. Такую же сумму мы будем выделять из областного бюджета. Если нам удастся получить заявленное софинансирование, то ввод первого пускового участка метрополитена будет обеспечен.
Об омском аэропорте
С коллективным обращением сотрудников аэропорта мы все ознакомлены. Если бы энергия руководства ОАО «Омский аэропорт» была такой же в части ускорения строительства аэропорта в Федоровке, мы бы оттуда уже сегодня летали. Но, к сожалению, на это у них энергии меньше. Позиция Омской области в этом вопросе не меняется, какие бы обращения ни появлялись. Она состоит в главном: вывести аэропорт из центра Омска за пределы города. Сегодня это наше узкое место. Можно сколько угодно заниматься публичной перепиской, но в здание аэровокзала сегодня войти уже неудобно.
О реконструкции омской ТЭЦ-3 и продолжении строительства ТЭЦ-6
Технико-экономическое обоснование на реконструкцию ТЭЦ-3 уже подготовлено, на его основании был проведен тендер на поставку оборудования. Было представлено много западных компаний, но решили сделать ставку на отечественное оборудование, прежде всего производства ПО «Салют», куда входит наш завод им. Баранова. И несмотря на то, что «Сименс» представил несколько лучшие условия, принято решение, что ПО «Салют» будет участвовать в комплектации омской ТЭЦ-3. Объем оборудования большой. Сумма окончательная не определена, поскольку идет разбивка по годам и цены будут меняться. Ориентировочно проект можно оценить в 15 млрд рублей.
По ТЭЦ-6 принято принципиальное решение продолжить его строительство. Сегодня объявлена эмиссия акций, чтобы привлечь инвесторов для строительства. Я считаю, это крайне необходимо. Сроки строительства — в пределах 2009-2015 годов. У нас есть желание завершить реконструкцию до 2012 года, но вряд ли это удастся.
Продолжается строительство подстанций. Только что сдали подстанцию «Весенняя» стоимостью около 800 млн рублей. Она позволит обеспечить нам строительство и ввод порядка 2 млн кв. метров жилья.
О дорогах
В 2007 году в транспортную инфраструктуру области было вложено более 5 млрд рублей.
На дороги из областного бюджета было выделено 1,4 млрд рублей. Большая часть этих средств идет на их содержание. Большой объем финансовых ресурсов направляется на уличную дорожную сеть. Сейчас готовится соответствующее соглашение на 1,1 млрд рублей федеральных средств. Из них 603 млн рублей мы планируем направить на дорожную сеть Омска, 570 — на область. Готовится крупный проект по строительству окружной автодороги, северного обхода Омска. Документация представлена в Главгосэкспертизу, и после получения заключения, в 2009 году, мы приступим к основным работам.
О производстве Ан-70 и Ан-38
Есть желание Украины и ряда руководителей России вернуться к проекту по производству Ан-70. Официальных предложений ни Омску, ни «Полету» пока не поступало. Я бы так сказал: суета началась, но конкретных предложений нет. Тема сохранения авиационной составляющей на ПО «Полет» постоянно обсуждалась в процессе решения вопроса о вхождении предприятия в состав ГКНПЦ им. Хруничева. Как известно, предприятие занималось до 1962 года авиацией, но затем полностью перешло на космическую тематику. Пока востребован Ан-3 — сегодня летают 23 машины, и их нужно обслуживать, мы считаем, что авиацию на «Полете» нужно оставить. Есть небольшие заказы по 3-5 машин ежегодно. Недавно от руководства СФО поступило предложение передать производство самолетов Ан-38 из Новосибирска в Омск. Это пока сырой вариант, но он разрабатывается. Насколько я знаю, есть официальное предложение Анатолия КВАШНИНА в адрес Владимира НЕСТЕРОВА изучить вопрос по производству Ан-38 в Омске. Новосибирцы нам предлагают войти с ними в кооперацию по производству Ан-38. Главная задача, которая стоит перед ГК НПЦ им. Хруничева и, соответственно, «Полетом»: организовать серийное производство ракето-носителей семейства «Ангара». Ракетный завод будет в Омске, то есть здесь будет производиться сама машина, остальные предприятия ГК НПЦ будут заниматься поставкой комплектации.
О вхождении ТНК-ВР
В 2000 году Сибнефть получила лицензию на разработку юго-западной части Крапивинского месторождения и с тех пор одна занималась освоением. Газпром активности в наших конкурсах на освоение месторождений не проявлял, поскольку с приходом Сибнефти получил сразу несколько лицензий, по каждому из них — соглашение, где прописаны обязательства, сроки и новые перестали брать. Активно к нам зашли Сургутнефтегаз, ТНК-ВР. Мы сейчас ведем проработку специальных соглашений правительства области с нефтяными компаниями об их участии в социально-экономическом развитии севера области. Планируется, что максимальное вложение ресурсов ТНК-ВР в развитие севера придется на 2009-2011 годы.
О планах «САН ИнБеф»
В 1998 году, когда компания зашла на омский пивоваренный завод, было выпущено 8 млн гектолитров пива, в прошлом году — уже 80 млн гектолитров. В России это вторая по мощности фабрика, «Балтика» в Питере делает 100 млн гектолитров в год. Плюс в том, что 100% акцизов от пивоваренной продукции поступают в бюджет региона. В прошлом году «САН ИнБеф» заплатил в бюджет региона 2 млрд рублей. Во время недавнего визита в Омск председателя совета директоров ОАО «САН ИнБеф» Джозефа СТРЕЛЛЫ обсуждался проблемный вопрос, который связан с производством и переработкой ячменя. Ячмень растет в Черноземной зоне, но все, что там производится, быстро скупается. Это специфический продукт, у нас он может производиться только в полосе 100-120 км вдоль Транссиба — на территории Кургана, Омской, Новосибирской областей и в Алтайском крае. Перед компанией стоит серьезная задача по строительству крупного солодового завода для обеспечения сырьем омской и других пивоваренных фабрик, например, тех, что находятся в Китае. Это крупные заводы мощностью до 250 гектолитров пива в год. Руководство компании рассматривает несколько вариантов размещения этого завода. Один из возможных вариантов — на базе Кормиловского комбикормового завода. Там есть вся необходимая инфраструктура. Однако мы поставили условие: сохранение мукомольного и комбикормового производств. Есть поручение губернатора проработать вопрос по организации производства ячменя в области. Это крупный проект, который подтянет нашего сельхозпроизводителя. Компания уже сегодня наращивает объемы закупки ячменя у омских крестьян: если 5-6 лет назад закупалось 500-600 тонн, то в 2007 году — уже 11 тысяч тонн. Но это крайне мало, и «САН ИнБеф» ставит задачу закупать на территории Омской области 200-250 тысяч тонн ячменя ежегодно.