Все рубрики
В Омске воскресенье, 25 Февраля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,7519    € 100,4425

Юрий ЛОХМАНКИН, генеральный директор "Компас-М": "Один человек в туристической индустрии создает более 40 рабочих мест в других отраслях экономики"

30 апреля 2008 14:42
0
3304

"Считаю, что Омский аэропорт не должен стоять на месте, он должен также развиваться. Удлинять полосу, реконструировать рулежные дорожки, аэровокзал и складские помещения необходимо".

На презентации летнего расписания альянcа AIRUnion 18 апреля в Омске коммерческий директор AIRUnion Александр КОРОЛЕВ сообщил, что выполнять чартерные рейсы из Омска логистически и сточки зрения доходности невыгодно. Однако у генерального директора туристической компании «Компас-М» Юрия ЛОХМАНКИНА другое мнение, которым он поделился с корреспондентом «КВ» Сергеем ЧЕРНАКОВЫМ.

— Юрий Константинович, как получилось, что историк по образованию начал заниматься страхованием, а потом и туризмом?

— В начале 90-х годов появилась страховая компания «Аско», генеральным директором которой стал мой знакомый Андрей МИХЕЕВ. Меня он пригласил работать в компанию. В профессиональном плане я достаточно быстро вырос и понял, что могу организовать фирму самостоятельно. В 1992 году с партнерами создали юридическую фирму «Омь», которая занималась миграционными потоками: оформляла документы для выезжающих на постоянное место жительство за границей, визовые документы.
В 1996 году создается фирма «Компас-М», которая помимо оформления документов для выезжающих зарубеж стала предоставлять туристические услуги. Первым направлением компании стали туры в Боровое. Тогда мы запустили на линию комфортабельные автобусы «Volvo», оснащенные кондиционерами и видеомагнитафонами. Так, впервые из Омска в Боровое люди поехали с комфортом. На месте мы организовали также комфортные условия. Взяли санатории, которые тогда находились в запустении, и совместно с казахтанской стороной привели их в порядок. В 1999 году «Компас-М» трансформируется в агентство воздушных перевозок. Мы стали не просто реализовывать авиабилеты, а продавать их системно, во все точки мира. Таким образом, «Компас М» стал турагентом по продаже авиаперевозок и по продаже туристических путевок.  В 2005 году мы создаем еще одну фирму — «Омск-Терминал-Сервис», которая сейчас выполняет функцию представительств авиакомпаний, выполняющих рейсы из города Омска.

— Какие авиакомпании представляет фирма «Омск-Терминал-Сервис»?

— В 2004 году после поглощения авиакомпании «Омскавиа» АК «КрасЭйр» Омск потерял базового перевозчика, с которым мы работали очень плодотворно, особенно в направлении Германии. Возникла необходимость сотрудничества с другими авиакомпаниями.
Первые компании, которые «Омск-Терминал-Сервис» привлек на омский рынок, -«МАВИАЛ» города Магадан, «Алтын Эйр» из Бишкека, которые выполняли регулярные рейсы. Правда, через полгода первая обанкротилась, а работать со второй стало невозможно из-за сложной политической ситуации в Киргизии — начались революционные потрясения. После этого мы стали сотрудничать с перевозчиками, выполняющими чартерные рейсы. Мы привели в Омск авиакомпанию «Татарстан», которая выполняет чартерные рейсы на Турцию. Уже третий год этот авиаперевозчик перевозит клиентов операторов «Теz Tour» и«Пегас туристик». С апреля по сентябрь 2008 года «Татарстан» выполнит более 15 рейсов, а авиакомпания «Оренбургские авиалинии» — более 50 рейсов. Вообще в 2008 году в Турцию будет сделано около 200 рейсов.  Это что касается лета. Зимой больше чартеров выполняется на Египет. Все зависит от сезонности курорта.
На сегодняшний день мы являемся представителями авиакомпании «Аэрофлот-Дон», самолеты которой летают в Сочи. С ними мы провели переговоры зимой 2005 года. Поначалу на Омск они смотрели скептично. Тем более было достаточно большое количество транзитных рейсов — летали авиакомпании «Якутия», «Дальавиа», и выполняла прямые рейсы на Сочи авиакомпания «Сибирь», «Омскавиа» в структуре альянса «КрасЭйр». Тем не менее мы привели «Аэрофлот-Дон» в Омск и в прошлом году рейсы были успешно выполнены. Загрузка самолетов была на уровне 85%. Летом прошлого года авиакомпания выполнила 36 рейсов.

— А почему московские туроператоры прибегают к вашим услугам по поиску авиаперевозчиков, а не работают самостоятельно?

— Достаточно часто авиакомпании и заказчики (ими могут являться и туроператоры), которые к нам обращаются, говорят на разных языках. Они не представляют специфики работы друг друга, поэтому не знакомы с уровнем ответственности, связанной с безопасностью полетов. Ведь существуют разные погодные условия, технические возможности аэропортов. Многие с этим не знакомы. Поэтому когда мы заключаем договоры с заказчиком и авиаперевозчиком, то прописываются форс-мажорные обстоятельства. Мы предполагаем, что возможна задержка рейсов или самолет может уйти на запасный аэродром. Вот здесь и нужно найти согласие между туроператором и авиакомпанией. Мы берем на себя комплекс гарантийных мероприятий для той или иной стороны.

— Помимо туроператоров кто еще является клиентами «Омск-Терминал -Сервис»?

— На сегодняшний день нашими услугами по перевозке грузов и пассажиров пользуется ряд крупных сельхозпредприятий, строительных и торговых компаний.
В течение года для них будет выполнено около 25 рейсов. К нам обращаются также крупные операторы почтовой связи, которые не летают в Омск, где у них есть своя клиентская база.

— По -вашему, почему бичом любой авиакомпании стали задержки рейсов?

— Это связано с тем, что в стране наблюдается недостаток авиационной техники. Российская авиатехника выходит из обращения, и ее доступ на отдельные авиарынки Европы и Азии уже ограничен. Особенно часто сбои происходят в летний период, когда на авиапарк нагрузка резко возрастает. Но это общая беда всей отрасли.
К тому же оснащенность российских аэропортов оставляет желать лучшего. Сейчас только единичные аэропорты в состоянии принимать самолеты в любое время и при любых погодных условиях.

— Тогда строительство Федоровки было бы кстати?

— Публичный диалог, который сегодня идет в прессе, вскоре должен перейти в некую иную плоскость. Считаю, что спорные вопросы будут урегулированы, но не публично.
Однако строительство аэропорта Федоровка в ближайшей перспективе будет невозможно. Давайте смотреть правде в лицо. Мы сегодня потеряли базовую авиакомпанию «Омскавиа». А «КрасЭйр» не намерен обустраивать в Омске хаб, они об этом прямо не говорят, но намекнули, что большого интереса наш город для них не представляет. Хотя когда авиакомпания заходила на омский рынок авиаперевозок, то обещала, что здесь будет формироваться хаб. Заметьте, сейчас аэропорты соседних городов развиваются, расширяются, обустраивают логистические центры. Отсутствие сегодняшнего компромисса в вопросе о Федоровке играет на руку соседям. Считаю, что Омский аэропорт не должен стоять на месте, он должен развиваться. Удлинять полосу, реконструировать рулежные дорожки, аэровокзал и складские помещения необходимо.

— Юрий Константинович, легко ли местным туроператорам конкурировать с московскими брендами?

— Понятно, что омичам трудно сравниться с москвичами по финансовым показателям и по количественным характеристикам. Московские туроператоры могут себе позволить выкупить цепочку отелей на побережьях Испании, Турции или Кипра. Когда в Омске в середине 90-х годов начали появляться турфирмы, московский рынок достаточно окреп и москвичи начали активно заходить на наш рынок. Мы начали работать через них. Тогда не было строгого разделения на туропереторов и турагентов. Хотя лицензирование на эти виды деятельности осуществлялось, но разница была не принципиальная. Уже с 2004-го по 2006 год произошло четкое разделение на агентов и операторов. Мы приобретали и ту и другую лицензию. Стоила она небольшие деньги — 2-4 тысячи рублей. Но все равно весь комплекс туруслуг оказывался через московские фирмы. Сейчас, к примеру, невозможно заключить договоры со всеми сочинскими гостиницами, находясь в Омске. Ты должен иметь связь с контрольным центром, который находится в Сочи. Это, как правило, сочинский туроператор, который сотрудничает с местными гостиницами.



— Кто сейчас работает на омском рынке?

— Если говорить о международном туризме, то в Омске я бы выделил 15 турфирм, которые имеют статус агентства воздушных сообщений: 12 местных, одна московская и две новосибирские. Потому что наиболее полный спектр услуг могут организовать турфирмы, имеющие статус агентства воздушных сообщений. Многие туристические маршруты выполняются не только на прямых рейсах, но и с пересадками. Удобную стыковку рейсов обеспечивает то агентство, которое имеет возможность работать в он-лайн режиме, минимизируя потраченное время на ожидание. Мы сегодня входим в пятерку ведущих агентств Омска вместе с «Омскавиасервисом», «Летуром», «Омскавиатуром». Наша доля рынка варьируется и зависит от направления туристических маршрутов и и сезонного спроса. Когда-то нам принадлежало более 50% немецкого рынка, сейчас эта доля равняется 20%. В целом доля на авиационных превозках составляет 10-12%.

— Как вы относитесь к идее региональных властей сделать Омскую область привлекательной для туризма?

— Для реализации этой идеи сейчас денег никаких практически не выделяется. Туризм и не требует этих денег. Туристическая индустрия просит, чтобы ей не мешали. На сегодняшний день нас приравняли к строительным компаниям, нефтепереработчикам. Нас замучили тотальные проверки. Когда говорят про Швейцарию, что она зиждется на банках, то сегодня 80% всего ВВП страны создается не в банковской сфере, а в туриндустрии. В 2004 году в эмирате Дубай доходы от туризма превысили доходы от нефти.
И это закономерно, ведь один человек в туристической индустрии создает более 40 рабочих мест в других отраслях экономики. Вы посмотрите, что у нас происходит в летний период. Практически во всех омских ресторанах 35-40% посетителей — это иностранцы. Это, как правило, бывшие наши граждане, которые приехали из Германии, Америки Израиля. Вы представляете, сколько иностранец может оставить денег в нашем городе. А это прямые инвестиции в регион.

— Кстати, а почему между Омском и Германией такой активный пассажиропоток?

— Это связано с тем, что в период с 1986 -го по 2008 год из Омска в Германию выехали порядка 500 тысяч человек. Это был большой поток, в разное время он составлял 15-20 тыс. человек в год. При этом в городе остались их родственники, знакомые, с которыми постоянно поддерживается связь. Поэтому с этим направлением больше не сравнится никакое. К примеру, в прошлом году из Омска в Австрию улетело не более 70-80 человек.


Юрий Константинович родился 21 января 1966 года в Москаленском районе Омской области. С 1984-го по 1986 год проходил срочную военную службу в Афганистане. С 1986-го по 1991 год учился на историческом факультете Омского государственного педагогического университета. С 1991-го по 1992 год — директор страховой компании «Аско» в Москаленском районе. С 1992-го по 1996 год — директор юридической фирмы «Омь». С 1996 года генеральный директор компании «Компас-М».Женат, двое детей.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.