Об итогах
Сегодня активизируются действия потенциальных собственников земельных участков по их регистрации и оформлению. В рамках дачной амнистии в прошлом году зарегистрировано около 10 тысяч прав на садовые участки. Это в 16 раз больше, чем в 2006 году.
В прошлом году на 75 тысяч увеличилось число земельных участков, сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет. Прирост по этому показателю произошел на 17%, если смотреть в целом по всем муниципальным образованиям, городу Омску и сельским районам. По уплате земельного налога в целом по области за прошлый год прирост был 42%, а арендная плата в консолидированный бюджет выросла в два раза.
О нарушениях
Очень много нарушений по использованию земли. С прошлого года начал работать муниципальный земельный контроль, хотя не во всех районах области. В прошлом году выявлено более 17 тысяч нарушений, правда, устранено только около тысячи. Основной вид нарушений, если говорить о землях сельхозназначения, — это самозахват земли и под хозяйственную деятельность, и под незаконное строительство.
В городе Омске наиболее частое нарушение — недокомплект оформленных документов. В частности, сегодня в городе строится 201 многоэтажный дом. Из них треть объектов не имеет полного комплекта оформленных документов. К чему это приводит? Простой пример — ДСК «Стройбетон» и его дома на «Биофабрике». Два дома уже построены, но проживающие в квартирах не могут их оформить в частную собственность.
О переводе земель
У нас возросло количество обращений по переводу земельных участков из одной категории в другую и по землям сельхозназначения, и по другим категориям. По федеральному законодательству решение по переводу, если у поселений нет генпланов, принимает правительство Омской области. В 2006 году было 10 обращений, в 2007 году — 45. Из этих обращений лишь по восьми принято положительное решение. Очень много недостатков в этой сфере, много нарушений выявляется по Омскому району, когда на участке, не переведенном в другую категорию, начинается строительство.
По «Ясной Поляне» было обращение, и в течение года с небольшим правительство Омской области приняло по этой земле три решения. В сумме это 100 гектаров. То есть земли «Ясной Поляны» официально переведены из земель сельхозназначения в земли жилой застройки. Но это территориально Омский район, хотя уже говорят, что это территория города Омска и дают недобросовестную рекламу. На самом деле она присоединена к поселению Троицкое.
О самовольной застройке коттеджей в Омском районе
У семи нянек дитя без глазу, примерно так же можно сказать и об Омском районе. Уж ему-то уделяется внимания не меньше, чем городу Омску с точки зрения оказания финансовой, юридической помощи и так далее. А сам Омский район не отрабатывает эти вопросы, потому что все это можно выявить на начальном этапе, если происходит самозахват земли и незаконное строительство. Для этого есть, если нужно, и ресурсы федеральных структур, той же Роснедвижимости, у которой есть контрольные функции по земле, и вплоть до правоохранительных органов.
О резервировании земли
Закон 69-ФЗ вступил в действие полгода назад, он позволяет проводить форму резервирования земель. Сейчас вырабатывается конкретная схема действий всех заинтересованных органов — и федеральных, и муниципальных, и областных, чтобы зарезервировать земельные участки, связанные со строительством метро. Аналогичным резервированием должны заниматься муниципалитеты и в первую очередь город Омск под инженерные коммуникационные коридоры, формирование новых дорог и так далее. Резервирование фиксирует ситуацию на сегодняшний день и не дает развитию прав собственности, новому строительству. Потом это позволяет уже переходить к изъятию земельных участков у собственников и объектов — или добровольно, или через суд.
Об «одном окне»
Оформление прав на землю остается одной из главных проблем. Здесь достаточно большая разобщенность заложена в самом законодательстве. В этом процессе участвуют и муниципальные органы, и областные, и федеральные. И когда мы говорим о принципе единого окна, по федеральному законодательству это сегодня невозможно сделать.
О взаимодействии с городом
Сегодня от ГУЗР в администрацию города уходят обезличенные документы, за что мы мэрией иногда критикуемся: «Почему они обезличенные? Нам надо с кем-то пообщаться, поработать с тем, кто направил заявку». А зачем общаться-то? Вам заявка пришла, рассмотрите, соответствует она генплану или нет, и дальше будет формироваться земельный участок. Кстати, в этом процессе задействованы департамент архитектуры и градостроительства, департамент имущественных отношений и департамент строительства, и еще сам аппарат мэрии. Я уже эту крамольную мысль говорил: если бы город в свое время опередил нас и создал единую структуру, может быть, и не было необходимости создавать специальный областной орган. Но город до сих пор не создал такую структуру. Скажу еще большую крамольную мысль: если бы город сейчас передал часть оставшихся полномочий ГУЗР, многие вопросы решались бы намного быстрее и эффективнее.
О работе ГУЗР
Из 56 тысяч гектаров в городе Омске 35 тысяч, или 62%, неразграниченные земли, которые попадают под управление ГУЗР. А почти два года назад, когда заработало ГУЗР, неразграниченных земель на территории города было около 94%. То есть только у 6% были конкретные собственники! Теперь у третьей части городских земель за время работы ГУЗР появились владельцы, в том числе, и органы власти, и частные собственники.
В Омске свыше 40 тысяч земельных участков, которые необходимо предоставить гражданам в собственность. Это те участки, на которых уже имеются индивидуальные жилые дома. Это огромное количество, если за прошлый год мы предоставили свыше шести тысяч таких земельных участков, то в этом году идем с нарастанием порядка 20% по отношению к уровню прошлого года. Естественно, это не может не вызывать те очереди, которые имеются сегодня при оформлении документов. Но в настоящее время решается вопрос о ремонте зала, в котором количество мест для специалистов, ведущих прием граждан по вопросам оформления земельных участков, увеличится практически в два раза.
Сегодня наша задача — отработать регламент взаимодействия со всеми структурными подразделениями мэрии, федеральных служб, чтобы ускорить прохождение этих документов. До создания ГУЗР в муниципалитете человек в среднем лишь через два года оформлял право собственности на свой земельный участок, владея жилым домом или садовым домиком. Сейчас мы вышли на уровень семи месяцев, то есть в три раза сократили срок оформления права собственности земли под существующими объектами. Хотя еще резервы есть однозначно и стоит задача, чтобы довести этот срок максимум до шести месяцев.
Об аукционах
Мы сегодня стремимся, чтобы все строительство шло только через аукцион. За прошлый год по заявочному принципу было предоставлено порядка ста земельных участков, за которые было выручено в бюджет 4,5 млн рублей. В то же время, 36 участков под строительство были предоставлены на аукционе. И они дали в консолидированный бюджет уже 118 млн рублей. Сегодня стоит задача через аукцион предоставлять и аренду. Это исключит спекулятивные моменты, которые наблюдаются при предоставлении земельных участков компаниям хоть под строительство, хоть в долгосрочную аренду.
О фонде земель под жилую застройку
Вышло постановление Правительства РФ № 234 от 4 апреля, где приостанавливаются все сделки по федеральным землям, которые принадлежат федеральным предприятиям, учреждениям, включая Российскую академию наук и все ее отраслевые структуры, например тот же СИБНИИСХОЗ (но это не касается земель Минобороны). Затем из них будет формироваться специальный фонд земель для малоэтажного жилищного строительства. Это относится к самой территории города Омска и 30 км от границ города. То есть идет переориентация от садоводства к жилищному строительству.
Фонд будет формироваться на основании закона, который сейчас готовится, из неиспользуемых земельных участков или используемых неэффективно. Критериев эффективности по земле сейчас практически нет, их надо тоже законодательно разработать. Скорее всего все эти предприятия и учреждения будут категорически сопротивляться, чтобы у них изымали земли. Принимать решение об изъятии участков ои передаче их в фонд для жилищного строительства будет специальная комиссия в Минрегионразвития.
Об аэропорте
На самом деле готов проект указа президента о выводе аэропорта Омск-Центральный из перечня стратегических. Пока мы это не сделаем, никаких передач его области быть не может. Но вопрос этот, наверное, висел года полтора-два: не согласовывали проект указа Министерство обороны, ФСБ, МВД и так далее. И вот в марте они все согласовали. Единственное, по нашим сведениям, прежний президент не успел указ подписать. Но сейчас мы в ближайшее время ждем такой указ от нового президента. После этого ворота откроются с точки зрения формирования следующего документа по передаче аэропорта области.