23 мая в Доме союзов Общество по защите прав потребителей (ОЗПП) Ленинского административного округа и Омская городская общественная организация потребителей встретились с руководителями 40 омских стоматологических клиник.
Председатель Общества по защите прав потребителей Ленинского административного округа Лариса МОИСЕЕВА напомнила, что стоматологические услуги, как и любые другие, регулируются ФЗ «О защите прав потребителей». Каждый пациент, садясь в кресло стоматолога, по закону вправе поинтересоваться у врача, есть ли у клиники лицензия на оказание определенного вида услуг, из какого материала ему собираются сделать пломбу, откуда этот материал привезен, а также вправе посмотреть документацию на данный материал и сертификаты качества.
* Проведенные нами проверки некоторых омских клиник показали, что многие из них не имеют русскоязычной документации на импортные стоматологические материалы и знака российской сертификации на упаковках материалов (часто клиники покупают у поставщиков нерастаможенные товары из-за их более низкой стоимости), что является нарушением закона «ОЗПП», — рассказала Лариса МОИСЕЕВА.
Самая распространенная ошибка омских клиник, по словам правозащитников, это то, что врачи не заполняют должным образом медицинскую карту пациента. Помимо описания болезни и всех манипуляций, которые врач проводит с пациентом, в карте обязательно должна стоять подпись самого пациента. Именно подпись подтверждает, что пациент ознакомлен со всеми процедурами и условиями лечения, что он со всем согласен, что он готов за это платить. Многие клиники просто выдают пациенту чек, подтверждающий оплату услуг, но ведь в нем не написано, какие конкретно услуги были оказаны и какие материалы использовались. Кроме того, в карте или во вкладыше к ней нужно указывать, какой гарантийный срок клиника дает на свои услуги или почему не дает, и согласен ли с этим пациент. Если стоматологическая услуга не определена гарантийным сроком, то по закону «ОЗПП» автоматически включается гарантия в 10 лет. То есть, например, если пациенту полечили зуб и поставили на него пломбу без гарантии, а у него потом возникли с этой пломбой проблемы, то пациент может легко через суд добиться того, чтобы в течение 10 лет клиника лечила ему этот зуб бесплатно.
— К нам обращалась женщина, которой поставили пломбу из импортных материалов в одной из дорогостоящих омских клиник. Эта пациентка затем поехала в Германию, проконсультировалась там со специалистами, и ей сказали, что пломба выполнена не из импортного материала. Вернувшись в Омск, пациентка подала с нашей помощью судебный иск на клинику. Суд выяснил, что материал пломбы действительно был не тот, о котором шла речь в медицинской карте пациентки, соответственно, и гарантийный срок, который клиника на него установила, был отменен. Пациентке возместили стоимость лечения и обязали клинику бесплатно обслуживать ее по гарантии в течение 10 лет, — рассказала председатель Омской городской общественной организации потребителей Галина БАРБАШЕВА.
Ведущий специалист Министерства здравоохранения Омской области по вопросам стоматологии Ольга СТЕПАНОВА обратила внимание присутствующих на то, что нужно разделять два разных понятия — срок службы и срок гарантии.
* Стандартов на уровне Федерации и области по этим категориям по той или иной стоматологической услуге пока нет, они находятся еще в разработке — министерство здравоохранения и социального развития Москвы должно подготовить стандарты до 2011 года. У нас есть соглашение с Омской стоматологической ассоциацией, где определены сроки службы для конкретных пломб и протезов. Пока нет общих стандартов, гарантийный срок на ту или иную стоматологическую услугу устанавливается индивидуально для каждого конкретного пациента, — пояснила СТЕПАНОВА.
Представитель минздрава привела пример, что одна и та же пломба, из одного и того же материала, при одинаковых условиях, но у разных пациентов может прослужить абсолютно разные сроки, соответственно, на нее дадут и разные гарантийные сроки — от 10 дней до 5 лет. Право пациента — выбрать ту гарантию, и ту клинику, какие его устроят. По словам директора стоматологической клиники «Медиоцентр» Сергея ПОПОВА, как правило, максимальный срок службы самой хорошей и дорогой пломбы — два года, соответственно, максимальный гарантийный срок на нее может быть один год. Еще один злободневный вопрос, который волнует омские клиники и их пациентов, — это экспертиза стоматологических услуг. Дело в том, что суд принимает во внимание доводы только аккредитованных экспертов в области стоматологии, а таких в Омске, как утверждают сами стоматологи, нет, а по словам Сергея ПОПОВА, их нет вообще в России. Ольга СТЕПАНОВА напомнила, что на досудебном этапе споры помогают урегулировать экспертная комиссия Омской стоматологической ассоциации и отдел контроля качества стомуслуг минздрава, но если дело все же доходит до суда, то учитывается экспертиза только аккредитованных специалистов.
Не менее актуальной для стоматологов оказалась тема лицензирования медицинских услуг. Начальник отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности управления лицензирования и контроля за медицинской и фармдеятельностью минздрава Омской области Сергей ВЕЛИКОДНЫЙ рассказал врачам, что есть Федеральный закон №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и федеральное постановление №30 «О лицензировании медицинской деятельности», где четко прописаны все требования к соискателям лицензии по тем или иным видам деятельности. Если клиника оказывает услуги, которые не заявлены в лицензии, то это уже будет административным нарушением, поэтому пациентам нужно внимательно знакомиться с лицензией клиники, в которую они обращаются. Причем каждый специалист клиники раз в пять лет должен получать сертификат на соответствие тому или иному виду деятельности. При получении лицензии в управлении лицензирования соискатель должен внести два вида госпошлины — 300 рублей за рассмотрение заявления о лицензии и 1000 рублей за предоставление бланка, подтверждающего наличие лицензии. Стоматологи откровенно удивились такой низкой стоимости лицензирования, названной чиновником.
— Я даже не знал, что мы можем выбирать — самостоятельно подавать документы на лицензирование в управление лицензирования минздрава области или через уполномоченную организацию (экспертная организация, консалтинговая фирма). Я был уверен, что возможен только второй вариант, но он для нас абсолютно невыгоден, так как уполномоченная организация за свои услуги брала с нас почти 50 тысяч рублей. Так зачем я буду платить деньги чужому дяде ни за что, если, оказывается, можно получить лицензию всего за 1300 рублей? — заявил директор стоматологической клиники «Космодент» Владимир СИНЕЛЬНИКОВ.