Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

18 июня 2008 10:50
0
1391

ПРИНЯТО
на заседании Ученого совета Омского государственного педагогического университета 11 июня 2008 г., протокол № 10

Ученого совета Омского государственного педагогического университета Председателю Правительства, Губернатору Омской области Леониду Константиновичу ПОЛЕЖАЕВУ в связи с содержанием опубликованного региональным информационным агентством ОМСКИНФОРМ материала «Губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ раскритиковал педуниверситет» (четверг, 5 июня, 09:27).


Уважаемый Леонид Константинович!

Ученый совет ОмГПУ в полной мере осознает справедливость оценок, высказанных на заседании Правительства Омской области, состоявшемся 4 июня 2008 года, относительно недостаточных темпов модернизации высшей школы региона и неудовлетворительного состояния кадрового обеспечения общего среднего образования. В то же время приведенные в материале ОМСКИНФОРМа цитаты Ваших высказываний в адрес педагогического университета мы расцениваем не только как излишне эмоциональные, но по сути свой несправедливые и даже оскорбительные для коллектива преподавателей и студентов вуза, который успешно решает задачи подготовки педагогических кадров и научно-методической поддержки системы образования региона в течение 75 лет. Это заставляет нас обратиться лично к Вам, но не для того, чтобы искать оправдания трудно решаемым проблемам региональной системы образования, а чтобы общими с Правительством области усилиями найти эффективные пути их решения. Следуя Вашим критическим суждениям, обратимся к двум направлениям, вызывающим наибольшие затруднения в нашей совместной работе.

ПЕРВОЕ. Недостаточная численность и неустойчивость трудоустройства молодых специалистов в системе образования региона, особенно в сельской местности. Сразу заметим, что проблема эта в современных условиях имеет системный характер, а ее разрешение связано с целым рядом причин, преодоление которых требует комплексного подхода. Было бы опрометчиво закрывать глаза на тот крайне огорчительный факт, что профессия педагога становится все менее востребованной среди молодежи из-за низкого уровня заработной платы, высокого уровня ответственности, непростых условий труда и многих других причин. Резкая поляризация уровня доходов населения, характерная и для нашего региона, ставит выпускника педагогического университета в непростые условия выбора — при средней заработной плате 13203 руб. (2007 г.) начинающий учитель получает 5448 руб., а единовременные подъемные в 20 тыс. руб. не позволяют молодым специалистам, начинающим жизнь в новых условиях, обзавестись даже минимумом предметов первой необходимости.

Но не только в этом мы видим сегодня всю сложность проблемы. Надо признать, что педагогический университет вместе с муниципальными органами управления образованием пока еще не сумели найти и реализовать эффективные меры формирования кадрового состава учреждений образования области. Система целевого направления, в большей степени соответствующая современным подходам к подготовке кадров,по ряду причин сегодня себя не оправдывает, а это, как мы считаем, должно стать поводом для специального рассмотрения Правительством области. Роль и ответственность муниципальных органов власти в этом вопросе, безусловно, должны быть повышены, педагогическому университету в одиночку с этим не справиться.

Заметим, что эту проблему и проблему подготовки педагогических кадров университет никогда не оставлял без внимания, и поэтому Ваше заявление, будто «никакого вклада в развитие педагогики он уже давно не несет» по сути ошибочно. Педагогическая составляющая образовательного процесса является основой подготовки кадров. Введена обязательная непрерывная педагогическая практика. Исследования интересов студентов показывают, что 38 % выпускников готовы работать по профессии в селе при условиях достаточного уровня заработной платы и льготного обеспечения жильем. Практика студентов организована в школах, а также в городских и сельских ресурсных центрах, оснащенных университетом современным оборудованием. Все действующие в системе образования Омской области педагогическиеэкспериментальные проекты в научном и научно-методическомпланекурируются созданным при Вашем содействиина базе ОмГПУ Омским научным центром Российской академии образования, а более половины из них сопровождают учёные педагогического университета. Выпускники педагогического университета, участвуя в областных и российских конкурсах «Учитель года»,
«Молодой учитель года» и др., постоянно занимают призовые места.

Вы правы, Леонид Константинович, в том, что молодых преподавателей в школах области может не быть.К сожалению, пока не сложилась система целевого набора, профессиональной ориентации и трудоустройства.

Так, по итогам проведенных в 2008 году по инициативе университета встреч заместителей глав администрации районов, заведующих отделами (управлениями) образования со студентами-целевиками этих районов был получен результат: из 151 направленца подтвердили трудоустройство (в том числе заключили контракт)покатолько 44 выпускника, а 46 получили от местных органов управления образованием официальный отказ в трудоустройстве. И это происходит при очевидном возрастном старении и квалификационном отставании от уровня современных требований значительной части состава педагогических кадров области. Мы понимаем, что целевая подготовка педагогических кадров должна стать доминирующейи сопровождаться специально мотивированными приемами.Однако эту проблему можно решить лишь совместными усилиями педагогического университета и местных органов власти.

В университете создана система поддержки и сопровождения студента, ориентированного с 1 курса на работу в школе. Суть её — в отборе и сопровождении студента в вузе, его дополнительном образовании по заказу района, школы и сопровождение его в течение 3-лет после трудоустройства по предмету, методике и технологиям преподавания, педагогике и психологии.

ВТОРОЕ. Проблема сохранения и развития системы подготовки педагогических кадров в условиях проявляющейся тенденции к интеграции высшего образования в регионах. Жесткой критике Вы, Леонид Константинович, подвергли вузы, сказав, что «высшая школа области не делает шагов по пути модернизации». У нас нет сомнений в том, что система высшего образования, как и вся система образования, нуждается в постоянном обновлении. Однако обращаясь к проблеме модернизации высшей школы России, мы склонны признавать не столько структурные, сколько сущностные преобразования, сохраняющие характерный для российской традиции способ организации подготовки кадров для обучения и воспитания в самостоятельной системе педагогического образования. Заметим, что в условиях непростого поиска решений есть позитивный опыт сохранения самостоятельности педагогических вузов в ряде крупных регионов России и стран СНГ (Красноярский край, Казахстан). На заседании 30 мая 2008 годаУченый совет университета провел обстоятельный анализ этой проблемы, и нас волнует главное: сохранится ли цельность и уникальность сложившейся в течение XIX и XX веков системы педагогического образования, ориентированной не только на знания и компетенции, но и на передачу их в системе «человек-человек»? В погоне за формой не потеряем ли мы содержание и кадры, а с ними — и научно-образовательный потенциал современного университета? Он сегодня достаточно представительный и вовсе, как мы считаем, не характерный для «местечкового» вуза.На 62 кафедрах ОмГПУ в настоящее время работает более 500 докторов и кандидатов наук. В 5 Советах по защите докторских и кандидатских диссертаций (такое количество советов имеется далеко не в каждом вузе) защищают ежегодно более 100 диссертаций преподаватели омских вузов, учителя школ, соискатели из 24 городов Сибири, Дальнего Востока, европейской части России (не исключая Москвы и Санкт-Петербурга), Казахстана. Именно в педуниверситете написана Красная книга Омской области, по учебникам и учебным пособиям по информатике, написанным в нашем университете, учатся студенты всех педуниверситетов страны. В вузе сложилось около десятка научных школ. В Омском педагогическом университете развиваются все направления и уровни педагогического образования: специалитет, бакалавриат и магистратура, аспирантура и докторантура. Из 100 основных образовательных программ 71 — педагогическая. Филиалы ОмГПУ, созданные при Вашей поддержке на севере и юге Омской области, благотворно влияют на развитие социума этих территорий и решают кадровые проблемы системы образования и социальной сферы.

Уважаемый Леонид Константинович, Ученый совет Омского государственного педагогического университета выражает уверенность в том, что в тесном взаимодействии с Правительством области и органами управления муниципальными образованиями, федеральными органами управления образованием и научными учреждениями российской системы образования мы сможем выстроить совместную работу по подготовке учительских и научно-педагогических кадров для региона, результаты которой будут адекватны запросам современного российского общества.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.