Граф Александр фон ШЕНБУРГ родился в 1969 году в Могадишо (Сомали). Долгое время работал журналистом. Два года был редактором берлинских страниц «Франкфуртер альгемайне» и был уволен во время общей волны сокращений в немецких СМИ. В 1999 году женился на Ирине, принцессе Гессенской, и теперь живет с женой и двумя детьми в Потсдаме. Род графа беднел на протяжении пяти веков, и теперь ШЕНБУРГ остроумно и убедительно доказывает, что совсем необязательно тратить много денег на одежду, жилье и машину. На его взгляд, качество жизни повышается за счет правильного отношения к приоритетам, а настоящая роскошь заключается не в обладании множеством вещей, а в умении отказаться от ненужных.
«Эта книга призвана дать несколько советов, как оградить жизнь от царящего потребительского безумия, — утверждает автор. — Тот, кто вовремя научится обходиться скромными денежными средствами, наверняка войдет в элиту будущего, потому что грядущая эпоха окажется несладкой для собственника. Ему останется лишь трястись над своим имуществом, когда тот, у кого собственности мало, много и не потеряет. А если еще вдобавок обзавестись самообладанием Владимира Набокова, то для хорошей жизни собственности и вовсе не требуется». Что касается великого писателя, то здесь граф, похоже, переборщил: автор «Лолиты» последние пятнадцать лет своей жизни в Монтре снимал номер в первоклассном отеле на берегу Женевского озера. Но, в общем, мысль ясна.
ШЕНБУРГ сочувственно описывет знакомого журналиста, потерявшего работу, и вместо того чтобы бы вести несколько потрепанный, но богемный образ жизни, старательно старается выдать себя за чрезвычайно занятого журналиста, которы «дни свои проводит в правительственном квартале и ходит на всевозможные пресс-конференции, где объявляют о слиянии двух капелек». Граф напоминает, что причина возведения подобных фасадов — ложная вера в то, что общественного признания можно достичь лишь за счет работы, и поясняет, что со времен Античности и до Реформации работа, напротив, считалась помехой настоящей жизни. «Надо снова вспомнить о том, что на протяжении длительных периодов нашей истории работа отнюдь не была достойным занятием. Достойным считалосьпомогать людям, лечить их, учить и защищать. Работали из-за нужды или из-за скупости. Лишь после Реформации у работы появилась моральная составляющая. Лютер был одним из тех, кто допустил роковую ошибку, смешав для последующих поколений смысл слов „профессия“ и „работа“.
Граф рассуждает о ценности квартиры и поясняет, почему лучше не иметь машины. Как можно поддержать форму новому бедному. Чем плоха привычка хорошо поесть. Какими могут быть аргументы против дальних поездок. Как ходить за покупками, не теряя головы, и что такое воспитание без потребительской зашоренности. И отвечает на два вопроса: что делает нас богатыми и почему деньги мешают счастью? Вряд ли в России у графа найдется много сторонников, однако, стоит послушать того, за чьей спиной пятьсот лет семейной истории.