В автоматическом паркинге машина будет заезжать на платформу подъемника, который, как на лифте, доставит автомобиль в свою ячейку. Такая технология, в отличие от пандусных парковок, позволяет значительно сэкономить дефицитные земли в центре города. Парковка по улице Пушкина на 64 машиноместа имеет два подъемника и занимает территорию площадью всего около 100 кв. метров. По словам генерального директора фирмы «Престиж» Евгения ЦЕМЕНТА, строительство первого паркинга обошлось им в 35 млн рублей, из которой примерно 9 млн — доля комплектующих из Кореи. Затраты планируется окупить сразу за счет продажи 32 мест в части парковки, имеющей заезд со стороны улицы Ч. Валиханова. Еще 32 машиноместа, имеющие заезд со двора, будут сдаваться в аренду сотрудникам офисов. Арендную плату предполагается установить где-то на уровне трех тысяч рублей в месяц.
— Эта та плата, которая сложилась на плоскостных парковках, — поясняет Евгений ЦЕМЕНТ. — Но в отличие от них в автоматическом паркинге нет доступа людей, есть гарантия, что автомобиль никто не поцарапает и не заденет. Система контроля доступа у нас довольно жесткая. Кроме того, каждое машиноместо имеет свою систему автоматического пожаротушения, автомобиль обезопасен и от падений и повреждений.
Главный исполнительный директор COREA PROM CORPORATION Анатолий ЛИ, недавно приезжавший в Омск с инспекцией работ, добавил, что за корейскими специалистами остаются наладка, приемка и запуск парковки. Монтажом конструкций занимаются СП «КоРусПромКорпорэйшин» и ПКФ «Престиж». Но, по словам Евгения ЦЕМЕНТА, стратегическая задача — свести до минимума корейскую комплектацию, потому что это и транспортные расходы, и таможенные затраты. Ставится задача максимального производства изделий из металла уже в Омске, это металлоконструкции каркаса самого здания, поддона и так далее. Также отрабатывается вопрос применения местных электроматериалов. Но сложное технологическое оборудование подъемника, а также автоматизированная система управления, датчики и программный продукт пока будут импортными, потому что на сегодня аналогов в России им нет. «Услуги корейской стороны в ценовом выражении идут на уровне 25-30%, — добавляет г-н ЦЕМЕНТ. — В дальнейшем, думаю, мы сведем их долю до 10% от сметной стоимости объекта. Главная задача для нас — организовать в Омске производство металлоконструкций. Вчера мы запустили корейскую линию по производству профилей, будем готовить порядка двух тысяч тонн металлоконструкций в месяц. На парковках они будут использоваться как вспомогательные и ограждающие конструкции. Рассчитываем и на помощь корейского партнера в части поставки специализированного металлообрабатывающего оборудования. В первой половине следующего года все металлоконструкции мы должны начать готовить в Омске».
Евгений ЦЕМЕНТ сообщил, что сегодня себестоимость пандусных многоуровневых парковок, по данным застройщиков, составляет от 250 до 1 900 тысяч рублей за машиноместо. В «КоРусПромКорпорэйшин» себестоимость машиноместа в автоматизированном паркинге на этот год просчитали в объеме порядка 400 тысяч рублей. Но продажную стоимость регулирует рынок, а рыночная цена места в парковке в центре города меньше миллиона рублей не бывает, отмечает ЦЕМЕНТ. «Нам важно одно — максимальная высотность парковки, — продолжает он. — Сегодня в Омске с органами пожарного надзора согласованы технические условия, ограничивающие высотность наших объектов до 50 метров. Это связано с наличием у пожарных спецтехники и высотных лестниц. Но по технологическим особенностям корейское оборудование наиболее эффективно при 30 уровнях, это 60 метров или 60 мест для автомобилей с одним подъемником. При этом подъемник успевает доставить машину клиенту за две минуты. В Сеуле мы не видели, чтобы люди выстраивались в очереди у парковки и система не успевала бы их обслуживать. А в одном переулке там может стоять по 40 таких паркингов в ряд».
Вторая автоматизированная парковка в Омске должна появиться на территории Казачьего рынка. Для нее согласована высота 50 метров, это 25 уровней, и сейчас идет рабочее проектирование здания. Приступить к его строительству планируется в этом году. Возможно, что в этой парковке расположится порядка 150 машиномест. Место для третьей парковки определено по улице Крупской, 27, между двумя глухими торцами жилых девятиэтажек, где паркинг планируется построить в виде вставки. Пока эта парковка рассчитана на 192 автомобиля, сейчас по ней имеются лишь эскизные проработки, параллельно идет сбор исходных данных, получение технических условий, затем начнется оформление земельного участка в аренду. К строительству этой парковки также планируется приступить в текущем году.
А на недавнем градсовете, посвященном проблеме гаражей и парковок, компания представила схему размещения автоматизированных парковок по улице Жукова — Бульварной. Эта территория, застройка которой уже распланирована, не имеет свободных участков земли, и проблему стоянок здесь можно решить только за счет автоматизированных парковок. «Эта схема была одобрена, сейчас мы ведем ревизию принадлежности земельных участков, — рассказал Евгений ЦЕМЕНТ. — С департаментом архитектуры и мэром города определено, что если это земля муниципальная, то она будет передана целевым назначением в аренду под строительство этих парковок. Планируем на следующий год сделать здесь около десяти паркингов. Чем больше объектов, тем больше опыта и навыка их эксплуатации».
Но вся проблема в том, отмечает г-н ЦЕМЕНТ, что, прежде чем приступить к строительству, год, как минимум, уходит на оформление земельных отношений. И еще один год требуется на разработку проектной документации, получение технических условий и согласование с органами власти. При этом саму парковку можно построить всего за шесть месяцев, столько по этой технологии занимают комплектация, монтаж и запуск объекта.
Возможно, более энергично пойдет работа в других городах, потому что там задача омичей — только запроектировать и скомплектовать парковку, а землю предоставляют собственники. Сейчас идут преддоговорные взаимоотношения с партнерами из Новосибирска, Томска, Краснодара, Барнаула, а также есть попытки получить земельный участок в Сочи. «Но я надеюсь, что процедура экспертизы проектной документации в Омске ускорится и мы получим стандартную процедуру оформления разрешительных документов, потому что это объекты безлюдные, — говорит Евгений ЦЕМЕНТ. — Мы три года пытались получить участки под строительство парковок в городе Омске и только сейчас имеем пока первые результаты».