Нерасторопность областного правительства и долги управляющих компаний тормозят проведение капитального ремонта жилых домов в Омске. Как известно, средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт 333 омских домов поступили в область еще в середине июня, однако город до сих пор этих денег не получил, а потому при крайне ограниченных сроках проведения ремонта вынужден откладывать начало работ. Об этих и других проблемах реализации в Омске 185-го ФЗ шла речь на коллегии при мэре 26 июня.Подрядчики ждут денег Фонда и области
Как сообщил вице-мэр, директор департамента городского хозяйства Владимир ПОТАПОВ, по данным на 1 января 2008 года в капитальном ремонте нуждаются 5,7 тысячи многоквартирных домов Омска площадью 16,3 млн кв. метров (жилой фонд города составляет 23,4 млн кв. метров, в том числе 19 тысяч многоквартирных домов площадью 20,5 млн кв. метров). Для того чтобы отремонтировать их, необходимо минимум 23-25 млдр рублей. Как известно, Фонд содействия реформированию ЖКХ на текущий год выделил городу (согласно составленной областью региональной адресной программе капитального ремонта домов) 344 млн рублей. Для того чтобы их получить, город выполнил около десяти условий — например, по количеству действующих ТСЖ (1,2 тысячи) и УК (33) – и заложил в бюджете необходимую долю софинансирования в сумме 152,9 млн рублей. Однако 185-й ФЗ требует финансового участия еще двух сторон: область должна выделить в текущем году на ремонт омских домов 102 млн рублей, еще 31,5 млн (5% от общей суммы) добавят собственники. Как выяснилось на коллегии, как раз с двумя последними участниками и возникли проблемы. Владимир ПОТАПОВ сообщил, что пока городская администрация не получила от области даже уведомления о перечислении денег. При этом значительную часть работ (например, ремонт кровли в 226 домах, ремонт инженерного оборудования в 257 домах) необходимо выполнить до начала отопительного сезона. Более того, от оставшихся трех месяцев нужно отнять еще как минимум один: он дается УК и ТСЖ на предоставление полного пакета документов (уведомление об открытии счетов на каждый дом, сметы расходов, копия предварительного договора с подрядчиком и пр.) и администрации на их проверку и перечисление денег. УК и ТСЖ уже выполнили ряд условий. На все дома (за исключением 8 ТСЖ) открыты лицевые счета в банках, проведены собрания жильцов, подготовлены договоры подряда, выбраны подрядчики. Однако до тех пор пока средства Фонда и областного бюджета не поступят на счета администрации, механизм запущен быть не может.
— Федеральная доля определена, сумма известна, и она уже поступила на расчетный счет казначейства субъекта, — размышлял мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР. — По той информации, которая есть у вас, когда ожидается перечисление нам этой суммы?
— Мы ежедневно созваниваемся с министерством финансов. Последняя информация – 4 июля, — ответил Владимир ПОТАПОВ.
— Что мешает перечислить эту федеральную долю? Неготовность нашего пакета документов? Неготовность субъекта? – допытывался мэр.
— К нам вопросов нет. Все документы подписаны и представлены в полном объеме, — взял слово глава департамента финансов Богдан МАСАН. – Сумма перечисляется одновременно зачислением на счет областной доли. По-видимому, у области есть какие-то технические сложности. В бюджете города необходимая сумма есть. С нашей стороны задержек не будет.
Деньги жильцов могут забрать со счетов УК, имеющих долги
— То есть на сегодняшний день пока проблема в том, что, видимо, у области нет необходимого объема в количестве 102,4 млн рублей, чтобы перечислить и запустить механизм? Я правильно понимаю? – продолжал Виктор ШРЕЙДЕР. – Идем дальше. Как обстоят дела с долей жителей?
Как выяснилось, на счета, открытые УК и ТСЖ на каждый дом, пока перечислены средства жильцов 30 домов – около 3 млн рублей. Как пояснили главы округов, всем собственникам домов выставлены квитанции с суммой софинансирования капремонта, однако, не имея подтверждения о перечислении федеральных и областных денег в бюджет города, работать с населением трудно. Виктор ШРЕЙДЕР заявил, что администрация может дать людям гарантию в том, что эти деньги в город поступят. Однако недоверчивость жильцов – не главная проблема сбора средств.
— Те ТСЖ, которые собрали средства населения, имеют чистые счета, — пояснил Богдан МАСАН. – У них задолженности. Сейчас идет работа по УК, которые аккумулируют средства населения, но не перечисляют их на открытые счета, дабы избежать бесспорного списания по инкассовым документам.
По всей видимости, речь идет о тех УК, которые заключили договоры с Инфо-центром, но не получили собранные им по единой квитанции средства, а потому накопили долги и по зарплате, и по налогам. По неофициальной информации, перед ликвидацией Инфо-центра (которая до сих пор юридически не подтверждена) тюменская сторона (ТРИЦ) заморозила его счета и поступавшие от населения деньги не расщеплялись, как было обещано, по счетам поставщиков услуг. Помимо прочих проблем Инфо-центр добавил управляющим компаниям и жильцам еще одну – невозможность получить и освоить средства на капитальный ремонт. Виктор ШРЕЙДЕР поинтересовался у присутствующих в зале руководителей УК, как они планируют выходить из ситуации.
— Управляющая компания найдет варианты, чтобы собрать нужную сумму, — ответил …Владимир ЦИЦИН.
— То есть по сути вы возьмете решение этой задачи на себя? Ваши коллеги вас поддерживают? – спросил мэр.
— Мы вынуждены взять это на себя, поскольку кроме нас эта проблема никому не нужна, — невесело ответил Владимир ЦИЦИН.
Проблему долгов УК Виктор ШРЕЙДЕР затрагивать не стал и дал распоряжение Владимиру ПОТАПОВУ и главам округов закончить работу по сбору средств жильцов всех 333 домов к 10 июля.
Речь зашла о контроле за качеством работ и целевым использованием средств. По словам мэра, эти вопросы могут оказаться самыми больными. Владимир ПОТАПОВ пояснил, что контролировать расходование средств и качество работ будут специальные комиссии, созданные в каждой УК и ТСЖ. В них сошли представители окружных администраций и жильцы домов. Однако Виктору ШРЕЙДЕРУ этого показалось мало. По его мнению, за каждым из 333 домов должен быть закреплен финансист, который способен отследить целевое движение средств. Богдан МАСАН только пожал плечами – такого количества специалистов в администрации просто нет.
— Я понимаю, что мы не найдем их в аппарате у себя или в округах, но у нас есть возможность привлекать специалистов наших МУПов, — заявил мэр. — Понятно, что это дополнительная нагрузка, но это необходимо. Это будет одним из проблемных вопросов — правильное и целевое использование средств.
Сносится 16 бараков неопределенной площади
С реализацией второй программы, финансируемой из федерального Фонда и касающейся расселения граждан из аварийных домов, также возникло несколько проблем. Как известно, на текущий год в программу вошли только 16 домов, официально признанных аварийными на 1 января 2007 года (на 1 января 2008 года таких домов уже более 430, и они должны войти в программу по расселению граждан на последующие годы). Как пояснила директор департамента жилищной политики Светлана ШЕНФЕЛЬД (именно ее ведомство займется реализацией программы по переселению граждан из аварийного жилья, хотя горсовет еще не утвердил изменения его положения и не закрепил за ним эти полномочия), законодатель сдвинул сроки переселения жильцов: раньше по программе-2008 их нужно было расселить в период с мая по ноябрь 2009 года, сейчас это необходимо сделать к ноябрю 2008 года. Жильцы уже дали согласие на то, чтобы переселение происходило методом мены – кв. метр сносимого жилья на кв. метр нового. Администрация должна провести конкурс на приобретение квартир (две компании уже дали предварительное согласие предоставить необходимое количество квартир в новостройках), однако сложность в том, что площадь помещений в сносимых домах документально не определена. Эта ситуация помимо всего прочего дает большой простор для манипуляций, поскольку собственники сейчас заинтересованы в том, чтобы в их техпаспортах была записана как можно большая площадь.
— Все 16 аварийных домов — это бараки, где граждане проживали частично без правоустанавливающих документов, где произведено множество перепланировок, есть изменения площадей, — пояснила Светлана ШЕНФЕЛЬД. – Совместно с департаментом имущественных отношений нам необходимо срочно подготовить несколько техпаспортов на те жилые помещения, где произведены перепланировки и реконструкция. Для тех жильцов, у которых нет правоустанавливающих документов, мы организуем обращения в суды для судебного закрепления за ними прав социального найма. Суды продлятся как минимум 2 месяца.
Руководитель департамента правового обеспечения администрации Андрей ПОДГОРБУНСКИХ добавил, что юристы отрабатывают еще один вариант решения возникшей проблемы – закрепление за жильцами прав соцнайма отдельным постановлением мэра. Что касается заявки на следующий год, Светлана ШЕНФЕЛЬД заверила мэра, что документы по 50% аварийных домов уже готовы. Вряд ли они все 430 домов, признанных аварийными на 1 января 2008 года, попадут в программу-2009, поэтому им так же, как 5,7 тысячи домов, претендующих на капитальный ремонт, предстоит пройти жесткий отбор.