— Олег Николаевич, итоги первого полугодия уже подведены? Какие получились результаты?
— Судя по предварительной информации, результаты, можно сказать, неплохие, хотя все районы сработали по-разному. Есть незначительное снижение поголовья крупного рогатого скота в целом по сельхозорганизациям. Из 254 животноводческих сельхозпредприятий Омской области прибыльных сегодня 160. Они увеличили поголовье на 5,2 тысячи голов. По сравнению с первым полугодием 2007 года прирост поголовья — 8,5%. А объем производства молока в этих 160 предприятиях вырос на 18,7%. В неприбыльных предприятиях — их у нас в регионе 94 — произошло некоторое снижение. По этим предприятиям будем проводить анализ, выезжать в районы, выяснять причины их некачественной работы.
— Сколько молока в первом полугодии получили в Омской области всего и сколько в личных подсобных хозяйствах?
— В личных подсобных хозяйствах получили 202 тысячи тонн за первое полугодие, а общее количество – 392 тысячи тонн. Но по личным подсобным хозяйствам остается пока много вопросов. По некоторым районам имеются, на мой взгляд, недоработки в системе учета. Для того чтобы принимать правильные управленческие решения, необходимо в первую очередь иметь объективную информацию, а у нас еще есть районы, где учет поголовья крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах ведется практически на глазок. А этого быть не должно.
— На ваш взгляд, какое производство молока эффектиивнее — в крупных хозяйствах или в личных подсобных?
— Важно, чтобы молока производилось больше. А перспектива есть везде, и мы будем поддерживать производителей всех форм собственности – и крупные хозяйства, и фермеров, и личные подсобные хозяйства. Увеличение объема молока – это и дополнительные рабочие места, и решение многих социальных вопросов.
— Но сбор молока у населения – довольно хлопотное дело…
— Тем не менее есть очень хорошие примеры. В Одесском районе эффективно работает кооператив «Кристина», который уже охватил поселения своего района и вышел в соседний Шербакульский. Мы хотим, чтобы и в других районах заработала такая же схема. Главное ведь для всех нас что? Чтобы разница между ценой закупа и ценой готового изделия в магазине была как можно меньше.
— А с производством мяса сегодня проблем в регионе нет?
— В производстве мяса все стабильно, больших проблем действительно нет. По сравнению с первым полугодием 2007 года объем производства мяса в сельхозорганизациях увеличился на 12,9%. По фермерским хозяйствам прибавка – 1,2%.
— Судя по ценам на пшеницу, с производством зерна у нас в этом году тоже все в порядке...
— Все запланированные площади были засеяны. Из общего количества посевных площадей в 2 889 тысяч га под зерновыми в этом году занято 2 059 тысяч га. На 42 тысячи га увеличены площади под яровые культуры. Но мне не хотелось бы сейчас делать прогнозы относительно будущего урожая. Это сложное дело. Не всегда все зависит от человека. Знаю это по опыту работы директором хозяйства и по работе главой Нововаршавского района.
— Сколько в «Победе» получали зерна?
— У нас невысокие урожаи были, поскольку это южная зона. В среднем собирали по 10-12 центнеров с гектара, тем не менее предприятие было прибыльным, и даже кредиты мы не брали. Были, конечно, и рекордные урожаи. В 2003 году собрали в общей сложности 29 тысяч тонн зерна, и урожайность тогда была на уровне 18 центнеров с гектара.
— Сегодняшней цене на пшеницу производители, думаю, рады...
— Да, цена хорошая. Сейчас она немного снизилась, до 7 тысяч рублей за тонну продовольственной пшеницы 3 класса, еще недавно тонну покупали по 10 тысяч рублей.
— Сколько, по вашему мнению, омская пшеница будет стоить осенью?
— Что будет осенью – сказать пока сложно. Когда узнаем про урожай на юге России, тогда прогнозы можно будет сделать более точные. Но конъюнктура мирового рынка сегодня довольно благоприятная для производителей зерна, поэтому значительного снижения цен, думаю, не произойдет.
— То есть омские производители зерна будут чувствовать себя осенью уверенно?
— Вполне уверенно. Хотя и затраты из-за роста цен на ГСМ возрастают. Дизельное топливо, например, подорожало почти на 7 рублей, что весьма существенно. Впрочем устойчивые хозяйства сделали частичные запасы топлива на период уборки, остальные кредитуются в банках, чтобы решить эти проблемы. Вопрос о компенсации на удорожание ГСМ рассматривается сейчас и на уровне правительства РФ.
— Сейчас во всем мире резко растет спрос на продовольствие. И у Омской области, как мне кажется, есть шанс прибавить в объемах производства. Можем мы увеличить сельхозпроизводство в два раза, например, или хотя бы на 50%? И что для этого нужно?
— Нужно внедрять новые технологии и в растениеводстве, и в животноводстве. И у нас есть предприятия, которые активно занимаются техническим перевооружением. Две недели назад, например, мы проводили конкурс операторов машинного доения в СПК «Ермак» Нововаршавского района. После установки новых технологических линий в этом хозяйстве и надои молока существенно увеличились, и качество самого молока улучшилось. Я уже даже не говорю о том, насколько резко улучшились условия труда операторов на этих фермах. В растениеводстве у нас тоже есть резервы для роста. Если использовать современную технику, качественныфе семена, вносить удобрения, выдерживать технологический цикл, то можно получить значительное увеличение объемов.
— Вопрос только в деньгах?
— Не только. И в кадрах, конечно, тоже. Кадры в аграрном производстве – это на сегодняшний день один из самых основных вопросов, и он не менее важен, чем деньги. Но в этом направлении область работает. И довольно успешно работает. Сегодня порядка 66% специалистов сельхозпроизводства – это люди с высшим образованием. Молодым специалистам оказывается поддержка и на областном, и на районном уровне, в том числе по строительству жилья.
— А как насчет содержания коров на молочных фермах? Вот говорят, что если бы в Европе владельцы содержали коров так, как в России, то их бы судили за издевательство над животными…
— Я буквально недавно был в командировке и видел три европейские животноводческие фермы с высокоэффективным производством и самым современным оборудованием. И отметил для себя, что лучшие животноводческие хозяйства Омской области смотрятся сегодня нисколько не хуже европейских. А в некоторых наших хозяйствах условия содержания скота даже лучше, чем в Европе. Там ведь тоже не все так уж хорошо, как говорят. Другое дело – кормоуборочная техника, которая в наших хозяйствах пока похуже, поэтому надо активнее проводить техническое перевооружение. Хотя примеры хозяйств, где приобретается современная техника для уборки сена, есть.
— Сейчас много пишут и говорят о том, что земли сельхозназначения Центральной России стали пользоваться ажиотажным спросом. В связи, опять же, с ростом спроса во всем мире на продовольствие. В Омской области интерес к земле вырос?
— Интерес к земле растет и в Омской области, предприятия конкурируют, и если сельхозпредприятие банкротится, то на его земли сразу приходят новые, более эффективные собственники. Все эти процессы в нашем министерстве находятся, естественно, под контролем, но вот какого-то, как вы говорите, ажиотажного спроса на земли сельхозназначения в Омской области пока не отмечается.
— С овощеводством в регионе, насколько я помню, последние годы были проблемы. Два крупнейших производителя — «Овощевод» и «Тепличное» не выдерживают конкуренции с китайскими производителями. Есть ли сейчас какие-то изменения?
— Да, овощеводство сейчас не в лучшей ситуации находится. Но положительные изменения все же есть. Чтобы минимизировать затраты на энергоресурсы, «Овощевод» при содействии областного бюджета построил газовую котельную, закупает оборудование для нового тепличного комплекса. Часть оборудования уже поступила и монтируется.
— Какие в этом году заработают в регионе крупные аграрные производства?
— До конца этого года должна быть запущена первая очередь Таврического рапсового завода. Производство, кстати, весьма интересное, и, насколько я знаю, многие сельхозтоваропроизводители заинтересовались этой продукцией.
— А на хобби у вас время остается? Или только работа?
— Когда-то любил рыбачить, но уже давно свободного времени на рыбалку не хватает. Когда директором хозяйства был, то летом рабочий день начинал с семи утра, а заканчивал в зависимости от того, как складывалась ситуация, бывало приходилось уходить с работы ближе к ночи. Территория у предприятия большая, пять отделений, и по три-четыре круга нужно было сделать по всем отделениям, а это уже 300-400 километров получается. Когда стал главой Нововаршавского района, то работа тоже нравилась, и тоже было не до отдыха. Сейчас, если удается выкроить свободное время, то стараюсь провести его с семьей.