— Алексей Юрьевич, расскажите, когда была открыта ваша спецстоянка и где она находится?
— Стоянка находится в Советском округе по адресу: Губкина,19. В декабре 2007 года Фонд «Центр инновационных и правовых технологий» заключил договоры с подразделениями ГИБДД на эвакуацию и хранение задержанных автотранспортных средств. До 1 июля организация спецстоянок была очень прибыльным бизнесом. В городе работало больше семи таких площадок, и между ними шла довольно жесткая борьба. Они зарабатывали, во-первых, на эвакуации задержанных машин – она стоила около одной тысячи рублей за один автомобиль. Но главным доходным источником была плата за хранение автомобиля на спецплощадке. Она доходила до 30 рублей в час. Причем многие фирмы устанавливали эту плату самостоятельно, хотя по закону ее должна определять Региональная энергетическая комиссия. В итоге на многих спецплощадках плата за хранение машины доходила до нескольких десятков, а бывало, и сотен тысяч рублей. Иногда деньги с владельцев автомобилей откровенно вымогались, случалось, что автомобили продавались прямо с площадки. Однако после 1 июля 2008 года, когда вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, этот бизнес свернулся, поскольку перестал быть прибыльным. В итоге на сегодняшний день в городе работает только две спецстоянки. Одна из них и обслуживается нашим подразделением.
— О каких изменениях КоАП идет речь?
— Эвакуация задержанных автомобилей и первые сутки их хранения на спецстоянке стали бесплатными. Например, сотрудник ГИБДД задерживает автомобиль на трассе в 50 км от города – эвакуатор едет туда. Представляете, какие затраты? Это горючее, работа водителей, операторов, которые принимают вызовы. Работа идет круглосуточно, поскольку основная масса задержаний происходит в вечернее и ночное время, а также в праздники.
— Сколько вызовов в день вы принимаете?
— В будние дни по 8-10 вызовов. В выходные и особенно в праздничные дни – больше.
— Даже если первые сутки хранения владельцам задержанных ничего машин не стоят, плата за остальное время разве не покрывает ваши расходы?
— Час хранения, начиная со вторых суток, сегодня стоит 24,6 рубля, согласно постановлению РЭК. Однако около 85% автомобилей забирается в течение первых суток, то есть они хранятся бесплатно. В принципе, я считаю, что введение нормы о бесплатном хранении машин в первые сутки, — абсолютно правильно. До 1 июля бесплатными были только первые 3 часа пребывания машины на стоянке. За это время человек не успевал получить справку в ГИБДД и, соответственно, вынужден был платить подчас огромные средства за хранение своего имущества.
— То есть сегодня спецплощадки не приносят прибыли? А расходы большие?
— Прибыль от хранения автомобилей покрывает только необходимые выплаты. Плюс аренда земельного участка – мы арендуем его у частного предпринимателя, содержание и ремонт эвакуаторов, заработная плата охранников, операторов, водителей-эвакуаторщиков. У нас в штате около 30 человек. Причем работа сложная, у многих водителей не выдерживают нервы – побывают на вызове, посмотрят на кровь и потом сутки отойти не могут, да и работа круглосуточная.
— Помимо эвакуации задержанных машин вы, наверно, выполняете и частные заказы?
— Да, мы занимаемся гражданской эвакуацией. Например, когда автомобиль сломался или попал в легкую аварию – эвакуаторщиков вызывают не инспекторы ГИБДД, а сами водители. Но таких вызовов у нас немного – 1-2 в день. Общие затраты они покрывают процентов на 25. Конкуренция на этом рынке довольно серьезная. Гражданской эвакуацией занимаются 68 компаний, из них 28 — крупных. Раньше они работали с ГИБДД, заключали договоры с владельцами спецплощадок. Сейчас, когда эвакуация задержанных машин стала бесплатной, заниматься этим стало невыгодно. Нас это не коснулось, потому что мы сразу сделали ставку на полный комплекс – у нас своя спецплощадка и необходимое количество автомобилей-эвакуаторов в собственности.
— Когда открывали свою стоянку, вы знали о том, что эвакуация и первые сутки хранения с 1 июля станут бесплатными?
— О предполагаемых изменениях КоАП нам было известно еще в 2006 году, а сейчас, когда основная масса спецплощадок закрылась, работа стала более централизованной. Законодатель регламентирует, чтобы была единая спецплощадка. Кстати, губернатор Омской области своим указом от 28 июля 2006 года рекомендовал органам местного самоуправления организовать и провести работу по созданию в каждом округе Омска специализированных муниципальных стоянок. Об этом же говорится в постановлении правительства РФ № 759. В начале 2008 года прокуратура проводила по этому поводу проверку – муниципальных стоянок либо стоянок в стоянок, в организации деятельности принимает участие администрация города, в Омске до сих пор нет.
— То есть получается, что если бы вы не продолжили заниматься этим себе в убыток, инспекторам ГИБДД некуда было бы ставить задержанные автомобили?
— ГИБДД не обязана заниматься организацией спецплощадок. Инспекторы выполняют свою работу – задерживают водителей, нарушивших Правила дорожного движения. Остального они не касаются, законом это не предусмотрено. Если в городе не будет спецплощадок, значит, не будет исполняться статья 27.13 Административного кодекса. Задержанную машину, конечно, могут отогнать и поставить на территорию РОВД, но всем там места не хватит. К тому же в 759-м постановлении правительства РФ сказано, что задержанный автомобиль должен храниться на спецстоянке. Помимо всего прочего стоянка ведь выполняет определенную функцию безопасности, потому что в основном инспекторы задерживают непригодные к эксплуатации автомобили, то есть технически неисправные. На дорогах их быть не должно. Как правило, весь этот хлам зависает на стоянке. Остаются дешевые машины, стоимость которых не превышает 10 тысяч. Собственники даже не приходят за ними – длительное хранение на стоянке будет стоить дороже, чем сам автомобиль. Есть автомобили, у которых перебиты номерные агрегаты. Они, может быть, не в угоне, но если агрегат заменен, на стоянку должен приехать инспектор, выписать справку. Затем нужно пройти регистрацию номера в ГИБДД и только после этого получить машину. Часто собственники этим не хотят заниматься.
— Что вы делаете с брошенными автомобилями?
— Если стоимость хранения соответствует примерной стоимости транспортного средства, то мы подаем в суд документы о взыскании данной суммы. На машину накладывается арест. Если собственник отказывается ее выкупать, мы обязаны ее утилизировать. Но пока мы еще не утилизировали ни одну машину, потому что не было подобных решений. У нас в области этим никто не занимался – не было такой судебной практики. На стоянках зависали десятки брошенных машин. Сейчас мы формируем первые иски в суды.
— Вы обязаны утилизировать брошенные автомобили или можете их продать, чтобы возместить расходы на их хранение?
— Ремонтировать и продавать такие машины нет смысла. К примеру, стоимость хранения автомобиля, который простоял на стоянке 3 месяца, – 40 тысяч, а на рынке он стоит не больше 10 тысяч. Более того, до решения суда мы вообще не имеем права прикасаться к автомобилю, даже если знаем, что собственник за ним не придет. Сейчас мы прорабатываем вопрос о том, чтобы передавать брошенные мотоциклы в детские кружки, которые занимаются мотоциклетным спортом. Но для этого также нужно дожидаться решения суда.
— Вы сказали, что в городе сегодня работают две спецстоянки. Но если раньше их было семь и все они были востребованы, то сейчас оставшиеся площадки должны быть перегружены работой.
— Пока мы справляемся с объемом вызовов. Но в осенне-зимний период мы ожидаем увеличения нагрузки. Это время повышенной аварийности. Чтобы справиться с потоком, нам, конечно, потребуются дополнительные площади. В администрации Кировского округа сейчас лежит наше письмо с просьбой выделить земельный участок под строительство спецплощадки. Сегодня мы занимаем площадь в 4,8 тысячи кв. метров в Советском округе. Там проходит только одна трасса, и та тупиковая. Кировский округ для размещения спецплощадки намного удобнее, ведь трассовый батальон ГИБДД задерживает автомобили не только в городе, но и на за его чертой. Кировский округ – это выход на несколько трасс. Нам это дает уменьшение пробега, расходов на горючее, увеличение скорости прибытия на вызов. Кроме того, есть определенные требования к размещению спецстоянок – это должна быть промышленная зона, расположенная в удалении от жилого массива. Норматив по площади – 25 кв. метров на один автомобиль. Мы планируем арендовать порядка 6 тысяч кв. метров.
— Что вам мешает взять такой участок в аренду?
— У администрации города понимание есть, и она не против предоставить нам в аренду земельный участок в промышленной зоне Кировского округа. Однако наше письмо пока зависло в окружной администрации.
— Если обязанность по организации спецстоянок возложена на администрацию города, то вам, наверно, как инициаторам этого процесса полагаются какие-то льготы. Например, по аренде земли.
— Мы не попадаем в список организаций, которые арендуют землю на льготных условиях. Конечно, нам хотелось бы более мягких условий. Но это решение должен принять городской совет. Чтобы нам выйти к депутатам, должен быть предмет для разговора. Для начала должна быть выделена территория. При этом денег ни у кого мы не просим – мы готовы сами заасфальтировать площадку, поставить забор, оборудовать ее.
— Зачем вам это нужно? Если эта деятельность не приносит прибыли, почему вы открываете новую стоянку и вкладываете в нее деньги?
— В Омске есть предприниматели, которые готовы вкладывать средства в обеспечение дорожной безопасности. Это группа ответственных предпринимателей, которые рассматривают эту деятельностью не как способ зарабатывания денег, а как социальную функцию, дело, необходимое нашему городу.
— Значит, это должно приносить какие-то не финансовые, политические дивиденды?
— Ну вот, как что-то необычное — так сразу политика.