Согласно постановлению ГЛОНАСС-чипами должна быть оснащена со временем вся армейская техника, все образцы вооружений, почти все виды транспортных средств: космические аппараты, воздушные, морские, речные суда, автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и опасных грузов, а также приборы и оборудование для проведения геодезических и кадастровых работ. Первыми, естественно, должны перейти на ГЛОНАСС-приемники военные. До конца 2008 года, согласно постановлению, всем федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная в ней служба, необходимо утвердить порядок и поэтапность оснащения своих вооружений и транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС. Областным и муниципальным властям хоть и не в приказном порядке, но тоже весьма настойчиво рекомендуется принять срочные меры по использованию с 2010 года только системы ГЛОНАСС.
Правда, как именно будет решаться этот переход технически и финансово, правительство пока умалчивает. А проблем у системы ГЛОНАСС пока существенно больше, чем возможностей. Начальная проблема — в самой спутниковой группировке ГЛОНАСС, которая начнет работать полноценно лишь с 2010 года, а пока функционируют только 14 спутников ГЛОНАСС, еще два находятся на техническом обслуживании (по официальным данным Роскосмоса на 4 сентября 2008 года). Еще одна глобальная проблема — ГЛОНАСС-приемники. Российские разработчики ГЛОНАСС-чипов в настоящее время не в состоянии технологически конкурировать с зарубежными, которые проектируют GPS-чипы на микросхемах 0,09—0,065 мкм (в России есть только опыт проектирования чипов с технологией 0,18—0,13 мкм). Сегодня все производители используют типовые радиоэлектронные компоненты, из-за чего просто невозможно получить технические характеристики ГЛОНАСС-приемников, аналогичные GPS-приемникам.
Еще одна проблема в том, что пользовательское оборудование для ГЛОНАСС нужно производить массово, и трудно пока поверить, что предприятия Роскосмоса смогут осилить несвойственное им производство. Ни один российский завод бывшего Роспрома, как считают технические эксперты, тоже не в состоянии наладить массовый выпуск (от 500 тысяч штук в месяц) мобильных навигационных терминалов, поскольку их оборудование не отвечает современным требованиям для производителей микроэлектроники, отсюда высокий процент брака (до 10%) и низкое качество изделий. Кроме того, предлагаемое сегодня на российском рынке ГЛОНАСС-оборудование имеет высокую цену. Притом что средняя стоимость ГЛОНАСС-приемника от 250 до 300 долларов, стоимость GPS-модуля упала уже до до 5—10 долл.
В 2009 году почти все вендеры обещают свои фото- и видеокамеры оснастить встроенными GPS-навигаторами, на очереди — мобильные телефоны и ноутбуки. На выставке высоких технологий CeBIT'2008 в Ганновере были показаны уже GPS/GSM-ошейники для собак и кошек, а в России даже дорогостоящие ГЛОНАСС-модули (ОЕМ) для разработчиков навигационной аппаратуры предлагают лишь несколько предприятий, и нет даже формальной программы развития навигационной аппаратуры для пользователей. Есть только прошлогодний указ президента о том, что до 31 декабря 2011 года должна быть утверждена федеральная целевая программа по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы.



