? Как вы думаете, почему вам предложили занять эту должность, и почему вы согласились?
? Это для меня не первое предложение возглавить областную структуру. В 2004-м мне предлагали стать начальником Главного управления ЖКХ Омской области, но тогда я отказался. На этот раз министр промышленной политики, транспорта и связи Александр ЛУППОВ убедил меня, что предложение надо принять, а то следующего может и не быть. Почему на эту должность выбрали меня — вопрос не ко мне, видимо, учли мое дорожное образование. Расцениваю свое назначение как высокое доверие губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА.
Сомнения у меня были, ведь назначение связано с коренной переменой сложившегося образа жизни. С другой стороны, в Полтавском районе я сумел чего-то добиться, так почему бы не попробовать изменить ситуацию с омскими дорогами. Тем более что губернатор пообещал оказывать всестороннюю поддержку.
? Сложно ли было осваивать новое для вас направление?
? Как главе Полтавского района мне приходилось заниматься и дорогами тоже, так что представление о том, чем предстоит заниматься, имел и на что шел, знал. Самое главное в любом деле — это уметь организовать работу. Технологии, конечно, тоже нужно знать, но это дело аппарата, который эти вопросы ведет и сопровождает. На планерках, если чего-то не знаю, не стесняюсь задавать вопросы. А чтобы разобраться в дорожных тонкостях, пришлось взяться за специальную литературу, изучать ГОСТы и СНиПы.
? Ну и какие впечатления у вас от погружения в дорожные проблемы?
? На будущий год омские дорожники отметят 75-летие своей службы, в 1934-м, вместе с областью появился и дорожный отдел. А в нынешнем виде областное дорожное хозяйство сформировалось согласно указу губернатора от 16 июля 2001 года. Тогда были образованы 36 ДРСУ, и наше управление. В нашем ведении на балансах ДРСУ находится 10,39 тысячи километров дорог общего пользования, областных и межмуниципальных, 142 моста и путепровода, 7 паромных переправ, а в зимний период — 6 ледовых.
По Сибири в большинстве регионов у дорожников такая же структура, как у нас, только в Кемеровской области и Алтайском крае сохранились Дорожные фонды, а в Новосибирской дорожную отрасль акционировали. Мы пока не дозрели до акционирования, новые собственники, конечно, найдутся, но будут ли они заниматься содержанием дорог, большой вопрос. Все наши ДРСУ живы, но их состояние сильно разнится — от мощных городских, Калачинского, Тарского, Знаменского до откровенно слабых Горьковского, Крутинского и Оконешниковского. Крутинское ДРСУ вообще было на грани банкротства, но с помощью финансовых вливаний удалось удержать его на плаву.
В ДРСУ работают более 3500 человек, несмотря на все трудности, удалось сохранить производственную базу и коллективы. Все ДРСУ способны выполнять объемы работ в 3-5 раз больше, чем финансируют сегодня. Главная проблема дорожников — недостаточное финансирование, поэтому революционные преобразования не нужны. Нужно на всех уровнях добиваться выделения дополнительных средств, ведь под лежачий камень вода не течет.
За три месяца работы я убедился, что в областном дорожном хозяйстве в основном трудятся люди квалифицированные и болеющие за дело, есть и сословие дорожников, и свои марка, и гордость. Я привык работать на доверии, поэтому даю возможность всем проявить себя, пока никаких кадровых перестановок не делал и в ближайшее время не собираюсь.
? А как сейчас финансируют дорожников и что обещают на будущее?
? К сожалению, нынче только тот, кто не ездит на автомобилях, не критикует омские дороги. Но в их неудовлетворительном состоянии виновато многолетнее недофинансирование. На областном уровне проходит последнее согласование в министерстве государственного правового развития постановление о переходе на нормативное финансирование содержания дорог. После его принятия у нас появится право требовать от федерации денег на содержание и ремонт дорогстолько, сколько положено. На федеральном уровне обещают перейти на нормативное финансирование к 2011 году.
Главные источники дорожного финансирования — областной и федеральный бюджеты. В этом году суммарно на строительство и ремонт дорог выделено более 2,1 млрд рублей. После перехода на нормативное финансирование должны подключиться и местные бюджеты. Если жители в небольших поселениях хотят ускорить дорожные процессы, нужно изыскивать деньги самим. К примеру, в селе Солнцевка на ремонт дороги пошли средства от самообложения граждан.
Участвуют в дорожном финансировании по прямым договорам и сельхозпроизводители, но, увы, пока весьма мало. Согласно областной дорожной программе уже в 2010 году финансирование из областного бюджета будет в два раза больше, чем в этом. Стараемся подключать к финансированию и федеральные ведомства. Так, через Минсельхоз и Минстрой финансируется прокладка дорог к кварталам малоэтажной застройки в Саргатском и Чукреевке.
С 2010 года обещаны 2,6 млрд рублей на строительство местных дорог к 120 населенным пунктам и подъездов к областному центру. Еще одна проблема в том, что федеральные деньги приходят только в июле, в результате теряется несколько месяцев, наиболее благоприятных для проведения дорожных работ. Вселяют оптимизм понимание проблем дорожников на федеральном и областном уровнях и обещания существенно увеличить объемы финансирования.
? Какую роль в дорожном процессе занимает само управление дорожного хозяйства?
? Сейчас идет процесс формирования дорожной собственности: заканчивается подготовка полного перечня муниципальных дорог, находящихся на балансе районов и поселений, впоследствии на них должно быть зарегистрировано право собственности. У управления основная функция — государственного заказчика, мы контролируем расходование бюджетных средств, а ДРСУ выступают в роли подрядчиков. Наша лаборатория следит за выполнением работ и эксплуатационными характеристиками дорог. Всего согласно уставу мы выполняем 32 наименования деятельности. Одно из них — содействие развитию придорожного сервиса. К сожалению, в нашем регионе совершенно неразвита придорожная инфраструктура, будем активнее привлекать частных инвесторов в этот процесс.
Мы выполняем посреднические функции при поставке материалов, проводим аукционы на освоение бюджетных средств и подготовку проектно-сметной документации. Много дорог проектируют ГУ «Омская проектная контора», НПО «Мотсовик», ТПИ «Омскгражданпроект». В последние годы появилось много частных дорожно-строительных организаций, которые составляют серьезную конкуренцию нашим ДРСУ, так что останавливаться в развитии нельзя.
? Сколько дорог построено в этом году и каковы ближайшие планы?
? В этом году уже построено и будет закончено осенью около 45,6 км дорог — это больше, чем в прошлом году, но меньше, чем нужно. В сентябре сдан в эксплуатацию путепровод через железную дорогу в Называевске и подходы к нему. На этом объекте Называевское ДРСУ и НПО «Мостовик»и УМДР освоили 250 млн рублей. На очереди — путепроводы в Москаленках и Любине, где постоянные заторы на железнодорожных переездах.
Построено 11 км дороги Самсоново — Екатериновка, полностью ее закончат в следующем году. В крайне неудовлетворительном состоянии дороги Муромцево — Седельниково, Знаменское — Тевриз, Крутинка — Называевск и Называевск — Исилькуль, на будущий год стоит задача сделать их проезжими. ТЭО и проектно-сметная документация на строительство северного обхода, подготовленные «Мостовиком», проходят проверку в Главгосэкспертизе. В будущем году из областного бюджета выделят 150 млн рублей на строительство северного обхода, а полностью его предусмотрено закончить к 300-летию Омска.
? Почему управление съехало с насиженного места?
? Промышленное министерство располагалось в двух зданиях, наше управление тоже. На ул. Добровольского, 13а находилась лаборатория и несколько отделов, теперь все наше управление там устроилось, будет гораздо удобнее в одном месте. Не так важно, где находится офис, главное — чтобы дело делалось.
? Установили ли вы уже связи с дорожной наукой и чувствуете ли себя стопроцентным дорожником?
? За три месяца работы я объехал почти все районные ДРСУ, посмотрел на местах, как обстоят дела. А вот до связей с дорожной наукой руки пока не дошли, но это стоит в ближайших планах. В октябре поеду на большое совещание «Дороги — XXI век» в Санкт-Петербург, постараюсь там завязать контакты с теми, кто продвигает новые дорожные технологии.
? Окончательно дорожником себя не чувствую, душа все еще в Полтавском районе, где я чуть ли не каждого жителя знал лично. Круг вопросов, которые мне приходилось решать как главе, был гораздо шире, зато здесь присутствуют азарт и интерес к новой для меня работе. Я многое узнал, но пока мало сделал, мне еще предстоит оправдать оказанное при назначении доверие.
? А чем занимаете свободное время?
? Моя семья пока осталась в Полтавке, так что приходится курсировать между Омском и райцентром. С юных лет активно занимался спортом, в Полтавке регулярно играл в футбол и волейбол, надеюсь, в Омске смогу влиться в подходящие команды. У меня есть два ружья, но на охоту выбираюсь редко, больше предпочитаю «охотиться» за грибами. А чтобы развеяться от рабочих проблем, люблю почитать историческую литературу.