Когда городские улицы превращаются в ледяной каток или перекрыты, это вызывает законное недовольство омичей. За тем, чтобы таких нарушений благоустройства было меньше, призвана следить городская административно-техническая инспекция. О том, чем занимается эта структура, какие у нее проблемы и перспективы, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с ее начальником Николаем ХЛЕБКОВЫМ, совсем недавно назначенным на эту должность.
— Как вы считаете, почему вам доверили руководить инспекцией и почему вы согласились занять эту должность?
— Все решения о назначениях принимает мэр, и если я считаю себя членом его команды, то отказываться не вправе. Когда Виктор ШРЕЙДЕР пригласил меня, обозначил задачи по улучшению работы административно-технической инспекции (АТИ) и предложил возглавить ее, я не раздумывал ни минуты. Дело в том, что в Кировской, а ранее в Большереченской администрации я курировал вопросы, которыми занимается АТИ, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, благоустройства, поэтому эту работу хорошо знаю.
До 2005 года в округах были свои АТИ, их объединили в городскую инспекцию, но в штате окружных администраций остались специалисты, которые составляют протоколы о нарушениях и при этом не входят в АТИ.В Кировской администрации 10 таких специалистов, я курировал их работу, возглавлял окружную административную комиссию.
— Успели уже войти в курс дел и будут ли кадровые изменения в АТИ?
— Половину коллектива АТИ, где работают 38 человек, я знал до прихода сюда, с остальными знакомлюсь в процессе работы. В какой бы коллектив я ни приходил, не было такого, чтобы кого-то сразу увольнял, с большинством работников находил общий язык, ну а если с кем-то не получалось, то мирно расставались. И в АТИ, я уверен, со всеми найду общий язык, и мы совместно справимся со всеми поставленными задачами, другого не дано.
— Какие задачи стоят перед АТИ и как собираетесь их выполнять?
— Круг вопросов, которые контролирует АТИ, достаточно широк. Мы выдаем ордера на выполнение земляных работ и контролируем их ход и качество восстановления благоустройства, следим за состоянием, фасадов домов и прилегающей территории. Главная наша задача — требовать и обеспечивать наведение порядка на территории Омска. Поскольку эту задачу реализует не только АТИ, но и другие ведомства, будем налаживать совместную работу. В первую очередь нужно наладить тесное взаимодействие с окружными администрациями, у которых есть большой потенциал. К работе по наведению порядка будем плотно подключать представителей квартальных комитетов, которые могут влиять на ситуацию в частном секторе, муниципальную милицию, участковых инспекторов, которые лучше других знают закрепленную за ними территорию. Через КТОСы и управляющие компании будем проводить работу с населением. В своей деятельности по многим направлениям мы пересекаемся с Роспотребнадзором, Росприроднадзором и природоохранной прокуратурой, собираюсь наладить с этими структурами тесное взаимодействие. Чтобы добиться результата, нужно использовать все традиционные и нетрадиционные методы. Сейчас вместо окружных протоколы о нарушениях, составленные АТИ, рассматривают независимые комиссии, работающие под эгидой областного министерства государственно-правового развития.
— Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в работе АТИ?
— Новый Жилищный кодекс разрушил ранее существовавшую систему контроля.Если раньше муниципальные ПЖРЭУ исполняли все указания городской власти, то сейчас частные управляющие компании выполняют далеко не все требования по содержанию придомовых территорий.Теперь за порядком на придомовых территориях должен следить Роспотребнадзор, причем только по заявлениям жителей проводятся проверки. Мы будем отслеживать состояние омских дворов и при нарушениях передавать информацию в Роспотребнадзор, только вот непонятно, кому нужна эта двойная работа.
Омские общественные организации обратились в Госдуму с письмом, под которым стоят 400 тысяч подписей, с просьбой вернуть должный контроль муниципалитету над управляющими компаниями. А горсовет готовится пересмотреть положение по 5-метровой зоне ответственности предприятий, принятое предыдущим составом горсовета в пользу коммерсантов. Мы можем давать предписания по уборке прилегающей территории предприятиям любых форм собственности. Любой уважающий себя директор не допустит бардака возле своего предприятия. Но находятся нерадивые, которые выметают мусор за пределы своей пятиметровой зоны ответственности,и перекладывают уборку на муниципальные плечи.
Мы вместе с окружными администрациями ведем работу с предприятиями по заключению добровольных соглашений на уборку всей прилегающейк ним территории. Но находятся и такие руководители, которые заявляют: «Я — аккуратный налогоплательщик, убирайте сами». В разрабатываемом новом положении о содержанииприлегающей территории АТИ внесла свои предложения. Когда оно будет принято, мы получим право наказывать нерадивых руководителей.
— А какие еще узкие места в городском благоустройстве?
— К сожалению, сегодня многие нормы работают недостаточно. В бункеры для мусора, установленные в частном секторе, свой мусор сваливают не столько местные жители, сколько предприниматели. А многие ИП, чтобы сэкономить, вывозят свой мусор не на городские свалки, а в пригородные леса. Договоров с полигонами у них нет, никаких документов, на вывоз мусора, тоже, но привлечь их к ответственности очень сложно. Нужно ввести требование обязательного подтверждения утилизации отходов для всех предпринимателей, только тогда мы избавимся от несанкционированных свалок.
В последние годы в Омске наращивается строительство жилья, социальной сферы и дорог — и это здорово. Но строительство идет в основном в обжитых массивах и зачастую сопровождается нарушениями. К примеру, в Москве на стройках устанавливаются мойки для машин, а у нас строительная грязь разносится по городу. Мы собираемся усилить по контроль за омскими новостройками, чтобы навести порядок.
Есть проблемы и с ограждением придомовой территории. Многие ТСЖ оформляют землю возле дома в собственность и устанавливают блоки на дорогах и заборы, создавая неудобства для других жителей. АТИ не раз предписывала убрать блоки и заборы, не дающие проехать к дому пожарным и машинам скорой помощи. А во многих дворах автовладельцы устанавливают тросики и перетяги для парковки машин, нередко на детской площадке. Если в архитектурном проекте дома заложено придомовое ограждение, то тут мы ничего сделать не сможем. Но большинство заборов у нас ставят без всякого проекта и с нарушением всехсуществующих нормативов, такие мы будем убирать.
— Какие перспективы у АТИ?
— В связи с растущими объемами работы я подготовил предложение по расширению штата АТИ. Чтобы навести порядок на улицах Омска, наши сотрудники постоянно инспектируют территории, но сил на все просто не хватает. Пока АТИ расположена в Октябрьской администрации, но после сдачи пристройки к мэрии,переберемся туда. Я уже осмотрел наше будущее помещение, и которое расположено на первом этаже, остался вполне доволен, а омичам будет удобнее обращаться к нам. Но в мэрию переедет только 20 наших сотрудников, остальные останутся работать в администрациях округов.
— Ну а как проводите свободное время?
— Меня многие называют трудоголиком, я сам себя за это ненавижу, но поделать ничего не могу. Я живу в частном доме, но его обустройством занимаюсь только поздно вечером, этим летом вот фонтанчик установил. По субботам я работаю много лет и половину воскресенья прихватываю, в отпуск забыл когда выбирался. Не рыбак и не охотник, хотя большую часть жизни прожил на Иртыше и среди лесов. Читать люблю, особенно военную прозу, но удается это только тогда, когда попадаю в больницу, там читаю запоем.