По мнению руководителя семинара, доктора экономических наук Владимира КРЮЧКОВА, понятие корпоративной культуры сегодня «затаскали и замызгали». Только ленивый его не упоминает, когда заходит речь о психологическом климате в коллективе. Обычно дело ограничивается лишь должностными инструкциями и корпоративными вечеринками, что, конечно, тоже нужно, но, как считает КРЮЧКОВ, к корпоративной культуре мало имеет отношения. По его мнению, корпоративная культура — это прежде всего инструмент, который управленец может использовать для достижения своих целей.
Он рассказал участникам встречи о монографии Йеспера КУНДЕ «Корпоративная религия», в которой автор сопоставил бизнес и религию. Оказалось, что, например, такой религиозный прием, как введение в транс, активно применяется и в корпоративной культуре: фирменная одежда, гимны компаний и т. п. Делается это для того, чтобы помочь сотруднику отключиться от реального мира, личной жизни, лучше сконцентрироваться на работе, а также менее болезненно перенести необходимость ежедневно сидеть по восемь часов в запертом помещении и делать одни и те же операции. В конечном итоге — для того, чтобы принести собственнику бизнеса больший доход. Но, к сожалению, по словам КРЮЧКОВА, пока собственники бизнеса освоили только механизм введения сотрудников в корпоративный транс, а вот о том, как потом вывести их из этого состояния, никто не задумывается. А ведь постоянное нахождение в трансе может и психику сломать, и физическому здоровью повредить и т. п., что в конце концов скажется на эффективности работы всей компании.
«КВ» поинтересовались у членов Союза предпринимателей, что они понимают под корпоративной культурой и есть ли она на их предприятиях?
Василий АФАНАСЬЕВ, директор ООО «ОмСофт-Техносервис»:
— У нас компания небольшая, поэтому похвастаться системной корпоративной культурой мы пока не можем. Но в то же время отдельные ее элементы у нас присутствуют. Это касается, к примеру, внутренних коммуникаций. Есть своя внутренняя сеть, благодаря которой сотрудники могут обмениваться информацией. Кроме того, я всегда общаюсь с сотрудниками, чтобы понять их проблемы, выслушать их предложения. Всем коллективом отмечаем корпоративные праздники. Корпоративная культура, безусловно, необходима, она сплачивает людей, вызывает гордость за свою компанию и повышает эффективность деятельности сотрудников.
Татьяна ЕРЕМЕНКО, исполнительный директор ООО «Алина-Маркет»:
— Корпоративная культура в условиях конкурентного рынка является одним из главных преимуществ любой компании. Этические нормы и правила, традиции, праздники и все то, что мотивирует людей на работу именно в данной фирме, в конечном итоге отражается и на клиенте. В определенной степени корпоративная культура помогает решить вопрос текучести кадров.
Юлия ПРИВАЛОВА, директор ООО «Компания «J&S»:
— В нашей компании уделяется особое внимание корпоративной культуре. Коллектив большой, и нам важно было объединить всех сотрудников, сформировать у них единое понимание целей компании, заложить принципы клиентоориентированности. По итогам года мы награждаем лучших сотрудников, выпускаем корпоративные брошюры для персонала, проводим корпоративные тренинги. Одна из основных составляющих корпоративной культуры — это стиль взаимоотношений в коллективе, отношения «руководитель — сотрудник». У нас руководители всегда открыты для общения с персоналом, мы приветствуем предложения и проекты, исходящие от наших сотрудников.