Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Омск все еще ждет 3G

14 января 2009 17:34
0
1590

«МегаФон» набирает темп

Далеко не все работающие в Омске сотовые операторы добровольно раскрывают свои абонентские базы для СМИ, поэтому при анализе ситуации на рынке приходится пользоваться данными независимых аналитиков. По данным, например, аналитика международного агентства AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи к 1 октября 2008 года вырос в Омской области до 109% (в октябре 2007 года было 104%), общее количество SIM-карт составляет уже 2,3 млн штук, но при этом охват сотовой связью в нашем регионе все еще остается ниже, чем в среднем по России.

Доли операторов на омском рынке осенью 2008 года выглядели так: «Теле2 Омск» — 45% (порядка 1 045 тысяч абонентов), МТС — 32% (736 тысяч абонентов), «Билайн» — 19% (437 тысяч абонентов), «МегаФон» — 4% (92 тысячи абонентов), «Скайлинк» — 0,2% (около 5 тысяч абонентов). Рыночные доли с октября 2007 года, по данным Антона ПОГРЕБИНСКОГО, выросли на 4% у «Теле2 Омск» (локальный оператор шведского происхождения удерживал в 2007 году 41% омского рынка) и на 2% у «МегаФона» (в 2007 году у оператора было всего 2% рынка). А потери абонентской базы аналитик AC&M Consulting фиксирует у МТС и «Билайна». МТС, по его данным, за год потеряли 3% омского рынка, а «Билайн» — 2% (в конце 2007 года рыночная доля этого оператора составляла 21%).

Несколько иные данные предоставило «КВ» международное консалтинговое агентство J'son & Partners (но суть от этого практически не меняется — лидеры и аутсайдеры остаются те же). По данным аналитика Ольги ХАРЛАМОВОЙ, в начале ноября 2008 года общая абонентская база Омской области составляла 2,5 млн абонентов. Прирост за 11 месяцев 2008 года — 13,6%, а уровень проникновения сотовой связи в области — 124% (практически, как в среднем по России). Рыночная доля «МегаФона» в Омске увеличилась за 10 месяцев с 2% до 5,6% (140 тысяч абонентов). У «Теле2 Омск» рост зафиксирован на 1,7% — до 45,2% (1 130 тысяч абонентов), у «Скайлинка» — на 0,1% (до 0,2%). МТС и «ВымпелКом», по данным Ольги ХАРЛАМОВОЙ, потеряли 0,8% и 4,5% рынка и в ноябре имели рыночные доли в 31,3% (780 тысяч абонентов) и в 17,7% (442 тысячи абонентов) соответственно. Такое значительное изменение доли «ВымпелКома» на омском рынке аналитик J'son & Partners связывает с переходом оператора на новую политику учета своих абонентов, в связи с чем в январе 2008 года база «ВымпелКома» существенно похудела.

Обещанное замедление темпов роста сотового рынка в 2008 году, как нетрудно заметить, хоть и произошло, но стало слишком пугающим. Тяжелое дыхание кризиса накрыло сотовых операторов с запозданием и затронуло пока лишь один сегмент — корпоративный. А на массовом рынке у отстающих операторов все еще имеется потенциал для увеличения своей абонентской базы, что прекрасно продемонстрировал в этом году «МегаФон». Несмотря на очень жесткую конкуренцию на омском рынке, смена регионального руководителя и агрессивный маркетинг все же дали свои плоды. С лета рыночная доля «МегаФона» стала расти и к концу года увеличилась почти в три раза. В ноябре Виталий МОЛОТКОВ объявил о том, что количество омских абонентов компании уже перевалило за 100 000, а в последних числах декабря пресс-секретарь Омского отделения «МегаФона» Евгений ГОНШТЕЙН сообщил «КВ», что абонентская база уже вплотную приблизилась к отметке в 150 000.

Интеграция в стиле «Билайн»

Наиболее ярко перспективную тенденцию на телекоммуникационном рынке в 2008 году продемонстрировало, без всякого сомнения, ОАО «ВымпелКом». Разговоры и договоренности о покупке оператором сотовой связи контрольного пакета акций телекоммуникационного холдинга «ГолденТелеком» шли уже давно, а в начале уходящего года сделка все же состоялась. Причем «ВымпелКом» и «ГолденТелеком» сливались по согласию и даже вполне мирно договорились работать под единым брендом «Билайн», что, по мнению аналитиков, поможет укрепить сотовый брэнд весьма значительно. Правда, весь год объединенная компания занималась решением организационным проблем и техническими вопросами, поэтому основное влияние этого события на омский рынок будет ощущаться только в 2009 году.

Изменит ли интегрированный оператор «Билайн» ситуацию на омском рынке телекоммуникационных услуг и не помешает ли его планам кризис — мы увидим уже скоро. Пока же Сергей МУРАТОВ обещает, что будет использовать ресурсы объединенной компании по полной программе. В Омске «Билайн» намерен предоставлять полный спектр услуг в формате телекоммуникационного супермаркета: мобильную и фиксированную связь, широкополосный доступ в Интернет (мобильный и проводной), кабельное и IP-телевидение. А первых абонентов к оптико-волоконной сети оператор намерен подключить уже в первом квартале 2009 года.

Впрочем интеграционные процессы в среде операторов мобильной связи, старт которым дал «Билайн», подхватывают и остальные компании «большой тройки». МТС и «МегаФон» тоже присматриваются к прилегающим телекоммуникационным территориям. МТС осенью подписали соглашение о стратегическом партнерстве с международным оператором связи Vodafon, что открывает, как уверяют в компании, новые возможности. Какие именно преимущества, кроме новых тарифов и международного роуминга, получат омские абоненты МТС — пока не совсем ясно. Но пресс-секретарь ОАО «МТС» Ирина ОСАДЧАЯ уверена, что приятные новости для омичей в 2009 году будут обязательно.

Судя по всему, путем интеграции должна решиться судьба самого маленького омского оператора – «Скайлинк». 50% акций этого оператора, который работает в интересном, но маловостребованном рынком стандарте связи CDMA, уже пять лет принадлежит АФК «Система» (материнской компании МТС), и телекоммуникационный холдинг, как говорят, присматривается к оставшимся 50% акций. Впрочем многие аналитики предполагают, что эту сделку рынок просто не заметит, поскольку «Система» скорей всего присматривается к «Скайлинку» по каким-то нерыночным соображениям и развивать его не намерена. Есть, кстати, мнение, что «Система» хочет посредством поглощения нейтрализовать возможного конкурента для МТС («Скайлинк», как известно, в 2007 году получил лицензии GSM на 45 регионов и планировал тоже строить сети самого распространенного стандарта мобильной связи). В любом случае все эти планы – дело будущего. Сегодня компания «Скайлинк» остается в нише мобильного Интернета, а ее рыночная доля не выходит за пределы арифметической погрешности.

Трубы горят

В уходящем году сотовые операторы пытались не только поглощать мелких операторов и консолидироваться с компаниями из других сегментов телекоммуникационного рынка, но и активно влияли на рынок розничной торговли мобильными телефонами. Значительным и самым успешным событием из этого ряда стало осеннее приобретение «ВымпелКомом» 49,9% акций самого крупного сотового ритейлера — компании «Евросеть», созданной Евгением ЧИЧВАРКИНЫМ (в Омске в настоящий момент работает порядка 50 салонов «Евросети»).

В конце октября стало известно о том, что примером «ВымпелКома» вдохновился и «МегаФон». Совет директоров компании одобрил заключение опциона, предусматривающего приобретение миноритарной доли в сети Dixis (по количеству салонов входит в пятерку крупнейших российских сотовых ритейлеров, имеет более 700 собственных магазинов и более 400 магазинов франчайзинговых партнеров). По слухам, которые почти мгновенно распространились по рынку, «МегаФон» получает долю в сотовом ритейлере практически бесплатно, поскольку взамен обещает принять на себя значительную часть немалых долговых обязательств Dixis.

Удачной попыткой влияния на сотовую розницу стала договоренность «большой тройки» с компанией Apple о том, чтобы официальные продажи в России культового смартфона iPhone шли под контролем сотовых операторов, как это принято во всем мире. Есть разные мнения по поводу того, оправдают ли надежды «большой тройки» объемы продаж iPhone в России, но суть-то не в объемах. Если операторы и дальше пойдут по этому пути и начнут договариваться об эксклюзивных поставках в Россию телефонов c остальными вендорами, то сотовой рознице придется не сладко.

Впрочем, сотовой рознице, придавленной кризисом, и сегодня уже не сладко. Сотовому ритейлу (в отличие от продуктового) государство уж точно помогать не станет. И если даже ЧИЧВАРКИН запаниковал, когда объемы продаж в «Евросети» упали за несколько месяцев на 40%, то вполне возможно, что у сотового ритейла вообще остается сегодня только один вариант спасения – вхождение в структуры сотовых операторов. Сотовый ритейл был рожден кризисом 1998 года, так почему бы кризису 2008 года не стать его могильщиком?

Недождавшиеся 3G

Стандарт 3G (IMT-2000/UMTS) — это, напомним, высокие скорости передачи данных, благодаря которым пользователи смогут не только разговаривать с собеседником по мобильному терминалу, но и увидеть его на экране. Еще абоненты сотовой связи с вводом сетей третьего поколения получат широкополосный доступ в Интернет и различныеинтерактивные сервисы, основанные на технологиях высокоскоростной передачи данных. А самим операторам стандарт 3G позволит не только увеличить выручку за счет новых услуг, но и даст возможность увеличить емкость сети, что повысит и качество передачи голосового трафика (по мнению аналитиков компании PMR Consulting, к 2012 году приток капитала для обеспечения 3G-сервисов составит не менее 20% от общей выручки российских операторов).

Результаты конкурса на оказание услуг сотовой связи третьего поколения Министерство информационных технологий и связи РФ объявило 20 апреля 2007 года (получение лицензий стало, по версии «КВ», одним из самых важных событий сотового рынка в 2007 году). МТС и «МегаФон» обещали инвестировать в построение сетей 3G по всей стране до млрд в ближайшие три года, но сколько они потратили в итоге — пока неясно. В Омске во всяком случае к коммерческой эксплуатации готова пока только сеть «Билайна». Весь 2008 год Омский филиал ОАО «ВымпелКом» регулярно рассказывал обо всех этапах построения сети, а в сентябре даже продемонстрировал журналистам видеозвонок в тестовом режиме.

По словам директора филиала Сергея МУРАТОВА, разрешение на коммерческую эксплуатацию 3G было получено еще 8 декабря, поэтому в ближайшие два-три месяца компания уже точно начнет предоставлять новые услуги на базе сети третьего поколения. Но какого-либо значительного изменения в жизни омичей из-за ввода 3G, увы, ожидать пока не приходится. Два остальных оператора «большой тройки» в Омске особой активности в этом направлении не проявляют. По условиям аукциона услуги 3G должны были стать доступными для абонентов всех трех компаний во всех регионах присутствия не позже чем через два года с момента получения лицензии. Двухлетний срок заканчивается уже в апреле 2009 года, но по планам МТС и «МегаФона» ясности все еще нет.

В числе 14 городов, которые МТС планировали и практически покрыли своей сетью в 2008 году, Омска нет. В планах 2009 года, по словам пресс-секретаря ОАО «МТС» Ирины ОСАДЧЕЙ, запуск сети 3G еще в 30 городах России. Среди этих городов Омск уже есть. Но более конкретные сроки в компании назвать пока затрудняются. В «МегаФоне» ситуация аналогичная. В пилотных территориях Омск не фигурирует. Как уверяет директор Омского отделения компании «МегаФон» Виталий МОЛОТКОВ, у него уже все готово к установке оборудования. Но на этой стадии «Билайн» находился еще год назад и длительное время решал вопрос с военными по освобождению частот. Не факт, что проблемы с военными «МегаФон» урегулирует быстрей, чем «Билайн». К тому же «МегаФон» не запустился даже в опорном для него городе Сибирского региона — в Новосибирске. А ожидать 3G в Омске до новосибирской «премьеры» было бы, мягко говоря, наивно.


Сергей МУРАТОВ,
директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«8 декабря, первыми в Омске, мы получили разрешение на коммерческую эксплуатацию сети 3G»

— Возможно, покажусь кому-то несколько нескромным, но, на мой взгляд, два из трех событий, которые произошли в нашей компании в уходящем году, являются ключевыми и для телекоммуникационной отрасли в целом. На первое место я бы безусловно поставил объединение компаний «ВымпелКом» и «Голден Телеком» под брендом «Билайн». Уже в первом квартале следующего года мы сможем, используя ресурсы объединенной компании, предоставлять омичам полный спектр телекоммуникационных услуг — местная, междугородняя и международная связь, мобильный и проводной Интернет, FMC и т. д. Необходимый задел для этого у нас есть уже сегодня. Второе событие, которое я хотел бы отметить, — это приобретение 49,9% акций «Евросети». В условиях насыщенного рынка сотовая розница становится очень важным инструментом приобретения новых абонентов и удержания имеющихся. В этом плане контроль над крупнейшей сетью салонов связи в СНГ, бесспорно, дает определенные преимущества. Этот факт подтверждают и те тенденции, которые в последнее время наметились в сегменте сотовой розницы в целом. И третье событие, которое я бы также включил в число главных событий этого года, — это завершение строительства сети 3G в Омске. Еще полтора года назад я обещал читателям «КВ», что сделаю все для того, чтобы «Билайн» стал первым в Омске оператором третьего поколения. В сентябре мы завершили все работы по строительству первых 15 базовых станций, успешно прошли испытания Минобороны и 8 декабря, первыми в Омске, получили разрешение Россвязькомнадзора на коммерческую эксплуатацию этой сети. Так что уже в начале 2009 года нашим абонентам будет доступен высокоскоростной мобильный Интернет и многие другие возможности, которые дает связь третьего поколения.

Виталий МОЛОТКОВ,
директор Омского отделения компании «МегаФон»:
«Сложившаяся ситуация на рынке – не догма, потенциал для роста еще есть»

— Прошедший год, был непростым, так как, несомненно, изменил мою жизнь. Я не просто сменил место жительства, переехав из Абакана в Омск. Здесь – другой масштаб и огромное поле для деятельности. Мне интересны трудные задачи: решая их, раскрывается внутренний потенциал. Я вступил в должность директора Омского отделения компании «МегаФон» в августе, когда количество абонентов было чуть более 50 000 и доля регионального рынка «МегаФона» составляла всего 3%. Сегодня, благодаря нашим новым маркетинговым предложениям, разработанным специально для омичей, и усилиям всего коллектива омского отделения, и абонентская база, и наша доля присутствия на рынке увеличились больше чем вдвое. Наверно мало кто верил, что за столь короткий срок это станет возможным, но свершившийся факт говорит о том, что ранее сложившаяся ситуация на рынке – не догма. При проникновении сотовой связи в Омском регионе более 100% еще есть и потенциал для роста, и есть возможности для увеличения присутствия «МегаФона» в регионе. Что касается планов на 2009 год, то, несомненно, наши приоритетные планы – присутствие сети «МегаФона» во всех районах области, завершение подготовки к запуску сети стандарта 3G в тестовом режиме и, конечно, дальнейший рост числа наших абонентов как жителей Омска, так и жителей Омской области!

Дина ЗОТОВА,
коммерческий директор компании «Теле2 Омск»:
«В уходящем году компания отметила пятилетие выхода на омский рынок сотовой связи»

— Окончательные итоги уходящего года мы по традиции будем подводить чуть позже, но если судить по предварительным итогам, то 2008 год был для компании «Теле2 Омск» весьма успешным. В уходящем году наша компания отметила пятилетие своего выхода на омский рынок сотовой связи, открыла еще 98 центров обслуживания в Омске и Омской области, включая новый основной центр продаж и обслуживания. На сегодняшний день наши абоненты имеют возможность подключиться более чем в 1000 точек продаж и оплатить услуги в 3 500 точках приема платежей. Уже который год компания остается лидером на омском рынке сотовой связи, и 2008 год не стал исключением. У «Теле2 Омск», по оценкам независимых аналитиков, не только самое большое количество абонентов в регионе, но при этом, что радует, нашу связь продолжают выбирать новые абоненты. В уходящем году мы запустили два новых тарифа с привлекательными условиями, бонусную программу и проект по продаже комплектов подключений и карт оплаты в почтовых отделениях, что позволило обеспечить сотовой связью даже самые отдаленные населенные пункты Омской области.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.