— 15 сентября 2008 года кредитный комитет головного офиса АК БАРС Банка «в связи с перевыполнением утвержденного плана по объемам кредитования» довел до всех филиалов решение об ограничении дальнейших объемов кредитования «в пределах входящего остатка ссудной задолженности» перед филиалами на 16 сентября. Ситуация понятная: в банковской системе страны начал нарастать кризис ликвидности, и поэтому было принято решение не наращивать кредитный портфель, но продолжать обслуживать имеющийся. Что мы и начали было делать. Однако в целом по банку это решение не было исполнено: уже 18 сентября из головного офиса пришло распоряжение начальника ОВЦ Казначейства банка «АК БАРС» ХАЗИАХМЕТОВА о замораживании выдачи дальнейших траншей по кредитным линиям и овердрафтов, даже несмотря на наличие подписанных договоров.
Не буду говорить за другие филиалы: как там, так и у нас, в омском филиале, это не могло не сказаться отрицательно на нашем имидже. Мы ставили клиентов в весьма трудное положение, ведь они рассчитывали в своей хозяйственной деятельности и на транши, и на овердрафты. Они, как и были обязаны по договору, деньги по предыдущим траншам возвращали, но новые им не предоставлялись. Обо всем этом я написал ряд служебных записок в головной банк, предупреждая, что после переговоров с рядом клиентов выявилась очень большая вероятность образования просроченной задолженности в размере 395 млн рублей, на что потребовалось бы и формирование соответствующих резервов в ЦБ. Следствием могли стать убытки. Заемщики прямо говорили мне, что собираются обращаться в суд. И они были правы: банк не имеет права не исполнять кредитный договор, заключенный с клиентом, если тот качественно и своевременно рассчитывался с долгом. Я просил только права исполнить решение кредитного комитета банка от 15 сентября. Но на свои служебные я не получил ни одного ответа.
В октябре я, как и ряд других руководителей филиалов, выехал в Казань в головной офис, однако никто из нас не смог встретиться с руководством головного банка — ни с одним зампредом. Начальники управлений, с которыми удалось все-таки пообщаться, на мои недоуменные вопросы говорили так: «Саша, ты что, газет не читаешь, в стране кризис. Какие интересы клиентов? Нам бы выжить самим».
Вернувшись в Омск, написал служебную записку председателю правления банка Роберту МИННЕГАЛИЕВУ о том, что «в связи с приказом № 569 от 17 октября «Об усилении контроля за выдачей кредитов» в омском филиале работают представители Службы внутреннего контроля и департамента безопасности, которые утверждают, что все денежные средства (выручка), поступающие на расчетные счета предприятий-заемщиков, должны идти на погашение кредитов (овердрафтов)». Любой платеж с любого счета мог осуществиться только с письменного согласия сотрудников СВК И ДБ. В сложившейся ситуации предлагаю председателю правления «разрешить оплачивать налоги и сборы самими предприятиями, а также инкассовые поручения о взыскании налогов и сборов, выставленные налоговыми органами за счет денежных средств (выручки), поступающих на расчетные счета предприятий». Нельзя же списывать поступающие деньги в досрочный возврат кредитов вместо того, чтобы их отправить в бюджет для уплаты налогов. К концу октября филиал практически полностью прекратил проводить платежи. У нас были клиенты, которые по этому поводу обращались с жалобами в Главное управление ЦБ, которое затребовало от меня объяснений. Теперь могу признаться, что, защищая корпоративные интересы банка, мы писали все что угодно, дескать, сам клиент виноват, дабы не раздувать. Еще раз подчеркиваю: все поступающие деньги шли на досрочное погашение кредитов, что жестко контролировали сотрудники центрального офиса, работающие в филиале. Мне сказали из Казани, что ни один рубль из банка не должен уйти: только входящие! Пусть, мол, обращаются в суд, пока решение будет вынесено, пройдет не одна неделя, нам главное — выжить сейчас. Но предприниматели — люди опытные, они мгновенно начали переводить счета в другие банки. Кто-то вообще отказался гасить, заявив, что банк сам нарушил договор, не предоставив очередный транш.
27 октября головной офис наконец прислал распоряжение о возможности кредитовать клиентов в пределах кредитного портфеля филиала на 24 октября. Возможно, там удалось получить какую-то помощь от Банка России, о которой тогда много говорили в стране. И мы начали наконец вновь выдавать кредиты. При этом мы должны были провести мероприятия по «усилению» залога по кредитам имеющимся, что, я считаю, было правильно. Клиентам были направлены соответствующие письма, они все сохранились. Однако у омского филиала, как и у ряда других, была следующая специфика: 65% от всей ссудной задолженности составляли овердрафты, которые обычно брались под товар в обороте. Теперь такой залог банком не принимался, в то время как пользователями овердрафта были малые торговые предприятиями, пользующиеся в основном арендованными площадями, а значит, ограниченные в возможностях залога. Правда, была возможность выдать им овердрафт под поручительство собственников в течение периода времени, необходимого для оформления залога — такое право распоряжение от 27 октября давало.
В связи с тем, что в сентябре-октябре транши и овердрафты практически не выдавались и у заемщиков возникали проблемы с возвратом предыдущих кредитов, мы были вынуждены резко нарастить резервы в ГУ ЦБ. Технология здесь проста: если в течение месяца либо не уплачены проценты, либо появилась просрочка по сумме основного долга, обязательные резервы настолько быстро нарастают, что могут и до 100% доходить. К 20 ноября наши резервы увеличились на 140 млн рублей.
И что в результате? Если на 1 октября балансовая прибыль филиала составляла 233,7 млн руб., на 1 ноября, несмотря на проблемы с кредитованием, — 151,3 млн рублей, то на 1 декабря филиал уже получил убыток в 197,8 млн рублей. Сегодня эти убытки еще больше. Их вполне можно было избежать. Я все никак не мог понять, зачем искусственно делать убытки, причем по клиентам, которые обслуживаются в филиале годами и имеют нормальный крепкий бизнес. Зачем «валить» финансовые показатели филиала, причем на такие суммы, когда ситуация с клиентами того не требовала. Я спрашивал: зачем создавать резервы по вполне качественным клиентам, не проводя никаких соответствующих мероприятий? Мне сказали, что таково устное распоряжение головного офиса. Недавно я, наконец, догадался: убытки могли создаваться специально, чтобы не платить налоги. Банк таким образом сэкономил бы пару сотню миллионов рублей. Он заплатит их потом, когда резервы вернут из ЦБ, но тогда и ситуация, может быть, в банке исправится. А все грехи рассчитывают свалить на меня, как директора филиала, при котором резко ухудшилось качество кредитного портфеля. Сделать хорошее лицо перед ЦБ: это все он, а мы наводим порядок и разбираемся. Такой вывод сформировался у меня на основании декабрьских событий.
12 декабря в Омск прилетела большая комиссия из Казани во главе с заместителем председателя правления банка Русланом ГУСАЕВЫМ, который заявил мне буквально следующее: «Ты здесь учинил столько безобразий, что мы тебя посадим». Я опешил: «Так вы проверьте работу и выявите, что у нас здесь, по вашему мнению, не так». «Мне для этого не надо никаких проверок!» «Ну раз так, то я подаю заявление об уходе по собственному желанию», — заявил я ему. Слышу в ответ: «Это мне решать — по собственному желанию или я тебя уволю». После этого были собраны все начальники подразделений, которым он — по моим сведениям — заявил: «Вы, наверное знаете, зачем мы приехали». Молчание. «Ах, вы не знаете? Ну смотрите». После этого начальников подразделений стали вызывать к нему по одному, говорить: «Если вы не дадите показаний против ДМИТРИЕВА, то будем считать, что вы с ним заодно, и вы будете немедленно уволены». Те спрашивают у него: «Что говорить?»«Вы сами знаете, что говорить». «Да не знаем мы». Сотрудники комиссии начали ходить по филиалу и говорить, что мы, дескать, тут всю вашу шайку-лейку разгоним. Все были в шоке. Меня никто не вызывает и ни о чем не спрашивает. Тогда я написал заявление с просьбой уволить меня с 26 декабря, которое я отправил по электронной почте, по официальной почте и по телеграфу. Как мне сообщили, конверт с официальным моим заявлением в банке решили вернуть обратно, не вскрывая. В телеграмме сделал приписку с просьбой о личной встрече. Надо сказать, что с ГУСАЕВЫМ у нас давно не сложились личные взаимоотношения, и я надеялся в прямом разговоре с председателем правления выяснить, в чем же дело, и обосновать свою позицию. Тем более что на протяжении чуть ли не трех месяцев я излагаю ее в служебных записках, на которые не получаю ответа.
Сильно разнервничавшись, я был вынужден уйти на больничный. 11 января прихожу в филиал и прошу предоставить мне бумагу о моем увольнении. Однако мне заявили, что приказ о моем увольнении мне на руки выдать не могут, иначе их самих обещали уволить. Я спрашиваю: «А какой смысл в том, чтобы мне не давать в руки приказ о моем увольнении?» «Дело в том, — отвечают, — что на приказе написано: вы отказались его подписывать». «Но это же неправда». «Да, неправда, но мы ничего сделать не можем». Отправил письменный запрос в головной офис. Приказ мне удалось получить неофициально. Там было сказано, что «за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, в отношении которого ранее применялась мера дисциплинарного взыскания — выговор, уволить по п.5, ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ». На мой взгляд, на 90 — 95% обоснование приказа высосано из пальца. Там сказано, например, что директором филиала «не организована должным образом работа отдела безопасности филиала и контроль за его деятельностью». Однако все сотрудники службы безопасности филиала официально работают в головном офисе, там их трудовые книжки, и организовывать их деятельность — вне моих полномочий. Остальные обвинения — точно такие же. Скажем, другой пункт приказа гласит: не организована должным образом работа кредитных подразделений, что «привело к завышению лимитов кредитования и необоснованной выдаче кредитов». Однако директор филиала не вправе настоять на выдаче какого-либо кредита, к кредитный комитет входят сотрудники службы безопасности и работник головного офиса, который дает свое добро первым и заочно, прямо из Казани, на основании финансовых параметров заемщика. Я знаю, что комиссия опрашивала и клиентов. Им задавали вопрос: не способствовал ли ДМИТРИЕВ получению вами кредита. Но, похоже, нужных им ответов никто так и не дал. Им, наоборот, как мне известно, говорили даже, что директор филиала отказывался о чем-либо говорить до заключения безопасников или кредитников. Ни одно положение приказа не является из ряда вон выходящим: я готов оспорить любой пункт. Я буду обращаться в суд и уверен, что в процессе разбирательства мне удастся доказать, что уволился я из АК БАРС Банка по собственному желанию. И я не жалею, что ушел.