Жизнь мы краткую живем, призрачны границы…
Марина и Сергей ДЯЧЕНКО
Vita Nostra
Городская фэнтези
М.: Эксмо, 2007. – 448 стр.
Доп. тираж 3 100 экз.
Этот роман супругов ДЯЧЕНКО, известных сегодня широкой публике в качестве авторов сценария фильма «Обитаемый остров», уже успел получить множество премий и вызвал широкую дискуссию на форумах.
Московская девушка Саша САМОХИНА вынуждена поступить учиться в некий Институт Специальных Технологий в районном городе Торпа. Вынуждена, потому что иначе с кем-то из ее родных произойдет несчастье. Учиться тоже приходится хорошо, иначе наказание неотвратимо. А вот что им преподают, непонятно ни ей, ни сокурсникам: заставляют зубрить большие массивы откровенной абракадабры. «Нас не учат, нас дрессируют или зомбируют, просто издеваются», — говорит она преподавателю, на что получает ответ: «Не хотите учиться? А чего вы хотите? В основном гулять и развлекаться. Любая учеба – принуждение. Любая культура — принуждение, увы. Вы внутренне незрелы, поэтому вас надо заставлять, и заставлять жестоко… Вы будете учиться здесь – или вас отчислят за неуспеваемость с одновременным помещением в гроб».
И последние слова – это не шутка. Впрочем на очередную попытку выяснить, почему их заставили здесь учиться, был дан и такой ответ: «Когда ребенка учат ходить на горшок, никто не спрашивает его согласия, верно? То, что происходит с вами на самом деле, вы на данном уровне развития ни понять, ни осознать не в состоянии. Все равно как собрать в джунглях молодых шимпанзе и в результате некого процесса запустить их преобразование… нет, не в людей. В модели мировых процессов и явлений всех уровней. Инфляцию, глобализацию, ксенофобию… Тебе понятно, как из обезьяны сделать модель биржевого кризиса?. «А через некоторое время Саше приходится сдерживаться, чтобы не покрыться перьями, чешуей, или не вырастить третью руку: форма человека – это всего лишь проекция чего-то другого. Слова. Ученики вуза – слова некоего гипертекста, кто-то местоимение, кто-то – прилагательное, а Саша – глагол повелительного наклонения. Преподавателям казалось, что она глагол. А оказалось…