О защите дольщиков
Александр ХИНШТЕЙН, депутат Государственной думы, член Комитета по промышленности.
— В конце прошлого года были созданы антикризисные группы при всех региональных политсоветах партии «Единая Россия». Три месяца мы отработали, давая возможность входить в курс дел. И сейчас посчитали необходимым уже начать встречи, обучающие семинары, диалог. Для объезда антикризисной группой «Единой России» в качестве первого федерального округа был выбран Сибирский, а в качестве базовой точки – Омск по причине того, что здесь складывается непростая ситуация с обманутыми дольщиками, и нас она тревожит. Одна из основных причин приезда – ситуация с компанией «ОмСтрой-2001».
Мы рекомендуем такой механизм. Объект незавершенного строительства, право на достройку, земельный участок будут передаваться внешнему управляющему — специально созданному некоммерческому партнерству или жилищно-строительному кооперативу из числа самих дольщиков по каждому из проблемных адресов. Дольщики создают ЖСК при помощи региональной и городской власти и нашей региональной антикризисной группы, и затем им будут переданы объекты недостроя. Большинство из них в Омске высокой степени готовности – в среднем 70-90%, и объем средств для достройки там не так велик. Власти будут помогать людям находить эти деньги в виде получения льготных кредитов, будет оказываться помощь со стороны региона и города там, где это потребуется, в прокладке коммуникаций, в инфраструктуре.
Что касается тех, кто расторг договоры с застройщиком. Рабочая группа партии не занимается в приоритетном порядке такой категорией по простой причине – они на сегодняшний день не дольщики, а кредиторы. Если сейчас мы в приоритетном порядке начнем выбивать деньги для них, то завтра возмутятся рабочие, у которых долги по зарплате, а потом к нам придут наши бюджетники и спросят: почему одних вперед ставите, а других назад? Те люди, которые остались стоять до конца и продолжают занимать активную социальную и гражданскую позицию, в моем понимании достойны большего внимания, чем те люди, которые пошли в суд, который присудил вернуть им их деньги.
Александр КОГАН, депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам.
— Мы внесли законодательную инициативу, которая запрещает любые другие схемы привлечения средств граждан, кроме как по 214-му закону. Это единственный способ действительно защитить права дольщика. Существуют также предварительные договоры, вексельные схемы, депозиты, договоры страхования и так далее. При этом мы не просто их запрещаем, а создаем условия, чтобы на более высоком уровне защищать права граждан, и намерены в весенней сессии принять этот закон в первом, втором и третьем чтениях. Кроме того, в нем предусмотрена особенность банкротства этих компаний, которые привлекают средства граждан. Мы предполагаем дать право субъектам РФ и муниципальным образованиям выкупать объекты незавершенного строительства, в которых участвовали своими средствами граждане. После выкупа субъект или муниципальное образование сможет завершить объект недостроя и выполнить все обязательства за застройщика, либо привлечь другую строительную организацию.
Сегодня мы вносим и меру ответственности: сделка, которая была заключена не по 214-му закону, будет штрафоваться в сумме от 500 тысяч до 1 млн рублей. Физическое лицо, подписавшее от имени юридического лица договор, который обходит 214-й закон, будет штрафоваться в сумме от 50 до 100 тысяч рублей по одной сделке. Вот представьте: 200-квартирный дом, штраф для строительной компании — 200 млн рублей. Скорее всего, отсутствие этой меры ответственности и позволяло застройщикам обходить 214-й закон. Но если бы и региональные власти осуществляли контроль, наверное, ситуация была бы другой.
О банках
КОГАН. Мы приняли изменения в банковское законодательство, теперь работают государственные комиссары от Центробанка, которые контролируют выделенные деньги. Сейчас мы принимаем антикризисные меры, и 300 млрд рублей будет направлено в банковский сектор и реальный сектор экономики.
ХИНШТЕЙН. А как с теми, кто денежки уже вывез?
КОГАН. Они их не вывезли, а временно разместили на депозитах и перевели в доллары. Интересно, в момент кризиса кто в чем держит свои средства на депозитах в банках?
ХИНШТЕЙН. Вы у меня спрашиваете? У меня нет депозитов в банках.
КОГАН. Я понимаю, но, может, у кого-то есть, и мы должны дать право гражданам выбирать, в какой валюте держать средства. В связи с этим у банков валютные ресурсы тоже должны быть. Другой вопрос, готов ли сегодня банк финансировать ту или иную отрасль, не понимая ее ликвидности. Банк, занимая свои средства, должен понимать, что они вернутся.
ХИНШТЕЙН. Вопрос в другом. Государство выделило деньги банку по льготной ставке, а банки эти деньги не выдают.
КОГАН. А сегодня банки не могут разместить эти деньги в экономике, потому что нет проектов. Почему в Омской области миллиард рублей до сих пор не освоен из Инвестфонда?
ХИНШТЕЙН. Я за Омскую область не отвечаю, тем не менее я вынужден констатировать, что банки действительно, получив льготные средства, переконвертировали их в валюту и спокойно сидят и не инвестируют их в реальную экономику.
О поддержке регионов и региональном лоббизме
КОГАН. Сейчас будет вноситься законопроект в Государственную думу, который позволит сократить расходную часть бюджета по текущей деятельности всевозможных отраслей на 1 трлн рублей. Но при этом 1 трлн 600 млрд будет выделяться на антикризисные меры. В этих средствах предусмотрены 150 млрд в виде госгарантий на конкретные инвестиционные проекты в регионах. Это антикризисные проекты, проекты на развитие и модернизацию производства, выпуск конкурентоспособной продукции или услуги. Норма начнет действовать уже в первом полугодии 2009 года.
Роман ОНОПРИЕНКО, корреспондент 12 канала, ведущий брифинга. Для нас важно, чтобы эти схемы заработали по отношению к Сибирскому федеральному округу. У кого политические мускулы больше, тот и больше средств привлекает – взять ту же самую перерегистрацию Сибнефти, это до сих пор для нас больная тема. Я почитал сайт Александра Евсеевича (ХИНШТЕЙНА — прим. «КВ»), он там пишет, что по округу, где он является депутатом, есть еще много известных политиков, и с ними, что называется, они превратят округ в цветущий край. Это же чистой воды лоббизм, и не работают законы, которые позволили бы местному самоуправлению разработать свою антикризисную программу.
ХИНШТЕЙН. О несовершенстве и несправедливости существования региональных лоббистов говорят в первую очередь те, у кого их нет. А те, у кого они есть, предпочитают молчать. Вы, наверное, правы, говоря о том, что нам нужен прозрачный механизм распределения средств. Конечно, когда у вас увели Сибнефть и перерегистрировали в город на Неве и дали компенсацию в размере 4 млрд рублей, это не могло не сказаться. Но давайте вспомним о том, как раньше Сибнефть перерегистрировали из города Омска в Любинский район и куда делись доходы, которые до этого формировали бюджет города Омска. Все, что делается, это в конечном счете расплата за то, что происходило ранее. Поэтому есть поправки, которые снимут остроту, связанную с местом налоговой регистрации того или иного гиганта.
КОГАН. Эта проблема действительно замечена. Уже приняты изменения в Налоговый кодекс по уплате налогов не по месту регистрации, а по количеству работающих людей в филиалах. Это первое – налог на прибыль. Второе — налог на имущество, сейчас рассматривается такой законопроект, и пилотным по нему идет Газпром. Движимое имущество будет распределяться не там, где зарегистрирована компания, а по месту ее фактического нахождения. И уже дано поручение Министерством регионального развития сделать это для всех монополистов – это РЖД, МРСК и нефтяники. Это сферы, где есть трубопроводный транспорт, насосные станции и достаточно много другого движимого имущества. Кроме того, в Бюджетный кодекс мы уже приняли изменения, когда субъектам РФ дается больше прав по получению межбюджетных кредитов и предоставлению гарантий. Раньше это был 1%, сейчас увеличивается до 10%, чтобы они имели возможность принимать антикризисные программы.