УСН как способ платить меньше
Сложно найти предпринимателя, который при вопросе о трудностях бытия не стал бы плакаться в жилетку по поводу душащих бизнес налогов и проверок. К борьбе с проверками уже подключился глава государства, предписавший с мая месяца с хаосом в этом нервотрепном деле покончить, хотя есть сомнения в том, что бесчисленных контролеров принятый закон заставит успокоиться. С налогами же вопрос не так прост. В целом по параметрам государственной мзды российская налоговая система признается одной из самых либеральных в мире, если не брать во внимание Монако, Лихтенштейн и прочие Андорры. Где-то в ней, может, и есть переборы, но есть и явные отдушины, прежде всего для малого бизнеса.
Одной из такой отдушин является упрощенная система налогообложения (УСН). Сегодня ее могут применять предприниматели, у которых работают не более ста человек, а ежегодный доход не превышает 30 миллионов рублей. В этом случае они освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество, получают поблажки по единому социальному налогу, а с прибыли отдают в казну не 24 процента, как все остальные, а по собственному выбору шесть процентов с общей суммы дохода или 15 процентов с разницы между доходами и расходами. В нынешней же экономической ситуации государство еще более облегчило жизнь «упрощенцам», разрешив регионам снизить эту ставку по отдельным видам деятельности. В нашей области так уже поступили, снизив для многих налог до 5-10 процентов от прибыли. Но недавно Владимир Путин заявил, что и этого недостаточно — для получения права на УСН надо повысить лимит дохода до 60 миллионов. Надо полагать, к мнению главы правительства и лидера «Единой России» законодатели прислушаются в полной мере.
Однако в «раздаче слонов» малому бизнесу кроется и определенная угроза для бюджета – хозяева предприятий, которые не подпадают под «упрощенку», начнут дробить их с целью этот недостаток исправить. О такой опасности говорил председатель комитета финансовой и бюджетной политики ЗС Олег ШИШОВ, разделяет ее и губернатор области Леонид ПОЛЕЖАЕВ. И, как показывает практика, эти опасения имеют под собой реальную почву. Есть в Омске компании, которые умудряются вклиниться в УСН в случаях, когда, по мнению налоговиков, никакого права на применение «упрощенки» не имеют. Ярким примером тому – ЗАО «Трансмил», руководимое неоднократным героем наших публикаций Валентином МИНГАЛЕВЫМ.
«Бизнесмены» безропотно подарили прибыль
В недрах «Трансмила», возможно, не без участия специалистов юридической компании «Ты прав!», располагающейся в том же здании, что и резиденция МИНГАЛЕВА, была разработана не сказать чтобы хитроумная, но достаточно эффективная схема существенного занижения налоговой базы путем передачи функций экономической деятельности индивидуальным предпринимателям, которые «по совместительству» все, как один, работали и в «Трансмиле». Надо заметить, компания МИНГАЛЕВА и раньше отличалась тягой к безудержному клонированию своих предприятий. В 2002 году, например, на свет одновременно появились сразу восемь «Трансмилов» с порядковыми номерами, но с одними и теми же учредителями, в числе которых был и Валентин МИНГАЛЕВ. В сентябре 2005 года все они разом сменили своих хозяев и названия и через несколько дней были перепроданы Автандилу САРИЕВУ, который, пользуясь тесной связью с управляющей Нижнеомским отделением Сбербанка Татьяной НОВИКОВОЙ, не замедлил получить по четыре миллиона кредита под каждый из бывших «Трансмилов». Грузинский джигит греческого происхождения использовал деньги по своему усмотрению и сейчас отбывает за эту операцию назначенный судом срок.
А чудесные перевоплощения «Трансмила» продолжились. Компания приобретала горюче-смазочные материалы на Омском НПЗ и реализовывала их через принадлежащие ей АЗС. Но в один прекрасный момент все заправки были сданы в аренду индивидуальным предпринимателям, хотя приобретение и доставку ГСМ, техническое обслуживание АЗС, бухгалтерский и налоговый учет осуществляли работники ЗАО «Трансмил». Более того, и сами арендаторы заправок являлись одновременно штатными работниками «Трансмила». Трудно сказать, какую выгоду получали от этого владельцы компании поначалу, но с введением упрощенной системы налогообложения, как показала проверка деятельности «Трансмила» за 2006-2007 годы, проведенная ИФНС № 2 ЦАО г. Омска, она оказалась весьма существенной.
На «упрощенку» перешли как само ЗАО «Трансмил», так и предприниматели, арендовавшие у него заправки. Среди них были исключительно свои проверенные люди: начальник базы ГСМ, главный специалист, четыре бригадира АЗС, три механика, бухгалтер, водитель и офис-секретарь ЗАО «Трансмил». Компания исправно покупала и доставляла им ГСМ, получая арендную плату и вознаграждение за свои услуги, и столь же исправно изымала выручку от реализации. Сами же предприниматели многотрудной работой не обременялись, так как ни достаточных средств, ни транспорта, ни специалистов по учету у них не было. Да и ни к чему такие излишества, если все это в полном объеме имелось у «Трансмила», а тот с удовольствием своими ресурсами с сотрудниками-предпринимателями делился. К собственному, разумеется, благу.
Благо это крылось в тех самых льготах, предоставляемых упрощенной системой налогообложения. Передав десять своих АЗС и ГАЗС в аренду своим же работникам, «Трансмил» тем самым избавился от необходимости платить практически все налоги за исключением земельного, хотя на деле именно заправки приносили компании Валентина МИНГАЛЕВА львиную долю дохода. По действующей схеме налоги с этих доходов с применением УСН выплачивали арендаторы. Тут, правда, мешал один нюанс – как только доход в течение года превышает 20 миллионов рублей, предприниматель теряет право на УСН и автоматически переходит на общий режим налогообложения. Проблему решили легко: с приближением дохода к роковому рубежу «Трансмил» расторгал договор с арендатором и заключал точно такой же с другим.
Так, например, с начала 2006 года самой прибыльной АЗС «Трансмила» на улице Гусарова,12 «рулил» завбазой компании Е.Х.АУБАКИРОВ и за три месяца свой «лимит» исчерпал. На смену ему была поставлена бригадир Л.Г.ДУБРОВСКАЯ, чья выручка за четыре месяца перевалила за 18 миллионов, что вызвало ее замену на секретаршу компании С.Ф.ГАВРИЛОВУ. Та за три месяца получила доход почти в 17 миллионов и в ноябре была заменена на механика С.В.ЛАПЕНКО. Сами предприниматели показали, что у них была даже очередь на занятие теплого места. В результате только одна эта заправка получила за 2006 год доход более чем в 60 миллионов рублей, но продолжала оставаться на «упрощенке», так как формально переходила от одного ИП к другому.
Но это не самое главное. «Упрощенку» применяло и все ЗАО «Трансмил», никоим образом не учитывая доходы от деятельности АЗС и тем самым занижая налоговые платежи. Это, собственно, по мнению налоговиков, и было одной-единственной целью создания «штата» индивидуальных предпринимателей и заключения договоров с ними. Сами «предприниматели», конечно же, не возражали, тем более что все они получают зарплату в «Трансмиле» и являются подчиненными МИНГАЛЕВА. О том, что никаких признаков собственного бизнеса в их деятельности не было, ясно говорят показания Л.Г.ДУБРОВСКОЙ: «У меня нет транспорта и средств для предоплаты за ГСМ, их приобретало ЗАО «Трансмил» и доставляло мне на АЗС, где они реализовывались, а деньги я перечисляла в ЗАО «Трансмил». Большая часть предпринимателей не смогла припомнить размер полученной от продажи ГСМ прибыли, а Е.Х.АУБАКИРОВ и С.Ф.ГАВРИЛОВА честно заявили, что не получали никакой прибыли вообще. Кто-нибудь может представить, чтобы торговля бензином была убыточной? Иными словами, прибыль от АЗС оседала в «Трансмиле» и объем дохода компании никак не укладывался в установленные законом лимиты для применения УСН.
«Уважаемый человек» ударил по бюджету
В 2006-2007 году компания МИНГАЛЕВА, применив «упрощенку», уплатила налог в сумме 2,3 миллиона рублей. Однако инспекторы ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска, проанализировав результаты своей проверки, пришли к выводу, что Валентин Григорьевич, «уважаемый в городе человек», как его называют юристы фирмы «Ты прав!», должен был перечислить в бюджет гораздо большие деньги. По их мнению, уже с первого квартала 2006 года ЗАО «Трансмил», фактически получив доход в 38,6 миллиона рублей, утратило право на применение УСН, вследствие чего было обязано платить налоги совсем по другим ставкам.
По подсчетам инспекторов ИФНС, фактическая налоговая база «Трансмила» составила в 2006 году 177,6 миллиона, в 2007 году – 147,5 миллиона рублей. Отсюда следует, что за два года компания должна была уплатить налог на прибыль по ставке 24 процента в сумме 19,8 миллиона рублей, НДС в сумме 49,6 миллиона, единый социальный налог в сумме 3,6 миллиона и 113 тысяч рублей налога на имущество. Всего – более 73 миллионов. Уплатила же, напомним, 2,3 миллиона рублей. То есть «уважаемый» Валентин Григорьевич МИНГАЛЕВ недодал казне 70 с лишним миллионов. Впрочем, может, мы и зря валим все на отставного полковника, ведь он хоть и генеральный директор «Трансмила», но не единственный и даже не основой акционер компании. Половиной ее акций владеет глава «СОТ Моторса» Владимир АБРАМОВ, который, хоть и остается в тени, но вряд ли не в курсе обходных маневров по налоговым платежам. Кстати, представим на минуту, что аналогично поступил крупнейший наш продавец бензина «Омскнефтепродукт» — взял и передал все свои АЗС на «упрощенку» частникам. Как бы тогда пришлось перекраивать региональный бюджет? Этого, конечно, не произойдет, но бюджет области не настолько велик, чтобы закрывать глаза на потерю и нескольких десятков миллионов рублей.
«Омский вестник», 20 мая 2009 года, стр. 7.
Игорь СПИРИДОНОВ