«Уже полтора года я веду судебную тяжбу с магазином «Россита», который арендовал площади в здании на Ленина, 19. Все эти полтора года магазин не хотел платить и при этом спокойно продолжал работать. И это вовсе не случайность. Почти аналогичная ситуация складывается и с другим арендатором по другому помещению, с которым судебный спор еще не завершился, поэтому я не стану его называть. И это, я уверен, не случайность, не разовое «кидалово», а отработанная технология, в которой задействованы квалифицированные юристы и, вполне возможно, даже суды. Это бизнес, который кормит многих. И бороться с ним в одиночку, увы, невозможно.
В декабре 2007 года, когда я выкупил у муниципалитета помещения в 630 кв. метров на первом и втором этажах двухэтажного здания по улице Ленина, 19, то сделка заключалась с обременением. Это недвижимое имущество с 2002 года арендовало у муниципалитета некое ООО «Танцы виноделов», у которого, в свою очередь, снимало площади в субаренду ООО «Торговый дом «Россита». Срок этого договора с муниципалитетом истекал только в 2013 году, но я, собственно, был не против, чтобы в помещении, которое я приобрел в собственность, работал обувной магазин. Если бы арендатор платил согласно условиям договора, то и проблем бы не возникло.
Ставки арендной платы мы использовали те же, что и город, тем не менее в начале 2008 года ООО «Танцы виноделов» отказалось вносить повысившуюся арендную плату полностью, а последние полгода, по сути, не оплачивало помещения вообще. С июня 2008 года мы пытаемся взыскать долги с недобросовестного арендатора в арбитражном суде, но результат при этом имеем почти нулевой. Юристы ответчика, используя любые возможности, смогли затянуть процесс в первой инстанции почти на год. И это по простейшему иску, где, на мой взгляд, все предельно ясно. И сейчас, когда мы уже получили на руки решение в нашу пользу, арендатор еще долго сможет его оспаривать. Причем ООО «Танцы виноделов» суд обязал погасить долги лишь за январь-апрель 2008 года. А чтобы взыскать оставшееся, нам придется судиться еще пару лет, затратив большое количество времени и заплатив государству немалую пошлину.
Совершенно понятно, что за то время, пока мы будем судиться с ООО «Танцы виноделов», с ним может произойти все что угодно. Казалось бы, «Россита» — известный брэнд. Однако ООО «Танцы виноделов» формально никакого отношения к новосибирскому торговому дому не имеет. Фирма зарегистрирована в Омске, в Старом Кировске, офиса своего у нее нет, как нет, судя по всему, и имущества. А директор руководит предприятием из Новосибирска. Вполне возможно, что к тому моменту, когда все судебные решения вступят в законную силу, а приставы-исполнители откроют исполнительное производство, то и взыскивать будет уже нечего.
Я понимаю, что с кризисом у торгового дома «Россита» наступили, видимо, не лучшие времена. Но я искренне не понимаю, почему арбитражный суд отказывает в принятии обеспечительных мер к таким должникам. И еще я не понимаю, почему наша судебная система устроена так, что работает только на пользу собственникам неэффективного бизнеса и недобросовестным юристам, которые научились извлекать выгоду из пробуксовывающего механизма правосудия. Если бы обеспечительные меры арбитражным судом принимались вовремя и на имущество должника накладывался арест, то и недобросовестных арендаторов, действующих с такой откровенностью, стало бы намного меньше.
Единственное, пожалуй, что мне удалось сделать, – добиться положительного решения по иску о выселении недобросовестного арендатора. Магазин «Россита» выехал. Но при этом помещение, которое занимал магазин, выглядит сегодня, как после бомбежки. Эскалатор не работает, электропроводка и щит, похоже, повреждены, часть потолочных светильников выдрана с мясом, со стен свисают ошметки обоев. Даже напольная керамогранитная плитка местами снята. Можно, конечно, судиться дальше, чтобы компенсировать и эти убытки, но суть не в этом. Я найду средства, чтобы все восстановить. Просто никак не могу понять мотивацию таких людей, которые даже напоследок не смогли удержался от мелкой пакости.
Признаться, не вижу и однозначного выхода из складывающейся ситуации на рынке аренды. Лично я всегда рассчитывал на порядочность людей, с которыми работаю, да и полностью подстраховаться от недобросовестных арендаторов невозможно. Нет такого арендатора, который смог бы внести, например, обеспечение за два года вперед. Тем не менее хотелось бы предупредить омских предпринимателей, владеющих недвижимостью, что в аналогичной ситуации может оказаться сегодня каждый, поэтому имеет смысл тщательнее подходить к выбору арендаторов и к процессу заключения договоров. Включать, например, в договорные условия возможность разрешения споров в третейском суде, который принимает решение намного оперативнее.
.