Хозяйке магазинов одежды CAMEL AСTIVE не хватает оборотных средств на покупку новой коллекции, которую так ждут покупатели.
29 июля состоялась шестая бизнес-консультативная площадка нового проекта «Партнеры». Организатором его является группа «Лаборатория управленческих технологий».
Суть проблемы
За помощью к экспертно-консультативному совету обратилась индивидуальный предприниматель Ирина ЗАЦЕПИЛОВА. По ее словам, ее предприятие с апреля 2007 года является единственным официальным представителем в Омске крупной известной немецкой марки CAMEL AСTIVE — повседневные (кежуал) одежда, обувь и аксессуары для мужчин, подходящие как для города, так и для активного отдыха (пиджаки, куртки, джинсы, кроссовки и т. п.). У героини сейчас два салона, расположенные в ТРЦ «Континент — 2» (107 кв. м) и в ТК «Пять звезд» (56 кв. м). Клиентская база — 1200 покупателей, которые сделали больше одной покупки. Средняя стоимость покупки из коллекции осень-зима — 10 000 рублей, весна-лето — 5 000 рублей. Ирина призналась, что решила продавать товары именно под брэндом CAMEL AСTIVE только потому, что ей самой очень понравились и показались удобными женские мокасины этой марки, которые она случайно купила во время путешествия по Турции. Спрос на данный товар в Омске она не изучала. Прямых конкурентов в нашем городе, по словам предпринимательницы, у продвигаемого ею брэнда нет, а непрямые — Pier Cardin, Дюссельдорф, Marc O,Polo, но цены на них немного выше.
Главная проблема, с которой столкнулась героиня, это нехватка оборотных средств на приобретение новой коллекции у московского представительства CAMEL AСTIVE, а также большое количество долгов, накопленных ею перед кредиторами (рекламное агентство, арендодатели, банки).
— Из-за кризиса москвичи перестали предоставлять мне отсрочку платежа за товар. Поэтому у меня не было денег, чтобы выкупить сначала новую весенне-летне коллекцию — пришлось взять кредит в банке, а теперь уже и осенне-зимнюю — первая коллекция продалась невся, поэтому я не смогла ни долг закрыть, ни новые вещи купить. Ситуация у меня сейчас плачевная. С одной стороны, не очень хочется привлекать в свой бизнес партнеров из вне, но с другой, мне жаль своих покупателей, которые уже привыкли к одежде CAMEL AСTIVE и ждут от меня новых поступлений. Я чувствую перед своими клиентами ответственность — стыдно даже в салонах сейчас появляться, — поделилась ЗАЦЕПИЛОВА.
Героиня попросила экспертов помочь ей либо советами, либо деньгами — рассчитаться с долгами и купить новую коллекцию.
Советы экспертов
Прежде всего эксперты поинтересовались, какие раньше у героини имелись источники финансирования и почему сейчас она их лишилась? ЗАЦЕПИЛОВА рассказала, что с 1997 года кое-какие поступления имела от деятельности собственного кафе в Нефтяниках, затем открыла в Омске и Новосибирске два небольших склада по оптовой торговле одеждой, которую привозила из Турции, а также сбережения.
Москвичи настояли на том, чтобы я при открытии первого салона непременно купила в него очень дорогое немецкое торговое оборудование — оно обошлось мне в 1 млн рублей. Как раз на это и ушла большая часть средств, которые у меня были. Позже выяснилось, что нашлись все-таки предприниматели из других регионов, которые отказались от дорогого оборудования, но сотрудничество из-за этого Москва с ними не прекратила. Много денег мне пришлось потратить на аренду торговых мест в популярных комплексах. Кроме того, первая зимняя коллекция пришла только в апреле 2007 года, потому ее пришлось продать с 50% скидкой. В итоге мне пришлось залезть в кредиты, которые выдавались на слишком короткий срок — я еще не успевала заработать, как уже нужно было возвращать деньги, — поделилась героиня.
Вадим ДРЯГИН посоветовал героине через ее салоны организовать помимо прямых продаж еще и подписку на товары CAMEL AСTIVE через каталоги фирмы и интернет-магазин, а также взять продавцами в штат хотя бы пару молодых людей, которые бы наглядно демонстрировали одежду, которую продают. По мнению ДРЯГИНА, стильные дорогие брэнды лучше продаются в маленьких магазинчиках клубного типа — солидным клиентам удобнее в них делать покупки, чем в крупных торговых центрах, а сам брэнд легче запоминается. Эксперты рекомендовали Ирине либо отказаться от невыгодных для нее условий работы с московскими представителями CAMEL AСTIVE и попытаться выйти напрямую на немцев, либо сделать свои салоны мультибрэндовыми и продавать одежду и других марок в том же стиле кежуал.
Вячеслав ФЕДЮНИН попросил Ирину объяснить, в чем, как она заявила во время своей презентации, прибыльность ее бизнеса и перспективность? ЗАЦЕПИЛОВА ответила, что прибыльность — за счет возможности делать хорошую наценку на одежду, а перспективность обеспечивают эксклюзивность в Омске продвигаемого брэнда, спрос на него и накопленная ее салонами солидная клиентская база. Каково же было удивление бизнес-вумен, когда один из гостей сообщил ей, что в ТК «Мега» готовится к открытию салон одежды CAMEL AСTIVE, который, видимо, будет работать по франшизе от московского представительства компании, в отличие от ЗАЦЕПИЛОВОЙ. Так что героиню просто- напросто могут попросить с рынка, а даже если этого не случится, то салон в «Меге» непременно оттянет на себя основную часть клиентов Ирины. По словам директора Consulting Business Center Жанны КРИКУН, когда «Мега» открылась в Санкт-Петербурге, в городе умерло 60% магазинов:
— Вовремя уйти с рынка и выгодно продать малоприбыльный бизнес — это тоже грамотная стратегия, не бойтесь этого варианта.
Остальные эксперты согласились, что ЗАЦЕПИЛОВА слишком увлеклась самореализацией и личной привязанностью к брэнду, совершенно забыв про то, что прежде всего бизнес должен постоянно приносить прибыль. Если бы героиня, прежде чем открывать один салон, а потом и другой, изучила спрос в Омске на данную категорию одежды, конкурентов, работающих в этой же нише, заранее просчитала бы необходимые затраты, продумала бы, как их можно сократить и т. п., то сегодняшних сложностей у нее просто бы не было. Получается, что основная проблема предпринимательницы вовсе не в нехватке средств, а в отсутствии четкой стратегии ведения своего бизнеса и грамотного финансового планирования.
Замечания по организации площадки
После каждой встречи организаторы «Партнеров» собирают анкеты с отзывами всех участников. Еще после первой площадки многие зрители обратили внимание на то, что герой и эксперты говорят очень тихо. Организаторы вроде бы учли это замечание и даже снабдили выступающих микрофонами, но, видимо, нужно было еще и научить некоторых участников, как ими пользоваться. В этот раз зрители не выдержали и начали громко возмущаться, когда Вадим ДРЯГИН попытался проигнорировать предложение ведущей воспользоваться микрофоном: «Простите, а с кем вы разговариваете, с залом или сам с собой? Если люди сидят в зале и пытаются вас слушать, то можно хотя бы уважительно к нам отнестись и говорить громче... Или нам пойти погулять пока...». Ведущая площадки Татьяна МИРОНЕНКО тут же поблагодарила гостей за ценное замечание и пообещала его учесть. По мнению «КВ» шесть площадок — достаточное количество для того, чтобы можно было учесть все элементарные организационные недостатки и проводить мероприятия уже на высоком уровне.
Другое замечание, которое игнорируют организаторы «Партнеров», это постоянное несоблюдение регламента. Из-за того, что выступления героев, экспертов и гостей жестко не ограничиваются ведущими по времени, сама площадка затягивается на два, а то и на три часа. В итоге деловое мероприятие, вначале всегда яркое и интересное, превращается в нудную «жвачку», к концу которой эксперты потихоньку разбегаются, так и не дождавшись финального свистка. Казалось бы, кто как не предприниматели должны ценить свое время — оно ведь для них деньги...
Эксперты:
Вадим ДРЯГИН, директор ООО «ГЭПИЦентр II»;
Дмитрий ЕСИПЕНКО, гендиректор ЗАО «Компания СТА»;
Евгения КЛИМАНОВА, гендиректор группы компаний «Делфи»;
Сергей МАРКЕР, директор омского филиала ОАО «СКБ-банк»;
Алексей САЯПИН, гендиректор ООО «Ритм»;
Елизавета СОРОКИНА, директор офиса кадрового холдинга «Анкор» в Омске;
Вячеслав ФЕДЮНИН, управляющий региональным Фондом поддержки и развития малого бизнеса.