Уважаемый Анастас Павлович!
Вот уже более полутора лет Общество защиты прав потребителей Ленинского округа города Омска безуспешно борется с таким явлением, как реализация на АЗС города некачественного бензина, и не находит понимания ни в правоохранительных, ни в судебных органах, и мы вынуждены обратиться к Вам с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и навести порядок в этой сфере, затрагивающей интересы десятков тысяч омичей.
В ноябре 2007 года к нам обратился автолюбитель В.В.ЯБЛОЧКИН с жалобой на то, что после заправки его личного автомобиля на АЗС ЗАО «Трансмил» резко ухудшилась работа двигателей. Он вынужден был провести внеплановое техническое обслуживание автомобиля, и специалисты СТО сделали вывод, что проблемы с двигателем вызваны использованием некачественного бензина. 5 декабря 2007 г. на трех АЗС «Трансмила», арендуемых индивидуальными предпринимателями А.Б.ВЛАСОВОЙ и А.В.ЛЫТКИНЫМ, нами в присутствии работников АЗС были взяты пробы бензина АИ-92. Мы передали их на исследования в ООО «Испытательная лаборатория» г. Новосибирска, откуда получили заключение, что во всех пробах содержится ферроцен в концентрации от 20 до 22 мг на литр. Еще две пробы, взятые 17 декабря на АЗС, арендуемых у ЗАО «Трансмил» предпринимателями В.В.ЛАПЕНКО и В.В.ДОБРОВОЛЬСКИМ, и также переданные в новосибирскую лабораторию, показали содержание ферроцена в объеме от 6 до 8 мг на литр. Содержание ферроцена в бензине, реализуемом на АЗС ЗАО «Трансмил», подтвердило и расположенное в Омске Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережению в Южно-Сибирском регионе, о чем свидетельствуют акты проверок за подписью начальника отдела контроля качества и сертификации Управления Е.В.ЧУХЛАТОГО. Весь бензин, взятый на пробы, был произведен на ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», что подтверждают паспорта качества, выданные ЗАО «Трансмил» продавцом бензина ОАО «Газпромнефть-Омскнефтепродукт».
Ферроцен является железосодержащей присадкой, позволяющей увеличить октановое число бензина, то есть сделать топливо более эффективным и, соответственно, более дорогим. Однако при этом железосодержащие присадки значительно снижают ресурс свечей зажигания, каталитических нейтрализаторов и датчиков кислорода (лямбда-зондов) и конечном итоге двигателя в целом. В европейских странах и США они запрещены, в России могут применяться, но с ограниченной концентрацией — до 18 мг на литр. Однако при исследовательских испытаниях ОСТ допускает погрешность в размере плюс-минус 5 мг.
Иными словами, формально концентрация ферроцена в бензине, взятом на пробы на АЗС «Трансмил», с учетом погрешности находилась в допустимых рамках, хотя и у предельного значения. Но необходимо отметить, что бензин этот произведен на Омском НПЗ, а его руководители, также как и руководители Омскнефтепродукта, официально заявляют, что железосодержащие присадки при производстве бензина ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» не использует, поэтому такая графа даже отсутствует в паспортах качества, выдаваемых на бензин Омским НПЗ и Омскнефтепродуктом. Сам по себе ферроцен появиться в бензине не может ни при неправильном хранении, ни при транспортировке, ни
при каких других обстоятельствах, так как является продуктом, получаемым ТОЛЬКО в ходе специфических химических реакций, и в бензин может попасть ТОЛЬКО в результате преднамеренной добавки. На этом основании резонно предположить, что на каком-то этапе в бензин, реализуемый на АЗС ЗАО «Трансмил», был добавлен ферроцен, который и выявили лабораторные исследования.
Этой теме были посвящены публикации нескольких омских газет («Омский вестник», «Новое обозрение», «Ореол»), но правоохранительные органы на них никак не отреагировали. Более того, ЗАО «Трансмил» подало к одному из СМИ иск о защите деловой репутации, и Арбитражный суд Омской области вынес решение в пользу истца, а Восьмой арбитражный апелляционный суд это решение с несущественными изменениями подтвердил. При этом суд фактически поставил под сомнение всю действующую в регионе систему сертификации бензинов. Он не принял как надлежащее доказательство письмо за подписью начальника отдела сбыта ОАО «Газпромнефть-Омскнефтепродукт», где сообщалось об отсутствии железосодержащих присадок (ферроцена) в продукции Омского НПЗ.
Получается, что сертификаты Омскнефтепродукта, имеющиеся на омских АЗС, — филькина грамота, так как отраженные в них сведения не имеют никакого значения для суда. Но недоверие к этим документам со стороны судебных инстанций может означать, что они не соответствуют действительности, и возникает вопрос: что же на самом деле поставляет ОНПЗ Омскнефтепродукту, а тот, в свою очередь, омским АЗС? Если бензин с ферроценом, значит, ОНПЗ и Омскнефтепродукт вводят покупателей в заблуждение, не указывая в паспорте качества принципиально важный компонент и тем самым не предоставляя им полную информацию о качестве продукта. Если ферроцена там нет, значит, его кто-то добавляет после приобретения у Омскнефтепродукта, не только обманывая покупателей, но и получая необоснованную выгоду на продаже бензина с более низким октановым числом, с помощью присадки доведенным до уровня бензина АИ-92. Этим «кто-то» может быть либо ЗАО «Трансмил», либо индивидуальные предприниматели, арендующие у него АЗС и по совместительству все до одного являющиеся штатными работниками арендодателя — ЗАО «Трансмил».
На наш взгляд, налицо нарушение прав потребителей, вводимых в заблуждение относительно свойств и качества бензина, отпускаемого на заправках сетей под брэндом ЗАО «Трансмил». Учитывая объемы бензина с ферроценовыми добавками, можно с уверенностью заявить, что неустановленной группой лиц на протяжении длительного времени осуществляется хищение принадлежащих потребителям денежных средств в крупных размерах.
Прошу в соответствии с Вашей компетенцией провести проверку, пресечь поступление недоброкачественного топлива на омский рынок и привлечь виновных к ответственности вплоть до уголовной.
Л. МОИСЕЕВА, председатель Общества защиты прав потребителей Ленинского округа г.Омска.
« 5 » августа 2009 года.