4. Сент-Луис
После вылизанного и камерного Вашингтона ожидаешь увидеть что-то более грязненькое и беспорядочное. Ан нет, Сент-Луис, несмотря на 1,3 миллиона жителей, такой же чистенький и благообразный. Просто начинаешь понимать, как американцы относятся к городскому зонированию. Районы города у них достаточно удалены друг от друга. Между районами – зеленые пасторальные пейзажи. Рукотворной зелени в Сент-Луисе достаточно немного, все это великолепие оставлено от дикой природы, американцы ее не уничтожают при строительстве новых районов, а «впускают» в город. Под полотнами шоссе созданы специальные проходы. Поэтому дикий заяц, к примеру, может пересечь город, двигаясь по природному ландшафту. Мы жили в самом что ни на есть центре города. И по вечерам наблюдали зайцев, которые веселыми стайками носились от сквера к скверу. Утром и вечером мимо нашего отеля шли стаи уток, даже не напрягаясь набором высоты. Олени до центра города не доходят, но по окраинам гуляют. Город внедряется в природу не сплошным фронтом, а отдельными участками, соединенными шоссе. Поэтому природа фактически пронизывает городское пространство. Я уже говорил о том, что американцы живут не кучно. Сент-Луис, по количеству жителей почти равный Омску, занимает площадь намного большую. Соединяем рассредоточенность населения и огромные зеленые пространства, имеем результат – чистый воздух в городе.
Том и Гек
Город Сент-Луис, будучи столицей штата Миссури, расположен и в Миссури, и в Иллинойсе одновременно. Западную и восточную часть Сент-Луиса разделяет знаменитая Миссисипи, река Тома Сойера и Гекльберри Финна. Там, в Штатах, вообще то, повсеместно встречаются городки, расположенные на территории двух штатов или графств (по-нашему районов) одновременно. И это – один из интереснейших аспектов устройства американского общества. Представьте себе, что в каждом муниципалитете есть свой горсовет и мэрия, в каждом графстве свое Заксобрание и исполнительная власть, в штате, естественно, тоже Заксобрание и исполнительная власть. В разных штатах разные законы, а, помимо них есть самостоятельные нормативные акты муниципалитетов. И все это каким-то странным образом наслаивается друг на друга. Парадоксально, но административные границы зачастую совершенно не совпадают с юрисдикциями! Понимаете, в чем эффект? В том, что американские политики вынуждены договариваться друг с другом. Если гнуть какую-то линию, неизбежно войдешь в конфликт с соседней юрисдикцией. Чего тебе не простят твои же избиратели – ты не умеешь договариваться в их интересах.
Вид с высоты птичьего полета
Сент-Луис расположен близко к центру США, климат похож на наш юг средней полосы. Город очень разноплановый, есть старые районы постройки начала 19 века, есть современные районы, пригороды, дикое количество парков и скверов. Гордость города – ботанический сад, входящий в тройку по США. Конечно же, высотный деловой центр. Много памятников архитектуры, основное значение Сент-Луис получил во время Гражданской войны. Именно в здании суда города Сент-Луиса был подписан документ, знаменующий конец Гражданской войны и победу Севера над Югом. От здания этого самого Суда, превращенного в музей, идёт аллея, которая упирается в Gatawey arch — Ворота на Дикий Запад. Считается, что именно из уже освоенного штата Миссури пошла дальнейшая экспансия переселенцев на Дикий Запад. Вот жители Сент-Луисца и решили поставить эдакий символ. В результате победил проект арки. Результат впечатляет: тонкая стальная дуга, прямо на берегу Миссисипи, высотой 200 метров. Это и произведение архитектурного искусства, и инженерный шедевр. Американцы зарабатывают на всем, в том числе и на арке. Футболки, значки, кружки уходят тысячами. Со всей страны люди едут посмотреть на арку. Внутри арки находятся музей, сувенирный магазин, кафе и толпа туристов. Садимся в лилипутский лифт, хорошо никто из наших не страдает клаустрофобией, буквально кубический метр на шестеро человек. Минут пять — и мы на обзорной площадке. Смотрим в иллюминаторы. Вау! Напротив меня висит в воздухе пара птиц, что-то типа сокола. В буквальном смысле вид на город с высоты птичьего полета!
Американец старается жить в своем доме, пусть и малюсеньком, но своем. Поэтому домиков здесь каких только нет! Величина домика прямо пропорциональна доходу и социальному статусу владельца. Районы сформированы по имущественному признаку, живут группами одного уровня дохода. Видели мы и миленькие районы из домиков по 50 квадратных метров, видели и по 500. Есть районы, где из-за деревьев видны только крыши, это живут люди с участками по гектару. Архитектура разнообразнейшая. Но страшных домов нет — проект дома должен делать архитектор, это закон.
Только за плату
Забор в частном доме отсутствует как понятие. Заборов нет. И в недорогих районах, и в тех, где живут люди состоятельные, дома стоят без заборов. Поэтому кажется, что американцы живут на большом зеленом лугу. В подавляющем большинстве сент-луисец живет в доме около 150 квадратов с лужайкой и парковкой для двух-трех авто. Были мы в гостях у таких представителей среднего класса. Инженер-авиастроитель из «Боинга», уже на пенсии, живет с женой в трехэтажном доме, земельный участок около 0,4 гектара. От центра города километра четыре. Кстати, в программе «Открытый мир» достаточно распространенная практика поселения делегатов в американских семьях (то, что наша группа жила в отеле, скорее, исключение из правил). Так вот судья из Петропавловска, который также приехал по программе и живет в этой семье, с придыханием рассказывал о стаде оленей, ежеутренне выходящих к дому.
Американские дороги. Сложно быть не банальным, но дороги хорошие. Причем все — и шоссе, и в городе, и, межквартальные проезды. Наличие ямы на дороге невозможно в принципе, как невозможно и отсутствие разметки. Дороги, как правило, устроены с применением дорожных плит. Автомобиль, как и дом, показывает доход владельца и его место в обществе. Конечно, встречаются и «мерседесы», но чаще других встречаются «форды» и «тойоты». На шоссе останавливаться можно только в специальных «карманах». В городе парковка платная. Везде! Либо твой автомобиль стоит дома, либо на парковке твоей фирмы, либо ты платишь 25 центов за два часа. Соответственно, весь город покрыт сетью парковочных столбиков со счетчиком времени. Упал флажок – штраф. Дорожное движение в Сент-Луисе мало отличается от вашингтонского, на светофоре собирается по 2-3 автомобиля не больше. Пешеходы также редки.
5. Сердце Феникса никогда не умирает
Экскурсия в Геркуланиум — это такой пригород Сент-Луиса, городок на 2800 жителей. У этого городка весьма интересная история. Он был заложен во времена освоения Дикого Запада. Город рос и развивался, стал крупным региональным центром, был даже столицей графства. И все было бы хорошо, если бы Сент-Луис не перетянул на себя финансовое и административное влияние. И Геркуланиум умер. В первый раз.
А затем пришла Гражданская война, а с ней и ажиотажный спрос на свинец для пуль. Геркуланиум возродился. Свинцовый рудник в городе заработал с новой силой, город начал опять расти, набирать влияние. Рос и обогатительный комбинат. И все было бы хорошо, но жители города много болели и рано умирали. Когда уже нельзя было закрывать глаза на количество врожденных уродств и детскую смертность, было проведено экологическое расследование. Вердикт был вынесен однозначный – в Геркуланиуме жить нельзя. Без условий, категорично и однозначно. Свинец отравил все — воду, почву, дома и деревья. И Геркуланиум опять умер.
Мнение каждого
Но горстка жителей Геркуланиума воспротивилась ситуации, они не захотели переезжать. Мэр города возглавил общественную организацию, в которую вошли все те, кто остался в городе. Они договорились с Университетом Миссури о проведении исследования с целью реанимации города. Университет разработал программу, которая прошла через неоднократное общественное обсуждение и коррекцию. Когда нам рассказывали о методике, по которой проходило согласование программы, мы были поражены – каждый житель Геркуланиума высказывал свое мнение, программа корректировалась. И опять мнения, и опять коррекция. И так до тех пор, пока с программой не согласились все. Все!
И уже под согласованную программу мэр города начал собирать деньги. Совместно с университетом была проведена работа с общественным мнением, со СМИ, с бюджетами всех уровней. Конечный результат очень поучителен. Под программу реанимации города были получены федеральные и региональные гранты, раскошелилась и свинцовая корпорация – виновник всех бед Геркуланиума. Был построен новый(!) Геркуланиум в нескольких километрах от старого. А площадь старого Геркуланиума была подвергнута рециклингу, отравленный свинцом грунт был снят и заменен на чистый, посажены деревья защитной полосы. А еще были полностью заменены очистные сооружения ГОКа, выбросы в воду и воздух были снижены до самых жестких современных американских норм. Теперь между ГОК-ом и городком зеленая трава и деревья. Кстати, небольшой кусочек старого Геркуланиума сохранен для экскурсий – невеселое зрелище, этакая отравленная зона. При этом нужно иметь в виду, что вся работа делалась жителями городка. Бесплатно, своими руками люди строили себе новый город.
Пожарный — это общественная работа
Геркуланиум опять воскрес. А ведь всем было наплевать на него: ну умер и умер очередной городок, пал жертвой технического прогресса. Если бы не гражданская общественная активность местных. Они не дали себя травить, они не захотели и переезжать. Их пугала корпорация, на них давили политики. А они добились своего. И они теперь показывают нам свой городок, свои домики, свою сверкающую пожарную часть (все пожарные работают бесплатно, это общественная работа). Они показывают свой стадион, где не получающий никакой зарплаты мэр города тренирует местную бейсбольную команду (тоже бесплатно). Они гордятся своим Геркуланиумом, они гордятся собой эти патриоты своей малой родины. И говорят: «Наш город дважды умер и и дважды воскрес. Мы не дали и не дадим ему умереть. Наш Геркуланиум как феникс, а сердце феникса никогда не умирает».
Последнее, о чем следует сказать, – сроки. Работать эти ребята начали в 2005 году. Все вышесказанное было сделано за три года. И первичная экологическая экспертиза, и разработка программы возрождения городка, и общественные согласования, и выделение денег из четырех бюджетов, и рециклинг отравленной территории, и строительство нового Геркуланиума на 2800 жителей. Да-да, за три года.
продолжение следует