В прошлую пятницу, седьмого августа в торговой галерее «Сибирская пирамида» открылась выставка фотографий Ольги ЗАЙЦЕВОЙ «Лёд и цветы». Для виновницы торжества эта выставка стала первым самостоятельным фотографическим проектом. До этого момента Ольга ЗАЙЦЕВА была больше известна как флорист и автор коллекции флористических открыток ручной работы. Но, судя по всему, та заявка на творческое развитие в качестве фотографа, которая предельно внятно прозвучала на выставке «Лёд и цветы», позволит ЗАЙЦЕВОЙ выйти не только за пределы основной профессии, но и за пределы региона. В связи с тем, что коммерческого спроса на произведения искусства, особенно в области фотографии, в нашей области не наблюдается, скорее всего продвижение коллекции фотографий «Лёд и цветы» будет дрейфовать в сторону западных границ Отечества, а то и дальше. Впрочем, иные знатоки во время открытия выставки делали намеки автору, что более верный путь – это японские галереи, где флористическая тематика традиционно востребована.
Высокий класс исполнения работ, композиционная лаконичность, цвет, иногда присутствующий лишь на уровне интуиции, все это результат нескольких лет работы над коллекцией фотографий. Особенность творчества ЗАЙЦЕВОЙ в том, что это первый в Омске (а возможно, и в России) фотограф–флорист. Кроме цветов, ЗАЙЦЕВА практически ничего не снимает. И цветы на ее фотографиях распускаются далеко не банальным бутоном в глаза. «Лилия прекрасней одежд Соломоновых», но ее красоту необходимо обнаружить в том, на что люди просто не обращают внимания, поэтому многие изображения кажутся буквально магическими, и латинские названия лишь усиливают ассоциативные параллели с алхимией. Кстати, одна из серий так и называется «Алхимия».
Цветы – не единственный объект эстетического наблюдения автора. Выставку открывает лед. И во многом эти фотографии похожи на чистые абстракции, на самом деле являясь исключительно объектными. Заслуга автора в том, что она нашла ход, когда вмороженные в лед цветы образуют драматическое сочетание, примеряемое особым освещением, когда за внешней гармонией линии и цвета зрителю предлагается рассмотреть нечто иное, противоречие, без которого немыслима жизнь даже на элементарном уровне.
Есть опасность, что зритель отнесется к выставке как к чисто декоративной экспозиции, как к фотографиям лишь интерьерным, лишенным смысловой составляющей, и тогда, возможно, успех в этом качестве собьет молодого автора с пути, подчинив его творчество коммерческим интересам. Но будем надеяться, Ольге ЗАЙЦЕВОЙ достанет мудрости и жизненного опыта не поддаться соблазну «нравиться», и зрители смогут через какое-то время оценить ее творчество на новом витке развития.