Детские книги устаревают неизмеримо медленней, чем взрослые
«Мой старший брат выучил меня читать, когда мне было пять лет (а ему — пятнадцать). Сейчас этим никого не удивишь, а тогда было в диковину. И считалось, что много читать в таком возрасте нельзя: врачи уверяли, что может что-то случиться с головой. Ходил слух, что кто-то пятилетний даже сошел с ума от неумеренного чтения. И моя умная мама, мать пятерых детей (я была четвертая), верила этому!»
Знакомая история, тем более что по прошествии многих лет и впрямь подумаешь: а не было ли в этом заблуждении рационального зерна? Безудержные любители чтения, как правило, реализуют свою страсть почти сразу после рождения, а потом редко чего достигают в жизни. Потому при современном развитии книгопечатания чтение — вещь абсолютно самодостаточная, и если бы еще кто приплачивал небольшую ренту на прожитие, то можно было бы только чтением и ограничиться. Мысль менее сумасшедшая, чем кажется на первый взгляд. «Я же действительно стала читать как сумасшедшая (будто медицинские предостережения уже подтвердились). И старшие тревожно ловили меня в разных углах коммунальной квартиры с криком: «Опять читает!». И мама тревожно восклицала: «Сейчас же отнимите у нее книжку». Маленькая Мариэтта выросла и стала писателем (а также исследователем творчества Михаила Булгакова), не выдающимся, но весьма известным.
«Время читать» посвящено книгам, без которых, по мнению автора, не вырастет полноценная личность, и которые непременно нужно читать в детстве и подростковом возрасте. Здесь трудно не согласиться: Жюль Верн, О.Генри, Лев Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), Марк Твен, Валентина Осеева, Сетон-Томпсон, Борис Житков, Проспер Мериме, Александр Грин, Александр Дюма и еще многие другие имена не только накрепко засели в памяти, но их книги хороши и по сей день. И сегодня не грех прочитать ребенку хотя бы осеевский рассказ «Синие листья». Детство — это такое время, считает ЧУДАКОВА, когда «складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки — потому что тяга к добру еще не задавлена, не скорректирована корыстными или еще какими-нибудь расчетами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь».