Все рубрики
В Омске среда, 4 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 106,1878    € 112,0200

Спартак ЗАБОЛОТСКИЙ, генеральный директор ХК «Акция»: «В Омске бизнесу даются неравные преимущества «дружественным» и «не дружественным» власти компаниям».

7 октября 2009 11:52
0
3103

Холдинговая компания «Акция» объявила конкурс на покупке действующих бизнесов и бизнес-проектов, объемами инвестиций от 3 до 100 млн рублей. Генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Акция» Спартак ЗАБОЛОТСКИЙ пояснил корреспонденту «КВ» Сергею ЧЕРНАКОВУ детали данного замысла, а также ответил на другие вопросы.

— Спартак Григорьевич, вы покинули Москву и переехали работать в Омск. Почему?
— На Останкинском молочном комбинате, где я на тот момент работал, заканчивался мой контракт. На предприятии произошла смена акционеров, и я не захотел его продлять. Поэтому и стал искать работу. Один из консультантов группы компаний «Акция» меня познакомил с акционерами. Состоялся разговор, и я принял решение переехать работать в Омск, подписав контракт на три года.

— Рассматривали другие варианты?
— Были различные предложения, но подход «Акции»к ведению бизнеса мне понравился больше. И здесь повлияла даже не финансовая часть моего контракта. Обычно для собственников самый главный показатель – это прибыль. «Акция» делает акцент не на прибыли, а на повышении стоимости своих активов, увеличивая условную капитализацию предприятий.

— Поясните, чем отличается ООО «Управляющая компания «Акция» от ООО «Холдинговая компания «Акция»?
— УК «Акция» управляет ценными бумагами акционеров либо их долями бизнеса. ХК «Акция», генеральным директором которой я являюсь, занимается управлением всеми активами предприятий, входящих в компанию. Вопросы оперативного управления, такие, как покупка или реализация имущества, проверка отчетности предприятий, наем управленческого персонала, входят в мои должностные обязанности.
— Какая должность теперь у Сергея КАЛИНИНА?
— Сергей КАЛИНИН — председатель совета директоров ХК «Акция».

— Когда вы приехали в Омск, то возглавили завод трубной изоляции (ОЗТИ). С какими трудностями столкнулись?
— На всех промышленных предприятиях трудности практически везде одинаковые – низкая эффективность и непрозрачность управления, нежелание людей продолжать самообучение. На ОЗТИ люди были удивлены, когда я начал проводить аттестацию. Для них скорее всего это означало, что злой начальник кого-то хочет выгнать с работы. На подготовку отводилось два месяца. Больше половины завода прошло аттестацию у меня лично. Это позволило понять, кто и какими навыками обладает. Люди за многие года взяли книги в руки и стали читать. Представьте менеджера по продажам, который не знал, какое существует на заводе оборудование и какую продукцию выпускает. У предприятия вообще не было отдела сбыта. Была, по сути, телефонная станция. Люди позвонили, сделали заказ — и мы от грузили. Не было такого понятия, как активные продажи. У предприятия отсутствовали расчеты экономического и инвестиционного развития.
— Какое прогнозируете развитие у ОЗТИ с поправкой на финансовый кризис?
— Сейчас,по сравнению с прошлым годом ОЗТИ в объеме продаж потерял 25%. В целом реализация металлических труб в стране снизилась на 40%, пластиковых – на 35%. Сегмент рынка, на который мы были очень сильно настроены – строительный рынок, полностью встал. В прошлом году более 50% выручки предприятия приходилось на стройки, которые сейчас практически ничего не берут. Кроме того, строители — самые главные должники, не отдающие деньги. Резюмируя, скажу, что у ОЗТИ в данный момент проблемы есть. Но, зная, что у наших конкурентов дела обстоят еще хуже, считаю деятельность завода условно удовлетворительной.

— Если строители не покупают у завода трубы, за счет чего он работает «удовлетворительно»?

— Есть другие сегменты. На заводе производится два основных вида продукции — полиэтиленовые и теплогидроизоляционные трубы. У каждого сегмента есть свои заказчики. Это коммунальщики, газовики, водоканалы, трейдеры, которые продают трубы в розницу. Поэтому, когда строительный сегмент полностью упал, удалось перенаправить потоки труб другим предприятиям. В Омске мы реализуем порядка 20%, в СФО – еще 20%, остальная продукция уходит в другие российские города либо в среднеазиатские республики. На финансовые показатели ОЗТИ сильно повлияло увеличение кредитных ставок фактически в два раза. К моему приходу предприятие было сильно закредитовано. В данный момент также существует кредиторская задолженность в размере 330 млн рублей. Первое полугодие ОЗТИ сработал в убыток – порядка 25 млн рублей. Во втором полугодии убыток не вырастет. Конец года надеемся закончить в ноль. У нас второе полугодие было и раньше лучше первого. Пиковые месяцы по отгрузке – июль, август, сентябрь, октябрь. В январь и феврале – нулевая отгрузка.

— Ходили слухи, что «Акция» планировала продать ОЗТИ?
— Если кто-то готов предложить деньги за любое из наших предприятий, мы готовы рассмотреть это предложение. Политика группы компаний такова, что, если за наш завод предложат очень хорошую цену, компанияего продаст. Если нашей компании предложат другой бизнес, мы с удовольствием его приобретем. Замечу, что «Акцию» никогда не интересовали прибыльные предприятия. Мы покупаем, наоборот, неприбыльные с помощью грамотного и профессионального управления делаем их прибыльными. У «Виты» восемь лет назад, когда компания ее приобрела, были одни долги, выручка — в 10 раз меньше, чем сегодня, не говоря о прибыли. Сейчас это предприятие занимает 22% омского молочного рынка, конкурируя с «Вимм-Билль-Данном» и «Юнимилком».
— С какими проблемами столкнулись, уже будучи генеральным директором УК «Акция»?
— Не могу сказать, что у группы компаний были какие-то большие проблемы. Просто сложилась тяжелая ситуация, когда банки просят дополнительные залоги, которых у предприятий нет, увеличивают процентные ставки и уменьшают лимиты задолженности. По крайней мере все наши предприятия смогли перекредитоваться. Сложности остались только у – Омскгазводпроекта. Проблемы, связанные с управлением, сокращением реального рынка заказов, здесь тянулись на протяжении нескольких лет. Сейчас там введено внешнее управление. Институт получил время, чтобы рассчитаться со всеми кредиторами и вновь начать нормальное функционирование.

— Какие предприятия входят в группу компаний «Акция»?

— Не буду перечислять мелкие бизнесы. Из крупных — Торговый дом «Молис», молочный завод «Вита» в Исилькульском районе, ОЗТИ, Горгаз, Омскгазводпроект, Сибирская жилищная корпорация (СЖК), розничная сеть «Килограмм».
ХК «Акция» также управляет компаниями, которые занимаются арендным бизнесом. У нас много офисов и зданий, которые мы сдаем в аренду. Даже в центральном офисе «Акция» занимает только один этаж, остальные помещения у нас арендуют. Под управлением компании находится много мелких предприятий, которым когда-то «Акция» дала деньги на развитие проектов, а теперь контролирует их развитие в виде отчетности или выручки. Недавно мы объявили конкурс на приобретение бизнес-проектов. Мы готовы приобрести бизнес, но только тот который уже через полгода развития может приносить выручку. Объем инвестиций в каждый проект — не менее 3 млн рублей. Автор реального проекта может нам его продать либо стать совладельцем бизнеса.

— Вы не назвали «Бауцентр» и «Дирижабль».
— «Бауцентр» – компания, которой холдинговая компания не управляет. У этого предприятия есть отдельная управляющая компания, которая находится в Калининграде, и мы только получаем от нее бухгалтерскую и управленческую отчетность, так как часть активов «Бауцентра» принадлежит нашим акционерам. Однако мы не влияем ни на менеджмент, ни на стратегию развития этого предприятия. Теннисный центр «Дирижабль» — наш проект.

— Зарабатывать деньги на теннисе в Омске рентабельно?

— Такой бизнес нельзя рассматривать с точки зрения рентабельности. Затраченное на строительство «Дирижабля» можно было просто положить в банк. Та доходность, которую он сейчас приносит, сопоставима с банковскими накоплениями. Доходность на вложенный капитал в таком бизнесе имеет большее значение. В этом случае, считаю, «Дирижабль» не очень выгодный проект. Другой вопрос, зачем его строили. Крытых кортов в Омске до этого не было. Теперь жители города могут круглогодично заниматься этим видом спорта. В основном это был политический проект по развитию тенниса в городе Омска, граничащий с финансовой точки зрения с благотворительностью.


— Чем занимается ТД «Молис»?
— Торговый дом «Молис» занимается дистрибьюцией продуктов питания порядка 30 федеральных и местных производителей. У компании заключены эксклюзивные договоры о поставках в Омскую область с компаниями «Ehrmann», «Valio», «Nestle» (только по жидким продуктам), заводом плавленых сыров «Карат» и многими другими. Сейчас есть и другие желающие работать с торговым домом, но возникает проблема со складскими помещениями. Мы оформили кредит на строительство склада и сейчас оформляем разрешительную документацию. Он будет находиться на улице Граничной, где уже находится один склад. У «Молиса», как и у молочного завода «Вита», ежегодная выручка около 700 млн рублей.

— Какова совокупная выручка «Акции»?

— По итогам прошлого года она составила более 2,5 млрд рублей. В текущем году, думаю, увеличится. При этом у ОЗТИ и проектного института выручка упадет. Снизится выручка у «Виты» из-за сокращения объемов выпуска сухого молока. Теперь мы молоко сушим только под заказ. Но у нас появилось новое направление бизнеса – розничная сеть «Килограмм». За счет этого и будет происходить рост совокупной выручки.

— От каких проектов «Акции» пришлось отказаться из-за кризиса?
— В основном ХК «Акция » пришлось отказаться от своих строительных проектов. Мы замораживаем строительство начатых объектов, не говоря уже о возведении зданий с нуля. Из тех планов, которые были 2-3 года назад, 90% проектов в области строительства заморожено до лучших времен, потому что получить финансирование на какой-нибудь объект сейчас нереально. Сейчас мы финансируем строительство только одного жилого дома с торгово-офисными помещениями, на улице Жукова. Возведение делового центра на пересечении улиц Масленникова и Жукова, а также строительство жилищно-спортивного комплекса возле теннистного центра «Дирижабль» приостановлено. Для ОЗТИ хотели купить за рубежом три большие линии по производству трубы за 4 млн евро. Сейчас думаем, а стоит ли. Проценты по кредитам резко увеличились, и если раньше окупаемость этих линий была условно 5-6 лет, то сейчас – как минимум, 10 лет. Мы планировали взять в лизинг европейские линии, однако пока склоняемся к «китайцам», потому что дешевле. Могу сказать, что ГК «Акция» встречает кризис во всеоружии. Отмечу, что за текущий год мы погасили 300 млн рублей кредитов.

— На сайте компании указано, что «Акция» ведет строительные работы в Краснодаре...
— Мы сделали эскизы и приступили к проектированию многофункционального офисного комплекса «Карасун» в Краснодаре. Однако сейчас там работы приостановлены. И навряд ли ситуация изменится в текущем году. Параллельно мы пытаемся найти соинвестора под данный проект, потому что самостоятельно профинансировать такой крупный проект будет сложно. В центре Краснодара в собственности у «Акции» находится 10 гектаров земли, которую мы приобрели на конкурсе вместе с имуществом обанкротившегося завода. Здесь остались даже цеха, которые сдаются арендаторам. Часть земли арендует у нас «Бауцентр».
— На омском рынке молочных продуктов активно стал продвигать свою продукцию «Юнимилк» из Новосибирска. Не боитесь, что у «Виты» может снизиться доля рынка?
— Реально в Омске два крупных игрока на рынке традиционных молочных продуктов – «Вимм-Билль-Данн» и «Вита». Ближайших игроков, как бы ни говорили, и близко нет. «Юнимилк» работает через дистрибьюторов и привозит в Омск в 10 раз меньше продукции, чем мы. Если его молоко стоит на полке магазина, то это не означает, что оно продается. Отмечу, что для всех федеральных игроков «Вита» открыта. Это означает, что в Исилькуле мы сможем производить молочную продукцию для того же «Юнимилка». С некоторыми федеральными компаниями мы уже ведем переговоры по открытию производства на молочном заводе под их торговой маркой. Для нас главное – зарабатывать, и чем больше мы загрузим производство, тем меньше будет себестоимость продукции.

— У «Виты» уже выработана стратегия развития на ближайшее время?

— Мы просчитали несколько различных вариантов развития компании, и, к сожалению, с точки зрения дороговизны внешних денежных ресурсов большинство из них реализовывать невыгодно. К примеру, применять термообработку молока, которое после этого хранится 6 месяцев. Для этого нужно вложиться в эти технологии, но при высокой стоимости ресурсов потребуется большой срок окупаемости, поэтому мы не будем идти по пути «Вимм-Билль-Данна». Мы продолжим развивать, пусть менее интенсивно, выпуск традиционных молочных продуктов. Попытаемся усилить позиции в творожных изделиях, где наша доля рынка мала. Мы не будем идти в дорогие йогурты, не будем пока заниматься детским питанием, потому что для нас окупаемость этих проектов очень долгая. У «Виты» есть своя задача – ежегодно отбирать у конкурентов по 1-2% доли рынка.

— Как вы прокомментируете уголовный процесс в отношении гендиректора «Виты»?
— Не хочу пока ничего комментировать. До сих пор из суда не получили все необходимые документы. Могу сказать, что руководитель, которого обвиняют в неуплате налогов, невиновен. К такому выводу я пришел, поприсутствовав на судебных заседаниях и ознакомившись с материалами дела, которые у нас были. Скажу лишь, что коррупция в этом деле такая жесточайшая, что я был поражен. Видя это, даже прокуратура обжаловала действия судебных органов.
— В интервью нашей газете вы говорили, что до конца 2009 года в Омске будет открыто 45 — 50 магазинов «Килограмм» при месячном обороте сети в 130 — 150 млн рублей. Ситуация на данный момент?

— Когда я говорил, что в Омске будет столько магазинов, у «Акции» было подписано соглашение с господином МКРТЧЯНОМ о передаче нам части магазинов «Пятерочки». Но в связи с тем, что он не выполнил условия договоренности, количество магазинов будет меньше. С вероятностью 80% могу сказать, что к концу года будет 35 магазинов. Для нас нет цели иметь 100 или 1000 магазинов. Важно, чтобы они были прибыльными. Сейчас сеть развивается, каждый месяц выручка растет. Оборот в декабре, думаю, достигнет 100 млн рублей в месяц. По нашему бизнес-плану на операционную прибыль мы должны выйти к концу года, а свои вложения в размере 150 млн рублей окупим через три года.

? Если не ошибаюсь, «Акция» потратила более 20 млн рублей на приобретение имущества «Партнер-ритейла»?

? По соглашению нам должно было перейти определенное количество магазинов с оборудованием, в том числе и офисным. «Акция» обязалась заплатить деньги за офисную технику, расплатиться с поставщиками продукции в течение пяти лет. Реально оказалось, что Олег Саркисович не может выполнить условия договора, так как оборудование и магазины, находящиеся в его собственности, заложены в банке «Юникредит», МДМ Банке, ВТБ и других, которые не дают разрешения на продажу. А на тот момент мы, к сожалению, погасили порядка 25 млн рублей арендодателям, у которых «Пятерочка» арендовала помещения. Сверх этого «Акция» заплатила за оргтехнику и мебель. У нас была договоренность, что вместе с сервером нам перепишут все лицензионные программы, позволяющие взаимодействовать сети магазинов. Но оказалось, что это опять невозможно. Теперь эти деньги мы считаем условно нашими потерями. Без надежды на их возвращение.

— Вы работали на управляющих должностях в Москве и других городах страны. Параллели с Омском еще не проводили?
— Омск ничем не отличается от других городов. Единственное, к сожалению — здесь очень большая доля коррупционной составляющей. Под коррупцией я подразумеваю, во-первых, что в Омске даются неравные преимущества «дружественным» и «не дружественным» власти компаниям. Во-вторых, правоохранительные органы занимаются проверкой чаще всего доходных предприятий, чтобы было что у них «попросить». Что касается жителей Омска, то они более добрые и порядочные, чем, например, в Москве. Как меня ни пугали Сибирью, тут есть свои плюсы. Я в Омске женился. Супруга шутит, что приехала сюда со мной в ссылку. Поэтому эмоционально с Омском у меня связано много хорошего.

— Как проводите свободное время?

— К сожалению, его очень мало. С 9 утра до 9 вечера я нахожусь на работе. Основное мое хобби – это спорт и книги. Читаю художественную литературу – начиная от романов о любви и заканчивая «Илиадой» Гомера. Например, для меня были открытием произведения Януша ВИШНЕВСКОГО. Не думал, что мужчина так может писать о чувствах. Очередной раз захотел прочитать Библию и стихи Сергея ЕСЕНИНА. Пытаюсь открыть для себя новых авторов, либо возвращаюсь к классике.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.