Населению прямо и без обиняков сказали: а теперь — сами. С экрана ТВ.
29 сентября на 12-м телеканале состоялась очередная передача «Губернаторский час». Все было как обычно: глава региона, очаровательная ведущая, журналисты за стеклом, звонки зрителей в студию и вопросы по Интернету. Речь шла о положении дел в регионе и о перспективах.
Новым было другое. Говоря о развитии инвестиционного портфеля, источниках экономического развития и создании новых мощностей, глава области сказал прямо: «А если говорить конкретно о приоритетах — это развитие малого и среднего предпринимательства, и как бы, может быть, скептически на это ни смотрели многие эксперты нашей экономики, я скажу, что вариантов или альтернатив каких-то других в области нет». Как говорится, слушающий да услышит.
Иными словами, людям прямо и без обиняков сказали (а может быть, транслировали с самого высокого государственного верха): игры кончились, а теперь — сами. Что называется, смена парадигмы. «Или мы будем энергично и грамотно развивать этот сектор экономики, или можем серьезно затормозить наше движение. Мы хорошо знаем, что можно ждать от обрабатывающей промышленности на ближайшие три года, что можем ждать от АПК, а ресурс выполнения программы развития — он находится как раз в промежутке между этими двумя секторами экономики. И от этого зависит, или у нас будет 30% ВВП области производиться в этом секторе в ближайшие годы, начиная с 10-го, и мы будем там иметь 120-130 тыс. рабочих мест. Или мы не будем этого иметь, тогда мы ответить должны на вопрос: а как же быть?»
Что такое малое предпринимательство в принципе? Сервис? Туризм? Кустарное производство? Продукты питания? Есть ли у нас чем привлечь сюда гостей? Есть историческая аура, как во Франции? Или предпринимательская психология, как в Америке? Для малого и среднего бизнеса — либо традиция, либо место. Ни того ни другого у нас, где снежная равнина семь месяцев в году, нет. А людям прямо сказали: бизнес — это не право ваше теперь, а обязанность. Омичей, которые когда-то жили в крупном промышленном районе, ожидают непростые времена. Так, по крайне мере, понял главу области автор этой заметки.
Интересно в этом смысле посмотреть, а что, собственно, за вопросы задавали люди губернатору? Житель Черлака сообщил, что по «всем приметам зима будет холодной, а с завозом топлива и оплатой за газ не первый год большие проблемы. Плюс ко всему хозяйствующие организации, имея многомиллионные долги, претерпевают ежегодно очередное банкротство», и попросил сказать что-то обнадеживающее. Губернатор обнадежил. А вообще-то хотелось спросить: слушай, Черлак, а ты хоть прикидывал, как будешь жить, если денег в бюджете недостанет? Может быть, пора печками обзаводиться? Женщина из Седельникова попросила помочь определиться, что выбрать: лекарственное обеспечение или денежную компенсацию? Омич — участник долевого строительстваспросил, что делать: расторгать договор на квартиру в Ясной Поляне и требовать возврата денег или есть надежда? Сотрудник предприятия, занимающегося медицинским приборостроением, хотел узнать, как можно участвовать в госконтрактах и госзакупках бюджетных учреждений? Житель Любина поинтересовался, какого претендента на пост районного главы ему посоветуют. Как ни прискорбно, такие вопросы сын может папе задавать. Населению, которое готовят к самообеспечению, придется задумываться над другими вопросами.