Все рубрики
В Омске вторник, 18 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 84,3059    € 90,8443

Имя Николая ЖИВОТКЕВИЧА – на борту танкера

17 марта 2025 18:03
0
525

О легендарном начальнике Иртышского речного пароходства, при котором нефть из месторождений Западной Сибири стали перевозить водным транспортом. 

В недалекие годы Иртышское речное пароходство простиралась от границы Казахстана до Карского моря. Это была поистине империя, которой, к сожалению сегодня нет. 

В ноябре 1919 года в Омске после отступления воинских частей адмирала Колчака установилась советская власть. Большевикам досталось разрушенное Гражданской войной городское хозяйство, в том числе и речной флот. Большевики решили в короткие сроки восстановить флот. Для общего руководства речным флотом было создано временное управление во главе с большевиком Александром Николаевичем ДИАНОВЫМ. Это уже позже ДИАНОВА назовут первым начальником Иртышского речного пароходства. Однако должность начальника Иртышского речного пароходства останется на долгие годы. 

Должность начальника пароходства приравнивалась к рангу генерала. Во время написания данной статьи автор обратился к истории пароходства. Узнал, что должность начальника Иртышского речного пароходства в разные годы занимали тринадцать человек. Николай ЖИВОТКЕКВИЧ был по счету двенадцатым, а последним – ныне здравствующий Иван Иванович ЯНОВСКИЙ. Я также выяснил фамилии начальников Иртышского речного пароходства от первого А.Н. ДИАНОВА до последнего И.И. ЯНОВСКОГО. Привожу список начальников и годы их руководства пароходством: А.Н. Дианов (1920–1925), И.П. Иванов (1925–1931), Н.А. Долгирев (1931–1935), А.А. Петров (1935–1936), И.И. Петров (1936–1937), В.И. Шинкарев (1937–1939), Д.Я. Чумиков (1939–1943), К.Ф. Мясников (1943–1947), Е.В. Карамзин (1947–1953), А.И. Николаев (1953–1954), И.Д. Денисов (1954–1964), Н.И. Животкевич (1964–1983), И.И. Яновский (1983–2014). 

Мне посчастливилось встречаться и разговаривать с первым начальником Иртышского речного пароходства Александром Николаевичем ДИАНОВЫМ и с последним – Иваном Ивановичем ЯНОВСКИМ, а также с Николаем Иосифовичем ЖИВОТКЕВИЧЕМ. 

Николай ЖИВОТКЕВИЧ ввел в правило тожественное открытие навигации на Иртыше. Открытие навигации превращалось в праздник. На рейде с флагами расцвечивания на мачтах выстраивались теплоходы. На пирсе речного вокзала в торжественном строю стояли курсанты Омского речного училища, учащиеся ГПТУ №7 и ГПТУ №15 (речного флота). В торжестве принимали участие ветераны флота и берега, руководители предприятий и гости. После короткой речи ЖИВОТКЕВИЧ объявлял об открытии навигации. Эта добрая традиция продолжается и в наши дни. 

На рубеже XX–XXI веков в Иртышском речном пароходстве стали присваивать теплоходам имена известных речников, а также жителей Омска, что оставили свой заметный след в истории города.

21 мая 2003 года на пирсе Омского речного вокзала состоялась открытие 157-й навигации на Иртыше. По традиции митинг открыл начальник Иртышского речного пароходства Иван Иванович ЯНОВСКИЙ. Вместе с поздравлениями и пожеланиями отметил: 

«Сегодня в день открытия 157-й навигации для нас, речников и ветеранов пароходства, есть еще одна радостная новость: танкеру «Ленанефть–2012» присвоено имя бывшего начальника Иртышского речного пароходства Николая Иосифовича ЖИВОТКЕВИЧА, который 19 лет стоял у штурвала управления пароходства. Желаю экипажу теплохода с честью нести это высокое имя». 

С ответным словом на митинге выступил капитан танкера «Николай Животкевич» – Андрей Викторович АНДРЕЕВ. Он заверил руководство пароходство, ветеранов флота, что экипаж теплохода с честью выполнит все задачи, поставленные перед ним руководством пароходства. На митинге присутствовали родные Николая ЖИВОТКЕВИЧА: сын Игорь Николаевич ЖИВОТКЕВИЧ с супругой Татьяной и сыновьями Алексеем и Николаем. 

Игорь ЖИВОТКЕВИЧ отметил: 

«Когда мы получили приглашение приехать в Омск на торжественное присвоение теплоходу имени моего отца, то я, конечно, сильно разволновался. Я помню отца всегда как занятого работой человека. Он всегда был в форменной одежде речника. Приятно, что именем отца назван мощный танкер. Таким образом, отец вновь вернулся на свою любимую реку. Надеюсь, что между нашей семьей и экипажем теплохода установится тесная дружба. Ведь отныне мы одна семья».

Осенью 2008 года на теплоходе вновь побывал Игорь Николаевич ЖИВОТКЕВИЧ. Он выразил желание пройти на судне до мыса Каменного, который находится в Заполярье на западе Обской губы полуострова Ямал. 

Игорь Николаевич ЖИВОТКЕВИЧ, как и его отец, достиг многого в своей жизни. Он генеральный директор института испытаний и сертификации вооружения и военной техники, доктор технических наук, профессор Академии военных наук.

Первый штурман танкера Александр Геннадьевич САКОВ посвятил Николаю ЖИВОТКЕВИЧУ следующие строки: 

«Он все ранги прошел,
Изведал все речные дали, 
Чтобы имя его на борту написали…
»

Николай Иосифович ЖИВОТКЕВИЧ родился 9 мая в 1925 году в городе Богородск (ныне Нижегородская область). Окончил среднюю школу №1 в городе Горьком. В 1943 году призван в армию и направлен в пулеметно-минометное училище в городе Арзамас. В июне 1943 года переведен в ВДВ, где проходил всю последующую службу. 20 марта 1945 года при освобождении Венгрии от фашистов был тяжело ранен. После демобилизации по ранению (1946) поступил на подготовительные курсы Горьковского института водного транспорта. В 1951 году окончил с отличием институт и был направлен на работу в Волжское речное пароходство. За время работы прошел трудовой путь от диспетчера до заместителя начальника Волжского речного пароходства. В 1963 году Николай ЖИВОТКЕВИЧ назначен на должность начальника Иртышского речного пароходства (ИРП). Разведанные геологами в начале 1960-х годов уникальные запасы нефти и газа резко изменили экономическую ситуацию в Западной Сибири. Единственным транспортом по доставке народнохозяйственных грузов для освоения тюменского севера был речной транспорт. Впервые в истории Сибири нефтяную навигацию по перевозке нефти Иртышское речное пароходство открыло в 1964 году: 5 июня Омский нефтезавод принял первые 600 тонн сырой нефти из Шлимского месторождения, доставленные танкером ТН-652. 

Николай Иосифович ЖИВОТКЕВИЧ внес большой вклад в развитие транспортной инфраструктуры флота в Обь-Иртышском бассейне. С 1983 года по 1995 год работал заместителем директора НИИ экономики и эксплуатации водного транспорта в Москве. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 году – докторскую.

На снимке – группа речников награжденных за свой труд орденами и медалями Советского Союза. Среди них капитаны, механики судов, бригадиры, диспетчеры и другие работники флота. В центре – начальник Иртышского речного пароходства Н.И. Животкевич (высокий по росту). Далее, в первом ряду слева – Г.Е. Перчиков, А.В. Беликов. Справа – О.М. Стрельченя, капитан А.И. Павловский, секретарь парткома речников И.И. Лавров. Во втором ряду – Г.И. Громов, И.И. Яновский, И.О. Медведев, за ними выше – В.В. Авакумов, В.П. Таранов, Н.И. Ильин. Слева на галерке – бригадиры: В.М. Василюк, Н.Е. Мулин, В.В. Кимбин. Фамилии остальных пока выяснить не удалось. 

Вспоминаю, как в январе-феврале 1971 года перед нами курсантами Омского речного училища выступал Николай Иосифович ЖИВОТКЕВИЧ. Прежде всего нас поразил кругозор, владение обстановкой. Он приводил примеры и подкреплял их цифрами. В заключение подчеркнул: 

«Курсанты, вас ждут на флоте. В северной части нашего бассейна сохраняется острая нехватка командного состава. Сладкой жизни на флоте не ищите. Там ее не было и, наверно, никогда не будет». 

Вторая моя встреча с Николаем ЖИВОТКЕВИЧЕМ произошла, когда моя кандидатура рассматривалась на должность начальника отдела кадров Нижневартовского речного порта. Я был вызван к нему на собеседование.

Через год Николай Иосифович приехал в Нижневартовский речной порт по случаю разбора несчастного случая. После совещания провел беседу с каждым начальником отдела и участка. Мне он задал вопрос: 

«Объясните причину гибели двух людей в порту с точки зрения их приема на работу». 

Я объяснил трагедию нехваткой кадров, сослался на выводы комиссии по расследованию. Однако мой ответ ему не понравился. Он сказал: 

«Но на работу вы их принимали? Значит, несете за них ответственность. Вот в вашем порту также произошли технические аварии. Вышли из эксплуатации баржа и плавучий кран. Однако это железо, и его пока на Урале хватает. Суда отремонтируют и вернут в строй. А вот погибших людей уже не вернуть. За то, что погибли люди в порту, я как начальник пароходства также несу ответственность. За каждый несчастный случай со смертельным исходом, происшедший в пароходстве, я объясняюсь лично перед министром речного флота РСФСР». 

Сегодня, можно сказать, нет того Иртышского речного пароходства и нет должности начальника Иртышского речного пароходства. Грустно, но факт. Осталось имя на борту танкера как напоминание о талантливом начальнике Николае Иосифовиче ЖИВОТКЕВИЧЕ. Вспомнишь, и становится грустно. В настоящее время танкер «Николай Животкевич» приписан к Омскому судоремонтно-судостроительному заводу. В навигацию 2025 года теплоход будет работать в районе Заполярья, доставлять нефтегрузы в отдаленные населенные пункты. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ, также снимки взяты из музея Омского института водного транспорта



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.