30 октября градостроительный совет Омска обсудил эскизный проект реконструкции Торгового центра «Омский», который представлял архитектор Владимир ПАРОВЫШНИК. Заказчиком реконструкции, в ходе которой у здания должен появиться еще один этаж, выступает ООО Совместное предприятие «Торговый центр «Омский» (генеральный директор Валерий СТУДЕНИКИН).
Торговый центр «Омский» был построен в 1984 году. За этот объект его разработчикам, среди которых был и г-н ПАРОВЫШНИК, в 1986 году дали Государственную премию РСФСР. «Архитектура этого здания по сей день вызывает живой интерес, — рассказал он. — Но время требует усовершенствований. За это время изменились принципы торговли, формы общения и досуга. За 25 лет устарели инженерные коммуникации, а вентиляция, построенная в те времена, очень громоздкая. Отсутствует кондиционирование. Пришли в негодность зенитные фонари – произошла их разгерметизация. В зимнее время на крыше накапливается снег, который подмерзает и рвет кровлю».
Архитектор предложил в своем проекте поднять кровлю, образовав еще один торговый этаж. В результате в здании добавляется 9 тысяч кв. метров площади, появляется дополнительный эскалатор. «Сейчас московская компания разрабатывает реконцепцию организации торговли, чтобы там была не только торговля, а обслуживающая функция, развлечения, фаст-фуд, варьете и прочая, и прочая», — добавил Владимир ПАРОВЫШНИК.
— Сразу вопрос – сегодня там негде припарковаться, — указал мэр Виктор ШРЕЙДЕР.
По словам архитектора, площадь всего прилегающего участка Торгового центра составляет 37 610 кв. метров, где можно будет сделать автостоянку. По расчетам автора проекта, на этом участке можно разместить 800 машиномест, три этажа паркинга опустив под землю, а сверху сделав еще восемь этажей. Однако по нормам Торговому центру все равно нужно две тысячи парковочных мест. Докладчик напомнил, что со временем сюда подойдет метро и покупатели в основном будут пользоваться общественным транспортом. Кроме того, говоря о проблеме парковок, надо рассматривать не один Торговый центр, но еще комплексы «Флагман» и «Герцен-плаза», которые также не обеспечены стояночными местами. А «Флагман», кстати, по словам заказчиков, на две трети пользуется парковкой Торгового центра.
— Если говорить об очередности, сначала будет решение проблемы парковки, а потом – надстройка, — стоял на своем мэр. – Это условие будет абсолютно гарантировано, другого решения не будет.
В ходе обсуждения проекта мнения архитекторов разделились – одни посчитали, что надстройка этажа возможна, другие выступили категорически против. «Я считаю, что здание не устарело, а на сегодня это одно из самых современных зданий по организации как торговли, так и внутреннего пространства, — взял слово архитектор Андрей ГЕТТЕ. — Оно не типовое, именно для Омска спроектировано. Я бы его объявил памятником в нашем профессиональном цехе, в лучшем случае здесь надо просто скрупулезно реставрировать что-то обветшавшее. Здание очень хорошее и не надо его надстраивать. Поэтому я категорически против, и ни к чему нагружать его дополнительными функциями. Это открыточный вариант Омска, он всегда публиковался и им гордились, а у нас исчезает целый слой архитектуры. Музыкальный театр уже накрыли этой мембраной оранжевого цвета. На Речном вокзале появилось синее стекло, что-то переделали и в общем-то испортили здание».
— Все-таки проект необходимо посмотреть на Союзе архитекторов, это значимый объект со всех точек зрения, и здесь нельзя ошибиться, — завершил обсуждение Виктор ШРЕЙДЕР. — Потом мы снова к нему вернемся, и чем больше пообсуждаем, тем меньше ошибок допустим.
Исполняющая обязанности генерального директора ООО Совместное предприятие «Торговый центр «Омский» Ирина ЛОМАКИНА после градсовета рассказала журналистам, что реконцепция объекта пока находится в стадии проработки. Ею занимается московская фирма, которая выполняла аналогичные работы на объектах в центральной части Москвы.
— Они уже дважды приезжали в Омск, но работа еще не закончена, поэтому я не могу говорить о результатах, — продолжает она. — Здесь прежде всего стоит задача по совершенствованию технического решения. Эта часть работы уже делается. На сегодня мы провели экспертизу промышленной безопасности здания. А прежде чем делать реконструкцию, мы должны подготовить техническое перевооружение. Своих средств уже вложено немало, например в газовую котельную. Сейчас идет реконструкция подстанции, затем нужно будет менять эскалатор, ориентировочно это произойдет в первом квартале 2010 года.
По словам Ирины ЛОМАКИНОЙ, общий размер инвестиций в реконструкцию – вопрос еще обсуждаемый и не окончательный. Для этого предполагается использование и собственных средств, и привлеченных. Окончательных сроков проведения всех работ заказчики также пока не ставили. Но полного закрытия Торгового центра в ходе будущей реконструкции пока не планируется, так как будет возможно закрытие по блокам. «Что касается вопроса по парковкам, с «Флагманом» много раз обсуждался вопрос совместного строительства общего паркинга, но к окончательному варианту мы пока не пришли», — добавила Ирина ЛОМАКИНА.