Уход за лесом, санитарная рубка, тушение лесных пожаров и другие лесохозяйственные мероприятия — все эти функции с 2007 года выполняет бюджетное учреждение «Омсклес. На правах его филиалов на территории области работают 25 лесхозов и авиационная база охраны лесов. В прошлом году областное учреждение, созданное для лесохозяйственной деятельности, стало активно осваивать и розничный рынок пиломатериалов. На сегодняшний день Омсклесом открыто уже девять лесоторговых баз, и их количество планируется увеличивать. Об омском опыте рачительного использования лесного фонда обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал директор бюджетного учреждения «Омсклес» Вячеслав ДЕВЯТЕРИКОВ.
— Вячеслав Владимирович, если в деньгах, то каков объем выполняемых ежегодно лесохозяйственных работ?
— В 2008 году наша доходная база составила 420 млн рублей. Это и есть объем выполненных мероприятий, если в деньгах. Сюда входят и затраты на уход за лесными культурами, и на посадки лесных культур на территории 1 100 гектаров, и на рубки ухода в объеме 650 тысяч кубометров. В результате рубок ухода и санитарных рубок мы получаем древесину. Этой древесиной государство с нами рассчитывается за выполнение лесотехнических работ. Мы ее перерабатываем, реализуем, а вырученные деньги опять вкладываем в лесохозяйственную деятельность.
— Какие объемы запланированы в этом году?
— Запланирована доходная база в 450 млн рублей. Но мы понимаем, что такого результата в связи с кризисом нам добиться будет сложно, поэтому, скорей всего, 2009 год мы завершим на уровне прошлого года.
— Омсклес тоже ощутил влияние кризиса?
— Если говорить о лесотехнических мероприятиях, то их объем не снизился, конечно. Все рубки ухода в этом году будут произведены в необходимом объеме. Мы ежегодно заготавливаем в ходе всех мероприятий по уходу за лесом порядка одного миллиона кубометров. Кризис отразился на реализации заготовленной древесины. В прошлом году, могу признаться, покупатели сами к нам шли, а теперь мы идем к покупателям через нашу систему лесоторговых баз.
— Ваши лесоторговые базы отметили недавно, насколько я слышал, на всесибирском совещании, которое проходило в Красноярске. Это опыт исключительно омский?
— Исключительно. Сегодня ни один регион в Сибири не имеет такой эффективной системы реализации лесных ресурсов. Все регионы работают через посредников. А мы убрали эту ненужную прослойку, открыв в 2007 году две первые лесоторговые базы, в Полтавском в Нововаршавском районах. Опыт показал, что решение было верным. На сегодняшний день в области уже работают десять лесоторговых баз – одна в Омске и девять в районных центрах. И на будущий год мы намерены открыть свои лесоторговые базы в оставшихся районах на юге и в центральной части области, чтобы дать возможность всем селянам приобретать качественный пиломатериал по низким ценам. Поскольку мы реализуем нашу продукцию населению напрямую, то наценка получается ровно такой, во сколько нам самим обходится транспортировка этой продукции из северных районов.
— А если сравнить ваши цены со средними ценами на пиломатериал на омском рынке?
— Для примера скажу: у нас необрезная доска «пятидесятка» — 2 800 рублей за кубометр, а средняя цена такой же доски на рынке — 3 400 рублей. Весь обрезной пиломатериал у нас идет по 4 500 рублей, а средняя рыночная цена, насколько я знаю, в районе 6 000 рублей. Если человек покупает, например, 10-15 кубов, то разница для него будет весьма ощутимой. А если ему нужно покупать материал на весь дом? Качество и цена — вот главные на сегодняшний день показатели нашей работы. Мы сегодня продаем срубы для дома площадью 100 кв. метров по цене 120 000 рублей. Где такие цены есть еще? Нет таких цен больше нигде! Мы уже сейчас выходим со своей продукцией за пределы региона и даже за пределы страны. За нашим пиломатериалом приезжают из Новосибирской области, из Тюменской области, из Казахстана. На следующем этапе планируем открыть наши торговые дома в Барабинске и Татарске. Я был не так давно в Казахстане, вел переговоры в Павлодарской области по поводу открытия торгового дома. Потребность в пиломатериалах у наших соседей — огромная.
— Ассортимент устраивает покупателей?
— У нас сегодня есть практически все, что может потребоваться застройщикам. Любой пиломатериал, любые срубы. Если даже нет сруба такого размера в наличии, то мы его изготавливаем под заказ и привозим заказчику в течение недели. Мы же не можем влиять на покупателей административным ресурсом. Мы работаем в таких же рыночных условиях, как и другие поставщики. И боремся за каждую копейку. Если бы покупателей что-то не устраивало, они бы не приносили свои деньги нам. А мы сейчас, не побоюсь в этом признаться, самый крупный в регионе производитель и поставщик строительных материалов из древесины.
— Недавно опять заговорили о строительстве деревянных домов в пригородных коттеджных поселках. Это направление вы тоже отслеживаете?
— Сегодня максимальный спрос, по большому счету, приходится не на коттеджи, а на нормальные дома, где жилая площадь порядка 100 кв. метров. Такие дома принято называть эконом-классом, но лично мне это определение не очень нравится. Согласитесь, дом в 100 квадратных метров, на земле, — это очень хорошее жилье, которое гораздо лучше, чем квартира такой же площади. Вот для таких покупателей, кто предпочитает не эксклюзив, а нормальный дом – мы и работаем. Этим покупателям мы предлагаем продукцию недорогую и качественную. Есть, конечно, спрос и на элитное жилье, но таких заказчиков у нас мало.
— В торговлю и переработку, насколько я понимаю, тоже необходимо вкладывать определенные средства...
— А мы их вкладываем. Примерно половину наших доходов мы направляем сейчас на лесохозяйственную деятельность, а вторую половину — в модернизацию производственной базы и в расширение торговой деятельности. Последнее время мы очень серьезно модернизировали и лесозаготовительное оборудование, и лесопильное оборудование. Работаем с одной из ведущих мировых компаний, занимающихся производством бензомоторного инструмента. Я считаю, что хорошая техника – это не только эффективность производства, но и охрана труда. А когда реорганизуемся в автономное учреждение, то сможем привлекать на развитие и кредитные ресурсы. Если все просчитать, то кредит в 100 миллионов рублей мы вполне сможем отработать в течение года.
— Заготовка древесины, насколько я понимаю, носит сезонный характер? Или летом работы все же ведутся?
— Все зависит от конкретной деляны. Усть-Ишим, Тевриз, Знаменское, Тара, Седельниково — это преимущественно зимняя заготовка. Там работа начинается в конце октября. Скоро встанет Иртыш, и мы сразу начнем вывозить лес. Но когда заведомо знаем, что участок на сухом месте, то оставляем его на лето, чтобы цикл заготовки был более равномерный.
— Сегодняшнего объема лесотехнических мероприятий хватает для воспроизводства омского леса?
— Практически хватает. Здесь же еще есть такой вопрос, как востребованность. Ежегодно Омская область имеет возможность заготавливать 7 млн кубометров леса, а по факту общая заготовка составляет 1,8 млн кубометров. Почему? Потому что остальная древесина пока не востребована. Мы же не можем рубить лес и просто складывать его штабелем. Да и платить нужно людям за работу. Сегодня себестоимость только заготовки — 250 рублей за кубометр. Вывезти с площадки — еще 150 рублей за кубометр. Практически любые лесотехнические мероприятия — они очень не дешевы.
— Что делать?
— Нужно увеличивать востребованность. И мы в этом направлении тоже работаем. Наша мечта перевести все котельные в районах Омской области на дрова. Зачем платить зарплату чужим шахтерам? Пусть лучше получают зарплату омские лесорубы. У нас в области достаточно некачественной древесины, которую не только можно, но и нужно использовать в качестве топлива.
— Омсклес сможет обеспечить дровами все котельные области?
— Да, сможет. Ежегодно Омская область имеет возможность получать 3,5 млн кубометров неделовой древесины, которую лучше всего пилить на дрова. Но пока у нас даже близко нет такого количества покупателей на такую продукцию. Мы, конечно, активно работаем в этом направлении с администрациями районов. Готовы даже участвовать деньгами в модернизации районных котельных, чтобы стимулировать, так сказать, будущих потребителей нашей продукции.
— О какой именно сумме стимулирования может идти речь?
— В ближайшие три года мы смогли бы проинвестировать работы по замене котельного оборудования в объеме 100 млн рублей. На эти деньги, по нашим подсчетам, можно переоборудовать примерно сто средних котельных. Свои котельные мы давно уже все перевели на сжигание дров. Есть первые положительные опыты и с котельными в некоторых районах. Они уже работают на дровах и эффективность налицо. Дров уходит меньше, чем угля даже в объеме сжигания, не говоря уж о более низкой их стоимости. Плюс ко всему, лес — это возобновляемый ресурс. В отличие от того же угля.