Нынешний год для предпринимателей в очередной раз оказался непростым: огромное количество нововведений сулит перемены и в ежедневной деятельности, и в самом глобальном смысле. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Евгения ВАЙС уточнила, с чем придется иметь дело бизнесу, у Ольги ЦОЙ, директора одного из ведущих омских предприятий по оказанию бухгалтерских и консалтинговых услуг ООО «Главбух».
– Ольга Юрьевна, в Налоговый кодекс были внесены принципиальные изменения, которые вступят в силу с нового года. Расскажите, пожалуйста, о ключевых из них, на ваш взгляд.
– Во-первых, установлена прогрессивная шкала НДФЛ. Во-вторых, введена налоговая амнистия при дроблении бизнеса. В-третьих, увеличена стандартная ставка по налогу на прибыль. Но самое главное, на мой взгляд, что плательщики УСН – и организации, и ИП – будут платить НДС помимо всего прочего. Тем не менее для предприятий на УСН есть и положительные новшества: будут в разы увеличены лимиты по доходам, отменены повышающие ставки, пересмотрены показатели численности сотрудников и остаточной стоимости основных средств в сторону увеличения.
– Но ведь при этом теперь упрощенцы платят НДС.
– Согласна, это все меркнет перед отменой, по сути, основного преимущества УСН. В зависимости от выручки это 5 или 7% от оборота. Также предприятие может выбрать порядок, аналогичный ставкам на ОСН, 10 или 20%. Прежний порядок сохраняют только «малыши» с выручкой до 60 млн рублей – не без вопросов, опять же. От законодателей мы не услышали для себя очень важного: как в условиях многих неясностей правильно определить налоговую стратегию предприятия и провести огромную подготовительную работу. Ведь необходимо пересмотреть договоры, обучить персонал в том числе по изменениям, которых еще нет, согласовать налог с поставщиками, объяснить им, как они будут работать по НДС, при необходимости подыскать новых поставщиков и прочее, прочее – вопросов просто уйма. Тем более что ошибку в выборе применяемого закона нельзя исправить 36 месяцев – три года! Таким образом, у всех налогоплательщиков УСН с 2025 года возникают новые обязанности в связи с необходимостью начислять НДС.
– Какие?
– Необходимо вести налоговый регистр по НДС для корректного расчета налога, книги покупок и продаж. Обязательно заполнять и представлять декларации по НДС в налоговую инспекцию. И непосредственно своевременно уплачивать НДС в бюджет. Это производится посредством механизма единого налогового платежа без представления уведомлений об исчисленных суммах налога. Отмечу, что у нас до сих пор нет окончательного урегулирования работы с ЕНП, хотя прошло уже три года с введения такой формы оплаты. Причем мучаются не только бухгалтеры, но и сами специалисты районных ФНС. Программа дорабатывается, но прозрачной ее назвать может только тот, кто с ней не работает. Очень боюсь, что изменения по УСН приведут нас к аналогичному длительному стрессу.
– Что скажете об объявленной амнистии по незаконному дроблению бизнеса?
– Это еще одна головная боль. Но здесь тема проработана гораздо серьезней: дано определение незаконного дробления, определены правила, сроки, полномочия налоговой. Государство готово простить налоги, пени и штрафы, связанные с дроблением бизнеса, только если в 2025–2026 годах оказаться от этой «серой» схемы. Также налоговая обязуется не направлять материалы проверки при крупном размере недоимки в Следственный комитет.
– Перестроиться предпринимателям будет непросто?
– Сама по себе процедура реорганизации предприятия при отказе от дробления бизнеса сложная и длительная, к тому же она подразумевает обязательную выездную налоговую проверку. А смена системы налогообложения всегда трудоемкий и финансово убыточный процесс. Снизить потери может только тщательная и грамотная подготовка. Времени для подобной аналитической работы, к сожалению, осталось очень мало.
Фото © из личного архива О.Ю. ЦОЙ