Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

Ольга ЦОЙ: «Мы вынуждены постоянно работать в глухой обороне»

23 мая 2019 12:22
1
2526

Праздничное интервью к круглой дате. 

В конце мая свой 20-летний юбилей отмечает ООО «Главбух», одна из ведущих компаний по оказанию бухгалтерских и консалтинговых услуг. Его бессменный директор Ольга ЦОЙ подвела итоги своей деятельности и заодно обсудила положение современных бизнесменов с обозревателем «КВ» Анастасией ПАВЛОВОЙ.

– Ольга Юрьевна, два десятилетия на этом сложном рынке – серьезный срок. Помните, как начинали?

– В этот бизнес я пришла случайно – как и многие бухгалтеры консультировала товарищей, немного подрабатывала на стороне, официально трудясь на одном из предприятий. Защищая интересы одного из клиентов, я отправилась в налоговую, где мне задали вопрос: «А вы, собственно, кто такая?» Я осознала, что это нечестно по отношению к заказчику – словно украдкой, через щелочку давать ему анонимные советы, лично оставаясь недосягаемой. В таких случаях ты не несешь должной ответственности. С тех пор я решила «выйти из тени», зарегистрировала предприятие, создав, по сути, первую омскую частную контору в этой сфере. Однако я до сих пор не считаю себя предпринимателем. Я скорее производственник, умеющий выстраивать рабочие процессы. Благодаря нашему государству, его фискальной системе в частности, в которой правила меняются так часто, что за ними едва получается поспеть, мы обеспечены работой выше головы. Например, отчетность сдается в ФНС в электронном виде, но сбой программы в первом квартале этого года катком прошелся по предпринимателям всей страны, включая наших клиентов. Прошло несколько месяцев, но налоговая то не видит каких-то отчетов, то оплат, в результате – дополнительные требования, закрытие счетов и недели разборок. Обещают, что все разрулят только к концу года. К сожалению, предпринимателям регулярно приходится заниматься подобной бесполезной и унизительной работой. Конечно, это провоцирует моральную усталость.

– За счет чего противостоите нынешним печальным трендам?

– За счет собственной организованности. У нас, например, есть служба внутреннего контроля. Мы очень скрупулезны и точны, полностью отвечая за все свои действия. Наши сотрудники универсальны, постоянно учатся. В большом профессиональном коллективе всегда проще найти решение каких-либо проблем и задач. Внедряем разработки, опираясь на актуальную судебную практику, на учебе разбираем сложные вопросы — это позволяет иногда предупредить проблемы. Но наш коллектив (40 человек) растет только профессионально, а численность не увеличилась за последние десять лет. База клиентов выросла существенно, а стоимость работ постоянно снижается. Мы можем расти только с ростом клиентов, а у них объемы бизнеса в лучшем случае стабильны.

– А какова география?

– Новосибирск, Тобольск, Питер, Москва, Ханты-Мансийск и другие. Как правило, это бывшие омичи, поменявшие регион. Поэтому мы можем сравнивать практические подходы к налогоплательщикам в Омске и других городах. Дозвониться при необходимости и в Омске-то сложно, а уж в Москве или Питере подавно. Но зато там, когда дозвонились, вопрос решается быстро и однозначно. У нас же в порядке вещей, когда тебя «пинают» от одного работника к другому с нулевым результатом. К этому нужно добавить частые требования налоговых дать пояснения, блокировки счетов из-за сбоя их же программ, вызов на комиссии, самые высокие ставки налогов – например, на УСН, и привлекательность Омска для бизнеса снижается.

– Какие услуги сейчас востребованы?

– Уходят некоторые, например услуга кредитного брокера, но появляются новые. У нас работает единственный в области негосударственный судебный эксперт, член СУДЭКСА. Мы сотрудничаем с несколькими арбитражными управляющими, курируем около 40 банкротных дел – к сожалению, это одна из популярнейших услуг, уступающая лишь ведению учета, – выполняем как бухгалтерское сопровождение, так и полное юридическое сопровождение процедур. В два раза выросло подразделение юристов по налоговым спорам и прочее. Корпоративными, хозяйственными спорами тоже занимаемся. Мы полностью готовы к любым работам от рождения бизнеса до его окончания.

– Вы упомянули, что сильно зависите от программного обеспечения...

– Да. Утверждается, что технологии призваны сделать нашу жизнь проще, но так, к сожалению, происходит не всегда. Взять продукт монополиста 1С – очень тяжелые программы в части того, что постоянные изменения законодательства ведут к постоянным доработкам программ, и далеко не всегда мы при обновлениях получаем полностью готовый продукт, да еще и своевременно. В электронный формат перешли и отношения с ФНС. Это не только сдача отчетности. Запросы и требования тоже часто формирует программа. Приходится созваниваться, уточнять все у ревизоров устно. Процесс затягивается, а сроки никто не пересматривает, да и устное разъяснение в случае конфликта не докажешь. Но, не дай бог, где-то ошибешься – сразу штраф. Для малого бизнеса любые суммы штрафов критичны. Не дают уверенности в завтрашнем дне и постоянно растущие требования к бизнесу – онлайн-кассы, стоимость госуслуг, административные штрафы, доступность к кредитам, проблемы с расчетным счетом и т. д. Проблемы все дороже, и их все больше. А собственник малого бизнеса просто не может быть и юристом, и финансистом, и организатором того уровня, который с него требуют все, кто вроде как заинтересован в развитии малого и среднего бизнеса.

– С какими еще проблемами приходится сталкиваться?

– Банки, таможня и прочие в первую очередь нацелены на то, чтобы в случае проверки оказать свое рвение – запросили, отказали, оштрафовали, доначислили и т. д. Мы вынуждены постоянно работать в глухой обороне. Предприниматели избыточно ответственны за все, при этом ужесточение ответственности не сопровождается устранением проблем вроде недоработок законов. Например, при работе филиала в Белоруссии необходим аудит распределения затрат, а у аудиторов в РФ не предусмотрена такая проверка. Вот и крутимся. Очень выматывает позиция, в которую нас ставят, – мы вынуждены все время оправдываться. Порой меня поражает цинизм налоговых и прочих комиссий – например, о том, что на предприятии зарплата «ниже среднего». У нас и область «ниже среднего»... Или устраивают настоящий террор по поводу контрагентов, требуя уточненку, пересчитать налог на увеличение, грозя наказанием. По какому праву инспектор оценивает, хороший это поставщик или нет? Он имеет право самостоятельно оценивать контрагентов? Позиция ревизоров здесь проста: заставить самостоятельно предприятие увеличить налог, т.к. назначать проверку или писать решение об отказе нет оснований. Многие столкнулись с проблемой незаконной подачи сотрудниками ФНС уточненок – причем по всей стране. Это ли не пример безнаказанности и вседозволенности? Ни прокуратура, ни руководители ФНС на это не обращают внимание. А у малого бизнеса нет ресурсов себя защитить.

– А кадровый вопрос?

– Разумеется, он есть. Коллектив у нас женский. Сотрудницы берут декретные отпуска, а на замену я не могу найти специалистов. Но проблема кадров это проблема не только «Главбуха», а всего города. Жалуются абсолютно все клиенты. И еще одна проблема... В те годы, 90-е, в бизнес приходили либо от безысходности, либо для самореализации. Сейчас эти люди, которые создали свое дело сами, с нуля, уходят. Им часто некому передать свой бизнес. Идет закрытие предприятия, иногда продажа. Часто просто беда, если приходят наследники, которые в принципе не хотят заниматься этой деятельностью. Тогда — недружественный выход участника и гибель предприятия.

– Вы не отказываетесь от сложных и проблематичных клиентов?

– Отказываюсь, но редко. В этом плане я рассуждаю как адвокат – если я вижу варианты защиты, мы помогаем, личные симпатии здесь ни при чем. При работе с клиентом важно взаимное доверие и готовность клиента к борьбе на всех этапах. А сложные вопросы для нас это еще и профессиональная гордость, и азарт.

– Но ведь вас могут и подставить.

– Мы 20 лет работаем. Уже давно всему научились на собственном опыте. Чтобы нас подставить, нужно, чтобы в процессе работы мы пошли на какие-то незаконные действия, проявили халатность в документальном оформлении, нарушили договорные условия и т. д. Эти риски снимаются при четком формулировании договора и соблюдении его обеими сторонами. Хотя пару месяцев назад был случай – одно из предприятий Марьяновского района заключило с нами договор ведения учета. Дало нам двухдневный доступ на просмотр (только просмотр) их базы. А затем подали на нас заявление в ОБЭП, мол, мы внесли изменения в их данные и они не могут отчитаться по поводу субсидий на овцеводство. Я давала показания. Хотя, если вдуматься (не считая того, что у нас, естественно, было зафиксировано, что мы не имели полномочий вносить какие-либо правки), у нас даже не могло быть мотива совершать преступление – какая нам выгода от того, что кто-то не сможет отчитаться за трату государственных денег?!

– Напоследок подскажите, пожалуйста, как отличить хорошего бухгалтера от плохого? Есть практический совет для наших читателей?

– Никак. Только после сдачи годового баланса, не раньше. Но тогда уже может быть поздно. Красиво заболтать умными терминами и ссылками на статьи могут многие. Что часто и происходит – нас нередко просят «переделать» чужие труды. Конечно, лучше сразу обращаться к профессионалам, закрепившимся на рынке, – это сэкономит и силы, и средства. Мы рекомендуем перед сдачей первой серьезной отчетности нанять специалиста или организацию, которой вы доверяете, и проверить качество работы нового сотрудника за какой-то период. Мы такую проверку называем предналоговой. Иначе некомпетентность специалиста проявится в конфликтах с контрагентами, доначислениями налогов и прочим. Руководитель всегда должен контролировать все процессы на предприятии. Я хочу отметить, что у бухгалтеров малого бизнеса очень сложная и ответственная работа – они должны быть специалистами по всем статьям учета. Они самостоятельно, часто без поддержки юристов, работают по всем претензиям, в том числе ФНС. Часто нет времени и возможности получить консультацию по вопросам, вызвавшим затруднения. Их, конечно, нужно проверять... Но стоит также бухгалтеров поддерживать, помогать им.

Комментарии
Артем 11 августа 2019 в 10:08:
"...например, о том, что на предприятии зарплата «ниже среднего». У нас и область «ниже среднего»" — отличные слова!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.