В конце декабря исполнилось 100 дней с момента утверждения Олега ЗАЙЦЕВА директором филиала «Омский» Свердловского губерничного банка. Обозреватель «КВ» Екатерина СЕРВАХ встретилась с ним, чтобы побеседовать о его недавнем прошлом, а также сегодняшнем и завтрашнем дне возглавляемого им филиала.
— Ваша карьера в Бишкеке складывалась весьма успешно. Почему вы все же решили уехать оттуда?
— После развала СССР экономическая ситуация в Киргизии стала ухудшаться, уровень жизни начал падать. Полный регресс, одним словом. И мы с женой приняли решение переехать в Россию.
— Почему вы выбрали именно Омск?
— Годом раньше сюда переехал мой друг, с которым мы учились в школе и институте и который тоже был близок к банковской сфере. Он уехал сюда, поскольку его родители родом из пос. Таврического. И меня сагитировал, помог получить гражданство.
— Легко ли вам было освоиться на новом месте? Велика ли разница между деятельностью банков в России и Киргизии?
— В том, что касается законодательства, Национальный банк Киргизии (по крайней мере, когда я там работал) все делал «по образу и подобию» Банка России. АКБ «Максат», в котором я работал, был достаточно высокотехнологичным, успешно проходил международный аудит.
— А стиль взаимоотношений с клиентами – чувствуется ли разница национальных менталитетов?
— Именно в банковских взаимоотношениях я этого особо не почувствовал. Когда речь идет о деньгах, менталитет все же уходит на второй план. Как говорится, ничего личного – только бизнес. Во всяком случае я не ощутил никаких проблем с поиском общего языка, когда начал здесь работать с корпоративным бизнесом, используя те же приемы и инструменты, что и в Бишкеке.
— Как получилось, что вы начали работу в Омске с рядовой должности?
— Мне сказали, что тот опыт, который я получил в другой республике, необходимо здесь подтвердить, поэтому предложили должность старшего специалиста по работе с корпоративными клиентами. Через 2 года меня пригласили уже на руководящую должность в структуре банка УРАЛСИБ, где открывалось факторинговое направление. В конце 2006 года на рынок с этим же продуктом вышел НБ ТРАСТ, и мне предложили возглавить региональное представительство ЗАО «МФК «ТРАСТ» в Омске. Факторинг — очень специфичное направление, и круг специалистов, которые компетентны в этом деле, достаточно узок. Но, к сожалению, в марте 2009 года банк полностью свернул работу в этом направлении.
— Почему было принято такое решение?
— В связи с кризисом. Сам по себе факторинг – высокорисковый вид деятельности, поскольку это – беззалоговое финансирование под уступку права денежного требования. С наступлением кризиса уровень риска повысился, стали возникать сбои со стороны дебиторов: неплатежи, просрочки, а это, естественно, невыгодно банку.
— Но до начала кризиса данное направление пользовалось спросом в Омске?
— Конечно. Желающих было достаточно. В основном торговые компании – оптовики, которые поставляли товары в розничные точки с отсрочкой платежа на 30-60 дней. Для розничных точек это было выгодно: за такой срок можно реализовать товар и рассчитаться. А право требования по этой поставке уступалось факторинговой компании.
— Остальные банки тоже свернули это направление или кто-то еще занимается факторингом?
— Это направление как таковое сейчас замерло. Те игроки, которые его развивали, продолжают работать с проверенными клиентами, у которых все в порядке с финансовой дисциплиной. А новых клиентов не привлекают.
— И вам пришлось уйти из этого узкого направления в банк широкого профиля. Но почему именно Свердловский Губернский?
— Банк мне понравился сам по себе. Кроме того, летом было много предложений со стороны работодателей на замещение вакантных должностей руководителей, но вакансия директора филиала была единственной. Мне было интересно и важно для самореализации попробовать – смогу ли я преодолеть все барьеры и пройти на эту должность, получить согласование ЦБ РФ.
— В вашей нынешней должности помогает опыт, который вы получили, занимаясь факторингом? В этом банке ведь такого направления вроде бы нет?
— В продуктовой линейке банка факторинг есть — технологически банк к этому готов. Но де-факто в Омске у нас сейчас нет ни одного клиента.
— Потому что заниматься этим пока рановато?
— Я думаю, что ситуация на рынке еще достаточно сложная. Заниматься можно, но только очень осторожно, внимательно подходя к клиентам. И насколько готовы к этому сами клиенты? Потому что наибольшее распространение получил факторинг с регрессом, предполагающий, что, в случае если дебитор не заплатил в срок, клиент сам исполняет его обязательства перед банком. Готов ли клиент идти на этот шаг?
— А на других условиях банки работать пока не готовы?
— По факторингу без регресса надо тщательно анализировать каждого из дебиторов. Опять же, насколько клиент готов из числа своих партнеров подобрать адекватных контрагентов, которые удовлетворяют всем требованиям банка и способны исполнять обязательства в срок? Для факторинга это важно.
— В каком состоянии находится сейчас процесс объединения Свердловского Губернского и СКБ-банка?
— Пока каждый продолжает работать под своим брэндом. Стратегическое решение об объединении банков остается в силе, это лишь вопрос времени. Мы уже сейчас работаем по одним стандартам – СКБ-банка. По продуктам у нас линейки очень похожи. Когда я пришел на эту должность, был обозначен срок – год-полтора. За это время будет решен вопрос об объединении.
— И вас это не отпугнуло? На что вы можете рассчитывать после объединения?
— Я задал этот вопрос работодателю, когда мне уже сделали предложение занять должность. Мне ответили, что необходимо проявить себя, и тогда у банка всегда найдется для меня подходящее предложение. После слияния у нас будет более 170 точек продаж по РФ, и при этом идет широкая ротация из одного региона в другой – и руководителей, и бухгалтеров, и менеджеров. От этого опыт каждого сотрудника только возрастает.
Например, руководитель нашего допофиса на ул. Масленникова Наталия САФРОНОВА раньше возглавляла один из допофисов в Екатеринбурге, потом работала заместителем директора омского филиала СКБ-банка, а когда появилась вакансия в нашем филиале, ее перевели на эту должность.
— Как вам понравился Омск? Довольны ли вы, что приехали именно сюда?
— Город понравился очень, а особенно люди — широтой своей русской души. Это гораздо проще ощутить, чем передать словами, но вы, наверное, понимаете, о чем я говорю. В первое время после приезда у меня было такое ощущение, что здесь до сих пор Советский Союз.
— В каком смысле?
— Жизнь спокойная и размеренная, как тогда была.
— Видимо, это был достаточно резкий контраст с тем, от чего вы уехали?
— Да, конечно.
— Есть ли у вас какое-то любимое дело помимо работы – хобби, увлечение?
— Наверное, я отношусь скорее к тем, для кого банк – это и жизнь, и профессия, и хобби тоже. Но одно увлечение все-таки есть — горные лыжи.
— Остается ли время на общение с семьей?
— Да, мы всей семьей очень любим ездить в Чернолучье. Сосновый бор – это хорошее место, где можно достойно провести время и отдохнуть.
— Тем не менее вы готовы уехать в другой город, если после объединения банков вам это предложат?
— Меня всегда влекло что-то новое, поэтому я скорее всего соглашусь. Мне просто нравится сам по себе этот банк — его амбициозность, деловая хватка.
— Вы сейчас имеете в виду Свердловский Губернский или СКБ?
— Я имею в виду СКБ, потому что он является лидером нашего банковского альянса — мы работаем по его стандартам.
— Только что закончился 2009 год. Как вы оцениваете его итоги? Улучшилась ситуация на банковском рынке или ухудшилась?
— Если брать начало года и его конец, то произошло значительное оживление рынка. Среди людей, которые сейчас подают заявки на получение кредита, довольно высок процент тех, кто реально готов нести эти обязательства. У них есть сравнительно надежный источник доходов, который позволяет им совершать этот шаг.
— А если говорить о юридических лицах? Эксперты пугают, что пик неплатежей придется на I квартал 2010 года.
— Прогнозы делать всегда очень сложно… Кризис – это с одной стороны проблемы, а с другой – новые возможности для развития, новый толчок. На мой взгляд, здесь ситуация следующая: в конце 2008-го и в 2009 году кто-то ушел с рынка, а кто-то нашел эти новые возможности и сейчас укрепляет свои позиции. Думаю, в 2010 году эта тенденция продолжится.
— То есть вы в будущее смотрите с оптимизмом…
— Только так — по-другому нельзя.