С 1 ноября 2009 года прекратил действие агентский договор на организацию продаж тепла, заключенный ОАО «ТГК-11» с ОАО «Омская энергосбытовая компания», и уже больше двух месяцев тепловой бизнес генерация ведет самостоятельно, для чего в Омском филиале компании и было создано отдельное структурное подразделение — Теплоэнергосбыт. О задачах, которые стоят сегодня перед новым подразделением генерирующей компании, обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал директор СП «Теплоэнергосбыт» Олег ХИЛЬКО.
— Олег Михайлович, как отработал Теплоэнергосбыт первые два месяца?
— Первые месяцы мы прошли, на мой взгляд, довольно успешно. Многое успели сделать даже за этот небольшой период в плане качества и доступности наших услуг для потребителя. 16 декабря открыли новый современный офис по работе с населением Октябрьского округа по адресу: Богдана Хмельницкого, 232а. А уже в этом году, 15 января, в новом помещении на Пушкина, 67 открылся отдел по работе с потребителями Центрального округа. Совместно с Омскэнергосбытом будем продолжать эту работу и дальше. Потребителям удобнее, когда отделы продаж ТГК-11 и сбытовой компании располагаются территориально на одной площадке. Проблема лишь в том, что некоторые помещения недостаточно просторные, но мы активно решаем эту проблему.Заработала «горячая" телефонная линия для абонентов ТГК-11 на базе Тепловых сетей.
— Тариф за тепло с 1 января насколько увеличился?
— Рост среднеотпускного тарифа составил 6,9%. Тариф на горячую воду установлен приказом РЭК на уровне 570,73 рубля за 1 Гкал, на пар – 617,17 рубля за Гкал. Это самое минимальное увеличение тарифов среди всех поставщиков услуг. При их утверждении на ряд составляющих применялся понижающий коэффициент. Мы даже недотянули до минимального уровня в связи с ростом цен на основные ресурсы. Чтобы их покрыть, мы вынуждены снижать другие затраты. Это может привести к рискам в работе филиала. Но на конечном потребителе это сказаться не должно.
— Каких изменений ждать потребителям тепла от нового года?
— С начала года у ТГК-11 будет своя квитанция, так что за январь потребителям из числа физических лиц нужно будет уже оплачивать электроэнергию и тепло по разным квитанциям. Мы провели по этому поводу большую разъяснительную работу, встречались с общественными организациями, со старшими по домам и увидели, что понимание в этом вопросе есть. Для юридических лиц порядок расчетов не меняется. Но если сегодня индивидуальные предприниматели получают платежные документы в Теплоэнергосбыте, то в будущем они будут иметь возможность выбирать вариант оплаты потребленных услуг – в банке, окружных отделах продаж. Юридические лица, имеющие приборы учета, смогут передавать нам информацию в электронном виде посредством электронно-цифровой подписи. Предприятий также коснутся изменения, которые произошли в законодательстве. Прежде всего, конечно, я имею в виду закон об энергосбережении, а также выход в свет постановления № 816, определяющего порядок авансирования юридических лиц и регламент оплат.
— А кто будет устанавливать приборы учета тепла в многоквартирные дома, как это предусматривает законодательство?
— Закон об энергосбережении говорит только о том, что общедомовые приборы учета должны быть. Никаких регламентирующих подзаконных актов пока не принято, как нет и решений, за чей счет будут устанавливаться приборы учета. Для потребителей это накладно. Даже если приобрести самый недорогой прибор учета, который еще неизвестно сколько отработает, то с проектными работами и переделкой теплового узла затраты могут составить 60-70 тысяч рублей. Одно дело, если дом большой. А если пятиэтажка на три подъезда, например, то такие расходы будут по карману далеко не всем.
— Не опасаетесь, что эти коллективные приборы учета заставят устанавливать поставщиков тепла?
— Если государство примет решение о том, что это мы должны будем устанавливать приборы учета в жилые объекты, то мы, конечно, будем этим заниматься. Вопрос только в одном — в финансировании. В настоящее время узлы учета ставятся в рамках программы капитального ремонта, которая финансируется из федерального бюджета. Только в прошлом году по этой программе было «оприборено» порядка 150 многоквартирных домов.
— А каков на сегодняшний день процент жилья, оснащенного системами учета?
— От теплоисточников ТГК-11 в настоящее время запитано 5625 домов, в том числе 1800 индивидуальных жилых. Из многоквартирных порядка 300 домов имеют приборы учета. Получается, что меньше 10%.
— Пару лет назад, насколько я знаю, у отдельных омичей возникали проблемы с установкой внутриквартирных приборов учета тепла. А как сегодня?..
— Дело в том, что в старых многоквартирных домах, где по проекту предусмотрена вертикальная разводка, приборы в части корректности учета потребленного тепла установить проблематично. По закону можно, да, но при этом нужно будет учесть все перетоки тепла и потребитель должен доплачивать за ту часть тепла, которая поступает в его квартиру от соседей. Если потребитель на это согласен, то проблем нет. Главное, чтобы он раз в месяц не забывал снимать показания с прибора и при необходимости мы могли получить доступ в квартиру, чтобы проверить данные, которые сохраняются в фискальной памяти.
— Какие планы у СП «Теплоэнергосбыт» на 2010 год?
— Сама по себе система продаж тепловой энергии давно выстроена. Но чтобы она была эффективной и гибкой, необходимы изменения, учитывающие интересы потребителей. Сегодня, например, основная доля платежей физических лиц идет через отделения Почты России. В итоге появляются очереди. Мы постараемся в этом году перераспределить потоки, перевести их частично на других наших контрагентов: ОТП-Банк, Сбербанк, ТрансКредитБанк. Есть еще три банка, с которыми планируется заключить договоры. Оплату услуг потребители смогут произвести через банкоматы. В планах и максимально широкое использование возможностей Интернета, чтобы наши потребители, не покидая дома или офиса, смогли получать на нашем сайте любую информацию, узнать, например, состояние расчетов, распечатать квитанцию, платежное поручение и так далее.
— Не могу не спросить о динамике дебиторской задолженности. Она растет последнее время или снижается?
— В целом дебиторская задолженность по теплу за 2009 год выросла, но в декабре нам ее удалось сократить на 60 млн рублей. По юридическим лицам задолженность сегодня вообще не очень высокая — порядка 250 млн рублей. Основная часть проблемных потребителей — это физические лица. С ними мы сегодня активно работаем. В декабре, например, провели акцию по погашению дебиторской задолженности «Сделай себе подарок к Новому году». Тем, кто в рамках этой акции полностью погасил задолженность до 31 декабря, мы списывали пеню. В размере 300 рублей полностью, а свыше 300 рублей — половину. И эта акция, кстати, имела очень неплохой эффект. В ней приняли участие почти 23 тысячи потребителей, и почти 30 млн рублей было собрано дополнительно. Однако это мероприятие единовременное. В первую очередь мы обязаны ориентироваться на добросовестного потребителя.
— А до нуля дебиторку довести невозможно?
— Практически невозможно. В 2009 году процент оплаты за тепло с населения был на уровне 98%. Это хороший результат даже для некризисного года. Если мне кто-нибудь скажет, что он собрал с населения платежи в стопроцентном объеме, я ему за свой счет поставлю бронзовый бюст.
— Вы долго возглавляли это направление в ОАО «Омская энергосбытовая компания». Легко ли вам далось решение об уходе в ТГК-11?
— Признаюсь честно – нелегко, мне предлагали достаточно интересную работу в сбытовой компании. Но причин здесь несколько. Работая в энергетике, в основном я занимался реализацией тепловой энергии. Это направление мне близко, я его чувствую. Повлияло и имя ТГК-11, статус компании – это тоже сыграло решающую роль. Третья причина – возможность возглавить самостоятельное подразделение, где несешь ответственность и можешь влиять на весь процесс – от планирования до исполнения задуманного. В какой-то степени это возможность самореализации.
— Что поменялось в этой работе для коллектива? Команда та же?
— Костяк команды, сформированной в Омскэнергосбыте, остался тем же. Если бы я и внес какие-то изменения, то минимальные. В коллективе работают грамотные специалисты, способные быстро реагировать на изменение ситуации и запросы рынка. Важно, что, несмотря на видимую рутинность нашей работы, они находят в ней возможности для творчества, могут быть психологами, когда общаются с потребителем. Но только так можно получить от нее удовлетворение.
? А как вы отдыхаете?
? Я заядлый рыбак, поэтому, когда появляется малейшая возможность, стараюсь сбежать к ближайшему водоему. К сожалению, времени не хватает — иногда даже на семью. В свободное время занимаюсь автомобилем, люблю читать – в числе близких мне авторов Герман Гессе и Борис Пастернак. Иногда выбираюсь в театр. На этом мои возможности по времени, к сожалению, и ограничены.