Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

«Омский бекон» и «Вимм-Билль-Данн» конкурентам не по зубам

24 февраля 2010 14:10
0
1691

Проект региональной программы развития конкуренции в Омской области на 2010-2012 годы обсудили участники круглого стола, состоявшегося в областном министерстве экономики 19 февраля. В центре программы — четыре рынка с низким уровнем конкуренции — агропродовольственный, машиностроительный и рынки нефтепродуктов и нефтехимии.

Даешь конкурентов

Высокая конкуренция, по данным областного министерства экономики, в регионе сложилась в сфере розничной торговли, в деревообрабатывающей и легкой промышленности. Самый низкий уровень конкуренции зафиксирован на рынках нефтехимическом и нефтепродуктов, машиностроительном, агропродовольственном и строительном. Эти рынки имеют сильное влияние на развитие региональной экономики и в программе по развитию конкуренции заявлены приоритетными.

— На рынке нефтепродуктов основным барьером для развития конкуренции является доминирующее положение Газпром нефти и ее дочерних подразделений в регионе, сбытовая и ценовая политика этой компании. Мерами по преодолению этого барьера могут стать стимулирование компаний к участию в биржевых торгах, оптимизация системы государственного заказа на поставку нефтепродуктов, усиление аналитической работы по мониторингу цен на нефтепродукты, наконец, разработка конкретных мероприятий, к примеру рациональное размещение АЗС, — рассказала начальник департамента экономического развития минэкономики Омской области Ирина БАРАНОВА.
Проблемы, характерные для конкурентной среды на агропродовольственном рынке Омской области, по данным минэкономики, заключаются в сложностях со сбытом (в том числе и из-за высокой обеспеченности региона собственными сельхозпродуктами) и в наличии крупных вертикально интегрированных компаний («Омский бекон», «Вимм-Билль-Данн»). В качестве мер по преодолению этих барьеров в программе предложены расширение рынка сбыта, формирование производств с замкнутым циклом переработки, строительство сельскохозяйственного рынка в Омске, центров приемки и хранения сельхозпродуктов в районах области. На строительном рынке традиционно отметили снижение спроса на жилье, длительное оформление документации, высокую стоимость стройматериалов.

-Некоторые моменты в создании условий для развития конкуренции в регионе действительно зависят от нас с вами, – продолжил разговор президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, — Так, если говорить о земле. Тут намного важнее для предпринимателей не время оформления участка под строительство, а кадастровая стоимость земли. Кроме того, вступивший в силу закон о торговле, может быть, не до конца проработан, но он дает возможность некоторые его позиции доработать на уровне субъекта. И этим нужно воспользоваться.
Кроме того, СВАТКОВ предложил минэкономики совместно с Союзом организаций торговли в перспективе переоценить географическое размещение торговых объектов в городе. «Я думаю, что высокая концентрация торговых площадей в одном месте на Левобережье будет отрицательно влиять на дальнейшее развитие экономики города», — отметил между прочим Борис СВАТКОВ.

В регионе или за пределами?

Министр экономики Омской области Игорь МУРАЕВ предложил включить в программу развития конкуренции внутри региона меры по выходу омских предприятий на общероссийский и мировой конкурентный рынок. «Если говорить о развитии конкуренции, нужно спрашивать себя, эта конкуренция — между кем и кем? И за что? Если между хозяйствующими субъектами в регионе, то их цель — получить рынки. Если между регионами, то это конкуренция за ресурсы — за федеральные ресурсы, за ресурсы частных инвесторов», — развивал мысль МУРАЕВ. Его поддержала начальник управления экономического развития минэкономики Омской области Ирина БАРАНОВА: «Подобные проблемы с определением уровня развития конкуренции возникают у всех регионов при реализации федеральной программы. Все-таки неправильно замыкать развитие конкуренции, а значит, и экономики, в пределах региона». По мнению директора омского филиала Всероссийского финансово-экономического института Валерия КАРПОВА, программа о развитии конкуренции должна касаться всех уровней: «Конкурентоспособность – это потенциальная энергия, которую мы должны запасать, чтобы никакие кризисы не могли серьезно повлиять на жизнедеятельность региона».
«Если мы говорим о внутрирегиональной конкуренции, — добавил президент регионального объединения работодателей Александр ТРЕТЬЯКОВ, — она преследует цели развития в регионе собственного производства и понижения уровня цен. Это в первую очередь должно быть отражено в программе. Следующий этап развития конкуренции – в рамках Федерации. Здесь нам с вами необходимо выдвигать для предприятий разные стимулы, которые будут помогать им продвигаться в жестких условиях межрегиональной конкуренции». Завершил дискуссию о масштабах программы президент Ассоциации нефтехимических предприятий Омской области Александр ПОКОЕВ, заявив, что объять необъятное невозможно и для начала нужно решить частные задачи внутри региона и лишь потом переходить к общим.

Монополисты поневоле

Понятие монополии, по мнению участников круглого стола, относительно. Так, на взгляд СВАТКОВА, «Матадор — Омскшина», несмотря на большие объемы производства, монополистом в регионе не является — у нее есть серьезные конкуренты в регионе, а объемы производства обусловлены крупными экспортными поставками. «Также и «Вимм- Билль-Данн», который продает в Омске много не потому, что он единственный, а потому, что потребитель отдает предпочтение его продукции. То есть это точно не монополист», — подхватил МУРАЕВ.

Алексей АСТАШОВ предложил представителям минэкономики оказывать информационную поддержку товарам местных производителей, ввести что-то вроде регионального знака качества. На это Игорь МУРАЕВ возразил, что любые подобные меры – в компетенции общественных организаций. «А если этим займемся мы, то коллеги, — сказал министр экономики Омской области, кивая на специалистов из УФАС, — нас немедленно поправят. Мы, когда формируем госзаказ, даже не имеем права указывать наименование товара. Не можем, к примеру, написать «поставка автомобиля «Волга», а можем писать лишь «поставка автомобиля «Волга» или эквивалента». А какой может быть эквивалент у «Волги»? Начальник управления строительства областного минстроя Сергей КОШЕЛЕВ предложил к работе по выводу омских производителей на внешний рынок привлечь Омскую торгово-промышленную палату. Однако, по мнению президента ассоциации пищевой и перерабатывающей промышленности Евгении ДРОБЫШЕВОЙ, продукция Омского региона и без поддержки общественных организаций может выходить за пределы области: «Если в регионе не включены определенные административные ресурсы, наша конкурентоспособная продукция входит туда спокойно. Если административные ресурсы включаются, там, ничего не поделаешь, могут оказать влияние только антимонопольные комитеты». По словам ДРОБЫШЕВОЙ, возглавляемая ею общественная организация уже подала жалобы в антимонопольные службы тех регионов, в которых омской продукции (в том числе водке «Пять озер») создавались сложности при входе на рынок.
«Я почему такой занудный, я как учитель из анекдота о грузинской школе: пока сам не пойму смысл этого документа, вряд ли выйду с ним на правительство», — не отступал от поисков истины Игорь МУРАЕВ до самого конца заседания. Коллеги успокоили его тем, что документ этот (проект программы по развитию конкуренции в Омской области на 2010-2012 годы) является рабочим и может без конца дополняться и видоизменяться. На том заседание круглого стола и закруглилось.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.